Анализ и планирование товарооборота предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Уход российского общества от системы плановой экономики и вступление в рыночные отношения коренным образом изменили условия функционирования коммерческих предприятий. Предприятия, для того, чтобы выжить, должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства. В противном случае они могут оказаться на грани банкротства.
В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его возможность рационально использовать и рассчитывать сырье, продукцию, материалы и трудовые ресурсы.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Сущность товарооборота............................................................................8
1.1. Роль товарооборота и его значение в экономике страны.............8
1.2. Состав товарооборота ......................................................................13
1.3. Факторы, влияющие на товарооборот............................................16
1.4. Методика анализа товарооборота ..................................................22
2. Планирование показателей предприятия общественного питания....24
2.1. Характеристика работы ресторана «Россич»................................24
2.2 Анализ товарооборота ресторана «Россич»....................................26
2.3. Планирование товарооборота ресторана «Россич»......................29
Заключение....................................................................................................32
Источники и литература..............................................................................34
Приложения.................................................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 2.03 Мб (Скачать файл)

На предприятиях питания, кроме производства и реализации продукции собственного производства, осуществляется продажа покупных товаров, к которым относятся готовая продукция, не требующая кулинарной обработки. Покупные товары поступают в готовом виде от других предприятий (например, предприятий пищевой промышленности). Покупные товары дополняют, а в ряде случаев и заменяют некоторые виды продукции собственного производства. Следовательно, к покупным относятся товары, приобретённые в других организациях и отпускаемые населению без какой-либо обработки. Это - хлеб и хлебобулочные изделия, консервы, реализуемые в банках, кондитерские изделия, мороженое, фрукты, ягоды и др. Кроме того, к покупным товарам относят изделия, которые не являются продуктами питания, – алкогольные и безалкогольные напитки, пиво, табачные изделия, спички.

Отдельные предприятия  продают готовую продукцию или  полуфабрикаты другим предприятиям общественного питания и розничной  торговли. В результате такого рода реализации продукты питания ещё  не поступают в сферу личного  потребления, поэтому их товарооборот является оптовым. Поскольку товары при этом не выходят за пределы отрасли, такой товарооборот самостоятельного отраслевого значения не имеет.

Сумма оборота от реализации продукции собственного производства (розничного и оптового) и оборота от реализации выкупных товаров образует общий оборот общественного питания, то есть валовой. Валовой товарооборот характеризует полный объём производственной и торговой деятельности предприятия общественного питания. По отношению к нему планируют и учитывают другие показатели:

    • издержки производства и обращения,
    • расходы на оплату труда,
    • прибыль и др.

Товарооборот планируют  и учитывают в розничных ценах, включая наценку общественного  питания.

Роль и значение товарооборота  как экономического показателя заключаются в следующем:

    • товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия питания;
    • по удельному весу товарооборота предприятия питания в товарообороте региона отрасли можно судить о доли предприятия на рынке;
    • товарооборот в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
    • по доле товарооборота предприятия питания, в товарообороте региона определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30%);
    • по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).
    •  
    1. Состав товарооборота.

 

 

В состав розничного товарооборота общественного  питания включается:

1. Продажа предприятиями общественного питания населению:

а) за наличный расчет готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки (блюд, кулинарных, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий) и покупных товаров, реализованных через обеденный зал или буфет, включая отпуск обедов на дом, через магазины и отделы кулинарии, палатки, ларьки, киоски, развозную, разносную и другую торговую сеть, принадлежащую предприятию общественного питания;

б) готовых изделий  и полуфабрикатов собственной выработки, покупных товаров рабочим и служащим с последующим удержанием их стоимости  из заработной платы - включается в  розничный товарооборот по моменту  фактического отпуска питания или  товара по ценам фактической реализации;

в) стоимость  питания, отпускаемого по абонементам  и талонам работникам других юридических  лиц и их обособленных подразделений - включается в розничный товарооборот по моменту фактического отпуска  питания по цене фактической реализации;

г) стоимость  питания, отпускаемого работникам колхозов, совхозов (включая механизаторов  и лиц, привлеченных на сельхозработы), других предприятий и организаций  с оплатой по безналичному расчету, в счет взаиморасчетов или товарообмена - включается в розничный товарооборот по моменту фактического отпуска питания по цене реализации. Если обеденная продукция производится из давальческого сырья, то в объем розничного товарооборота включается только выручка за ее изготовление;

д) выручка предприятий общественного питания от продажи цветов, сувениров, табачных изделий и других непродовольственных товаров.

 

2. Продажа по  безналичному расчету готовых  изделий и полуфабрикатов собственной  выработки организациям социального  назначения, а именно: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения.

3. Продажа за  наличный расчет юридическим лицам, их обособленным подразделениям готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки, покупных товаров.

4. Предприятия  общественного питания, находящиеся  на балансе юридических лиц,  в объем розничного товарооборота  включают только ту часть стоимости питания работников своего предприятия, которая оплачена самими работниками; стоимость питания, отпускаемого работникам других предприятий, организаций учитывается в объеме розничного товарооборота по фактической цене реализации по моменту отпуска питания, включая доплату предприятия.

В состав розничного товарооборота общественного  питания не включается:

1. Продажа по  безналичному расчету готовых  изделий и полуфабрикатов собственной  выработки, покупных товаров юридическим  лицам и их обособленным подразделениям, не относящимся к организациям социального назначения.

2. Стоимость  питания отпущенного бесплатно  (за счет средств бюджета) отдельным  категориям населения (учащимся, больным, находящимся на стационарном  лечении, пенсионерам, безработным  и др.) предприятиями общественного питания, подведомственными Минобразованию, Минздраву, Минсоцзащиты.

Стоимость питания  и товаров, реализованных этими  предприятиями общественного питания  за наличный расчет населению и по безналичному расчету организациям социального назначения, включается в объем розничного товарооборота.

3. Стоимость  питания и обслуживания на  банкетах, презентациях, поминках и  других мероприятиях, оплаченных  юридическими лицами, их обособленными  подразделениями по безналичному расчету.

4. Стоимость возвращенной поставщикам тары.

5. Внутренний  отпуск продукции и товаров  в пределах предприятия (организации) общественного питания.

6. Стоимость  сырья заказчика (давальческое сырье).

7. Выручка за  просмотр концертных программ, биллиардных,  танцевальных, игровых залов, видеосалонов, входная плата в рестораны, бары и

 

1.3. Факторы, влияющие на товарооборот.

 

 

Выполнение  плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной  деятельности предприятия общественного  питания зависят от трёх групп факторов:

1) от обеспеченности  товарными ресурсами, правильности  их распределения и использования;

2) от обеспеченности  трудовыми ресурсами, эффективности  использования рабочего времени,  производительности труда работников  общественного питания;

3) от состояния,  развития и использования материально-технической базы предприятия питания.

Первая  группа факторов

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в общественном питании. Под словом «товарооборачиваемость» понимается время обращения продуктов со дня их поступления до дня их расхода, а также скорость оборота сырья и покупных товаров.

Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания продуктов в виде товарного запаса.

Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами продукты, а вложенные в них средства.

Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение для экономики: высвобождаются оборотные средства, вложенные в сырьё и покупные товары; снижаются товарные потери и другие издержки производства и обращения; сохраняется качества продукта и т.п.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения сырья и покупных товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул:

 

Тдн =

,    или     Тдн =
,

  где Тдн – товарооборачиваемость в днях,

Зср – средние товарные запасы;

Д – количество дней анализируемого периода;

Р – реализация продукции собственного производства и покупных товаров (товарооборот);

Рдн – среднедневной объём товарооборота.

 

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости  может проводиться также и  по отдельным предприятиям питания. Методика и последовательность их изучения на предприятии такая же, как и по организации общественного питания.

Вторая  группа факторов.

Вторым фактором успешного развития товарооборота  и выпуска собственной продукции является обеспеченность трудовыми ресурсами; правильность установления режима труда; эффективность использования рабочего времени; рост производительности труда.

Анализ начинают с изучения укомплектованности штатов поваров, кассиров, раздатчиц, официантов, других работников и эффективности  использования рабочего времени. Если по отдельным категориям работников фактическая численность ниже плановой, то выясняют причины и принимают меры по укомплектованию штатов и повышению эффективности труда работников.

На предприятиях питания часто недоукомплектованы штаты рабочих по первичной обработке сырья, поваров, грузчиков, уборщиц и некоторых других работников, что требует изыскания резервов комплексного централизованного снабжения в течение года полуфабрикатами высокой степени готовности и быстрозамороженными блюдами в достаточном количестве, механизации и автоматизации мойки посуды, уборки помещений, выполнения транспортных и других трудоёмких работ. Тем более что уровень механизации труда в общественном питании в настоящее время не превышает 25 процентов.

Численность работников общественного питания изучают в разрезе следующих групп:

1) работники  производства;

2) работники  обеденного зала;

3) торговые работники  (включая работников склада);

4) административно-управленческий  персонал.

Изучают также  качественный состав работников: обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием (работников производства – по разрядам), стаж работы, в том числе на данном предприятии, возраст и т.п.

Среднегодовую выработку на одного работника предприятия  питания можно представить как произведение среднечасовой их выработки на среднюю продолжительность рабочего дня и на среднее число дней, отработанных одним работником за год. Отсюда на выполнение плана и динамику товарооборота можно измерить влияние четырёх трудовых факторов:

1) среднесписочной  численности работников;

2) среднего количества  дней, отработанных одним рабочим  за год;

3) средней продолжительности  рабочего дня;

4) среднечасовой выработки  на одного работника.

Для оценки постоянства (закреплённости) кадров определяют долюработников, проработавших на данном предприятии более года.

Производительность  труда работников общественного  питания определяется экономическими, техническими, технологическими, организационными и социальными факторами. Комплексное и глубокое их изучение позволяет полнее выявить и реализовать резервы повышения эффективности труда. Производительность труда на предприятиях питания обычно анализируют в целом по всем работникам и по отдельным их группам. В частности, рассчитывают в стоимостном выражении выработку на одного работника предприятия (отношением объёма товарооборота к среднесписочной численности работающих) и на одного работника производства (отношением выпуска собственной продукции к численности работников производства).

Третья группа факторов

Большое влияние  на развитие товарооборота и выпуска  собственной продукции оказывают состояние и использование материально-технической базы общественного питания. Под материально-технической базой прежде всего имеют в виду основные средства (фонды). В общественном питании по принадлежности они подразделяются на собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные. В процессе анализа основные средства должны изучаться комплексно, независимо от их принадлежности. Основные средства подразделяют также на производственные и непроизводственные. Производственные основные фонды классифицируются по отраслям народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, общественного питания и т.п. Непроизводственные основные средства включают здания, сооружения и инвентарь, находящиеся в ведении жилищно-коммунальных хозяйств, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения, культуры, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения.

Информация о работе Анализ и планирование товарооборота предприятия общественного питания