Техника составления и структура бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ни одно предприятие не сможет работать прибыльно без тщательно подготовленного бизнес-плана. Бизнес-план дает детальные пояснения, как будет происходить управление бизнесом, с тем, чтобы обеспечить его прибыльность, а также возвратность инвестиций. Постоянные изменения экономической среды, в которой действует компания, предполагают уточнение и пересмотр бизнес-плана, что в свою очередь, требует выработки механизма привлечения управленческого персонала к данной работе. В общем случае бизнес-план составляется для внешних и внутренних целей. Внешняя сторона бизнес-плана предназначается для оправдания доверия инвесторов и кредиторов, убеждения их в потенциальных возможностях компании, компетентности ее сотрудников.

Вложенные файлы: 1 файл

бизнес план.docx

— 112.96 Кб (Скачать файл)

Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специализированные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работников предприятия, хорошо знающих внутреннюю среду фирмы и свое дело.

 Пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа .

1.4 Структура бизнес-плана

 

 Формирование представлений  о бизнес-плане – это следующий  шаг после определения сферы  деятельности, цели деятельности, цели  составления бизнес-плана, определения  названия предприятия или проекта.  Бизнес-план должен быть представлен  в форме, позволяющей заинтересованному  лицу получить четкое представление  о существе дела и степени  его участия в нем. Бизнес-план  должен быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру. Объем и степень детализации разделов определяются спецификой и областью деятельности фирмы. Первое представление о бизнес-плане может дать его структура, которую и нужно сформировать.

 Существует один испытанный  принцип составления любого бизнес-плана:  он всегда должен быть кратким,  но компетентным.

 Бизнес-план может  иметь следующую примерную структуру.

  1. Обложка

 Обложка (титульный  лист) и первая страница бизнес-плана  предполагают решение двух задач:  сформировать хорошее впечатление  о документе и зафиксировать  определенный минимум информации. Если предприниматель хочет сразу  расположить к себе предполагаемых  инвесторов, то ему нужно уделить  отдельное внимание обложке. Будет  лучше, если обложка сделана  на хорошей бумаге с логотипом  фирмы. Это придаст бизнес-плану  определенную солидность. В то  же время нужно сделать обложку  как можно проще.

 Должна быть представлена  следующая информация: информация  об авторе, информация о предприятии,  деловая часть (описание целей  и сути предлагаемого проекта,  потенциальных возможностей и  перспектив), размер необходимых  инвестиций — текущие и ожидаемые  потребности (стоимость проекта), ссылка на конфиденциальность  информации.

  1. Содержание

 Содержание должно  отразить основные разделы бизнес-плана  и помочь будущим инвесторам  понять суть предложения предпринимателя.

 

  1. Деловое резюме

  Деловое резюме иначе называют кратким изложением. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над самим бизнес-планом, но обычно помещается в начале.

  Резюме — это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» всего мероприятия. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно от «А» до «Я». Нужно добиться того, чтобы резюме можно было прочесть за несколько минут. Более того, если бизнес-план содержит конфиденциальную информацию, то деловое резюме должно быть сформулировано как достаточный документ без каких-либо ссылок, чтобы инвестор мог принять решение о необходимости ознакомления с секретной информацией .

 В резюме нужно в  нескольких пунктах раскрыть  бизнес-план в сжатой форме:

 Раздел 1. Цель плана.  Основные задачи. Цель бизнеса.

 Раздел 2. Привлекательность  бизнеса, его уникальные преимущества.

 Раздел 3. Анализ рынка  (характеристики сегмента рынка  и его размер).

 Раздел 4. Описание предприятия.  Описание продуктов и услуг.

 Раздел 5. Маркетинговая  стратегия. Сбытовая стратегия.

 Раздел 6. Собственники  и управляющие предприятия.

 Раздел 7. Оценки будущих  прибылей и объемов продаж.

 Раздел 8. Процедуры возврата  займов и кредитов инвесторам.

 Раздел 9. Потребность  в капитале или других ограниченных  ресурсах.

 Такое резюме позволит  сделать быстрый обзор всего  бизнес-плана.

  1. Общая ситуация в сфере бизнеса, выбранной предпринимателем

 Этот раздел подготавливает  читателя к лучшему пониманию  того, что ему предлагает предприниматель,  т.е. как предприятие вписывается  в общую картину. Какие существуют  перспективы в той отрасли  деятельности, к которой относится  описываемый бизнес.

 Раздел должен включать  следующие пункты: потенциал данного  бизнеса (возможности роста бизнеса), названия новых продуктов, разработок  и услуг, экономические тенденции  в отрасли, перспективы и тенденции  в данной отрасли и экономике  в целом.

  1. Описание предприятия

  При описании предприятия необходимо ответить на такие вопросы: точная характеристика предприятия, историческая справка о бизнесе или о разработках продукции, экономические тенденции развития отрасли, описание организационной структуры предприятия, факторы, влияющие на бизнес (экономические факторы, сезонность, зависимость от потребителей или поставщиков), характер исследований и разработок, наличие контрактов и соглашений, подходы к осуществлению производственной деятельности.

  Данный раздел должен дать возможному инвестору информацию о том, как работает рассматриваемый бизнес и почему у него есть уникальная возможность занять достойное место на рынке.

  1. Анализ рынка

 В данном разделе  нужно обратить внимание на  следующие моменты:

  1. экономико-географические данные предполагаемого рынка, в т.ч. размер и данные по населению;
  2. потребители продукции или комплекса услуг;

 

  1. возможный потенциал роста для намеченного рынка;
  2. способность предлагаемого проекта удовлетворять потребности рынка;
  3. принципы привлечения новых клиентов без потери прежних.

 При описании выбранного  рынка необходимо помнить, что  силу анализа определит именно  проведенное исследование. Чтобы  не тратить понапрасну время,  нужно использовать таких помощников, как: библиотеку, средства массовой  информации и телефон. Можно  также воспользоваться уже имеющейся  информацией и статистикой по  данному вопросу, которую можно  найти в книгах и журналах.

7)Ожидаемые проблемы и меры по их преодолению

 Этот раздел бизнес-плана  достаточно часто отсутствует  по двум причинам: отсутствие  стандартных рекомендаций при  выявлении сильных и слабых  сторон и нежелание составителя  указывать свои недостатки и  проблемы. Данный раздел дол-жен определить стратегию предпринимателя на случай непредвиденных обстоятельств для преодоления возможных препятствий. Вот некоторые из них: юридические факторы (возможные изменения в законодательстве, политическая обстановка в стране), работа на конкурентном рынке (возможные действия конкурентов), слабые стороны данного бизнеса (появление новой продукции на данном рынке, появление более дешевой продукции), защита авторских прав и информации, непредвиденные обстоятельства, связанные с персоналом (реакция на уход ведущего персонала и руководства), кадровые проблемы (возможное увеличение продолжительности работы).

 Именно этот раздел  должен отразить то, что предприниматель  изучил практически все нюансы  своего бизнеса, и готов решать  все проблемы, которые могут появиться  у него на пути .

 

8) Маркетинговый план

 Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших  частей бизнес-плана, поскольку  в нем непосредственно говорится  о характере намечаемого бизнеса  и способах, благодаря которым  предприниматель может рассчитывать  на успех.

 Предприниматель должен  подготовить такой маркетинговый  план, который способен пробуждать  мысль. Маркетинговый план должен  не просто представить концепцию,  но «продать» бизнес как привлекательную  возможность для инвестиций, как  кредитный риск с заманчивыми  перспективами.

 Кроме того, раздел  должен быть написан в такой  манере, которая была бы понятна  широкому кругу людей — от  менеджеров до членов совета  директоров крупного банка.

 Маркетинг является  одним из важных условий на  пути фирмы к успеху. Многие  фирмы, имевшие действительно  нужный потребителю товар, потерпели  неудачу из-за неправильного маркетинга  или вообще отсутствия такового. Поэтому при оценке бизнес-плана  огромное внимание предприниматель  обязан уделить именно этому  разделу. Если не определена  реальная потребность в товарах  или услугах, то никакой талант, никакие капиталы не помогут  фирме добиться успеха в данной  области.

 Всегда нужно помнить  о четырех ключевых моментах  маркетинга:

  1. Реклама.
  2. Обширные деловые связи.
  3. Искусство сбыта товаров и услуг.
  4. Исследование рынка.

Предприниматель должен задать себе всего один вопрос: как он собирается, не тратя на это деньги, довести  до клиентов информацию о том, кто  он есть и какие представляет услуги или же выпускает товары?

 Сначала он должен  рассмотреть и изучить свой  рынок. На этом зиждется первое  правило маркетинга — нужно  знать свой рынок.

 Предприниматель должен  разработать безупречный маркетинговый  план и тогда его прибыли  будут возрастать. Маркетинговый  план — это шанс показать  себя в самом выгодном свете  как предпринимателя.

 В маркетинговом плане  нужно тщательно рассмотреть  и отразить следующие проблемы:

  1. Маркетинговые стратегии, которые будут использоваться.
  2. Причины выбора каждой конкретной стратегии.
  3. Ценовая политика предприятия, анализ цен конкурентов, приемлемость цен для потребителя.
  4. Маркетинговый бюджет.
  5. Политика в области гарантий.
  6. Презентация и упаковка.
  7. Квалифицированный персонал.
  8. Методы изучения реакции рынка на ту или иную маркетинговую стратегию.
  9. Подходы к сравнению различных маркетинговых стратегий.

10)Намерения предпринимателя относительно рекламы.

11) Методы стимулирования продаж.

12)Роль средств массовой информации в стимулировании продаж и затраты, связанные с этим.

9) Финансовые прогнозы

 Этот раздел — основа  основ бизнес-плана, точка отсчета  во времени. Именно его необходимо  посвятить планированию финансового  обеспечения деятельности фирмы  с целью наиболее эффективного  использования имеющихся денежных  средств. Потенциальные инвесторы  с особой тщательностью и интересом проанализируют финансовые принципы предлагаемого проекта.

 Необходимо разработать совокупность следующих документов: оперативный план (прогноз) продаж, план (прогноз) о прибылях и убытках, план (прогноз) движения денежных средств, прогнозный баланс.

 Подобный перечень  документов становится привычным  и для российских предпринимателей, он соответствует требованиям  мировой практики. В российском  законодательстве прослеживается  устойчивая тенденция приближения  к мировым стандартам.

 Продолжительность планово-отчетных  периодов в зависимости от  конкретных условий может изменяться  в пределах: месяц, квартал, полгода,  год.

10)Календарный план

 Эта часть бизнес-плана  наиболее полно соответствует  названию (план) и определяет следующие  этапы действий:

1) устанавливает время  ожидаемого финансирования;

2) определяет все маркетинговые  действия с привязкой к реальному  календарю;

3) представляет производственную  программу и график поставок, обеспечивающий требуемый объем  продаж.

  Именно календарный план поможет обеспечить систематический контроль за деятельностью предприятия. Он имеет решающее значение для компании.

Информация о работе Техника составления и структура бизнес-плана