Теоретические основы бизнес-планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:51, реферат

Краткое описание

Цель – это желаемое состояние будущего, которого и пытается достичь организация. Значение целей определяется тем, что каждая организация существует ради некоего результата, а цели позволяют как определить, так и достичь эту информацию до сотрудников и общества. План является "маршрутом" движения организации к поставленным целям. Реально маршрут предполагает размещение и распределение ресурсов фирмы, компании, организации во времени и в пространстве, используя которые, организация достигнет поставленных целей. Планирование – это процесс определения целей организации и средств их достижения. По существу процесс планирования направлен на выработку обращений.

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес-план.docx

— 87.46 Кб (Скачать файл)

1.Теоретические основы бизнес-планирования.

Цель – это желаемое состояние будущего, которого и пытается достичь организация. Значение целей  определяется тем, что каждая организация  существует ради некоего результата, а цели позволяют как определить, так и достичь эту информацию до сотрудников и общества. План является "маршрутом" движения организации к поставленным целям. Реально маршрут предполагает размещение и распределение ресурсов фирмы, компании, организации во времени и в пространстве, используя которые, организация достигнет поставленных целей. Планирование – это процесс определения целей организации и средств их достижения.  По существу процесс планирования направлен на выработку обращений. Фирма вырабатывает в процессе планирования обращение к внешним и внутренним (по отношению к фирме) аудиториям. Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. В основе бизнес-планирования лежит разработка бизнес-плана. Бизнес-план – документ, содержащий описание будущего бизнеса. Бизнес-план – подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия. Проработанный бизнес-план представляет собой рабочий инструмент, с помощью которого осуществляются управление предприятием и контроль за его деятельностью. В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Это функция необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о представлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия независимо от его размеров. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджер данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования. В наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.


2. Сущность и значение Б-П.  в управлении предприятием.

Бизнес-планирование (деловое  планирование) – самостоятельный  вид плановой деятельности, которая  непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху. Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик. Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего. Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка. Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием. Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

1) заставляет руководителей  мыслить перспективно;

2) обеспечивает основу  для принятия эффективных управленческих  решений;

3) увеличивает возможности  в обеспечении фирмы необходимой  информацией;

4) способствует снижению  рисков предпринимательской деятельности;

5) ведет к четкой координации  действий всех участников бизнеса;

6) позволяет предвидеть  ожидаемые перемены, подготовиться  к внезапному изменению рыночной  обстановки.

3. Состав и структура разделов Б-П.

Состав, структура и объем  бизнес-плана определяется спецификой вида дея­тельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, что чем круп­нее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обосно­ваннее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значи­тельно проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного произ­водства. Состав и структура бизнес-плана также зависит от размеров предлагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учиты­вать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана. Особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты могут быть вынесены в особый раздел плана для более пристального изучения. В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснова­ния инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрак­тов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степе­нью конкретизации.

Примерная структура бизнес-плана  имеет вид:

1.        Резюме

·      цель плана;

·      потребность  в финансах, их предназначение и  для каких целей они необходимы;

·      краткое  описание бизнеса и его целевого клиента;

·      что делает Ваш бизнес непохожим на бизнес ваших  конкурентов;

·      что именно должно вызывать доверие к вашему бизнесу (отчетные материалы, квалифицированность  руководителя группы и т.д.);

·      выдержки из основных финансовых предложений.

2.        Цели  и задачи

·      анализ идеи;

·      основные направления и цели деятельности;

·      характеристика отрасли промышленности.

3.        Продукт  (услуга)

·      описание продукции (услуги) и её применение;

·      отличительные  качества или уникальность;

·      технология и квалификация, необходимые в вашем бизнесе;

·      лицензии (патентные права);

·      будущий  потенциал.

4.        Анализ  рынка

·      покупатели;

·      конкуренты (их сильные и слабые стороны);

·      сегменты рынка;

·      размер рынка  и его рост;

·      оценочная  доля на рынке;

·      состав вашей  клиентуры;

·      влияние  конкуренции.

5.        План  маркетинга

·      маркетинговая  расстановка (обеспечение конкурентоспособности  продукции (услуг)) – основные характеристики продукции, услуг в сравнении  с конкурирующими;

·      ценообразование;

·      схема распространения  товаров.

6.   План производства

·      расположение помещений;

·      оборудование;

·      источники  поставки основных материалов и оборудования;

·      использование  субподрядчиков.

7.        Управленческий  персонал

·      основной руководящий состав;

·      вознаграждение руководящего состава;

·      краткие  выводы по планированию количества и  состава персонала.

8.        Источники  и объем требуемых средств

·      объем требуемых  средств;

·      откуда намечается получить эти деньги, в какой форме  и к каким срокам;

·      сроки возврата средств.

9.        Основные  пункты финансового плана и  оценка риска

·      объем продаж, прибыль, себестоимость и т.д.;

·      риск, и  каким образом его можно избежать.

10.    Детальный финансовый  план (бюджет)

·      прогноз  объемов продаж;

·      оценки прибыли  и убытков;

·      анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, а затем поквартально);

·      годовую  балансовую ведомость.

4.Особенности Б-П. для малого  предприятия.

Грамотное составление бизнес-плана  – это не только успешный старт  работы компании в любой сфере, но и одна из важнейших составляющих стратегического планирования. Независимо от того, организовываете ли вы новые  компании, реструктуризируете уже работающие на рынке предприятия или покупаете  готовые фирмы – бизнес-планирование является обязательным инструментом управления предприятием.

Многие менеджеры и  владельцы небольших фирм считают, что это прерогатива крупных  компаний, а небольшие организации  вполне могут обойтись и без него. Однако практика показывает, что именно те фирмы, которые на первом этапе  становления, уделили достаточно внимания, времени и средств составлению  бизнес-плана, оказываются в конечном результате наиболее успешными, и надолго  задерживаются на рынке. Кроме того, составление бизнес-плана для  предприятий малых форм собственности  более доступно как в финансовом плане, так и в вопросах системного экономического подхода. Поскольку  небольшие фирмы, как правило, имеют  один вид деятельности (редко несколько  родственных), планирование для них  будет простым и доступным. Одной  из важнейших составляющих бизнес планирования для малых фирм является  тщательная проработка этапов выполнения намеченных целей – многие компании пренебрегают этим. Уделяя внимание лишь долгосрочной перспективе без разбивки на этапы  достижения целей.  В то же время, даже формальное составление бизнес-плана  позволяет руководству фирмы  не только сформулировать и оценить  возможные действия на пути к достижению цели, но и избежать немотивированных финансовых расходов. Если бизнес-план составлен правильно, то уже на этапе  становления своего дела он позволяет  дать предварительную характеристику развития компании, и позволяет ответить на вопрос, стоит ли вообще выходить на данный рынок с товаром или  услугой, и какой будет рентабельность плановых финансовых вложений.

Структура  и методы составления  бизнес-плана зависят от того, для  каких целей он составляется –  для привлечения инвесторов, обоснования  целесообразности кредитования, или  собственно для руководства компании. Поэтому прежде, чем приступить к  планированию, стоит обратиться за консультацией к профессионалам и поручить этот важный этап становления  компании консалтинговой фирме.

1. Цели и планы в бизнесе организации.

Первая цель бизнес плана - это использование его для  разработки стратегии бизнеса, что  является жизненно необходимым в  период создания предприятия, а также  при выработке новых направлений  деятельности.

Вторая цель - планирование. Планирование позволяет оценить  возможности развития направления  деятельности, а также - контролировать процессы внутри компании.

Третьей целью бизнес плана  является привлечение денежных средств - ссуды, кредиты. В современных условиях без кредитных ресурсов практически  невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина  заключается в развившейся практике невозвращения кредитов. Большинство финансовых учреждений сегодня уже не довольствуются балансом и расчетом прибылей и убытков, как это было раньше. Они ориентируются на перспективу экономического успеха предприятий на рынках сбыта. В частности, если речь идет о крупных инвестиционных проектах (инвестиции по приобретению или продаже промышленного оборудования, созданию пилотных установок на основе патентов и т. д.), требующих структурированного финансирования без предварительного представления просчетов, невозможно получить подтверждения на предоставление капитала. Финансирование проектов с привлечением специализированных финансовых учреждений, таких, как Немецкое общество инвестиций и развития (DEG) и Банк по реконструкции (Kf W) в Германии или Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) в Лондоне, Международная финансовая корпорация (IFC), Всемирный банк (International Bank for Reconstruction and Development/ IBRD) и европейская программа TACIS, требует тщательного и систематического заполнения анкет и вопросников в соответствующем бизнес-плане проекта.

Четвертая цель. Привлечение  потенциальных партнеров, которые  пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся  у них технологию. Решение вопроса  о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при  наличии плана бизнеса, отражающего  курс развития компании на определенный период времени.

Пятая цель бизнес плана - это  инструмент контроля и управления, с помощью которого возможно оценить  фактические результаты деятельности за определенный период,

Стратегические планы  определяют последовательность действий, этапы, посредством которых компания намерена достичь стратегических целей. Стратегические планы указывают  на то, как должны распределяться организационные  активы и ресурсы — денежные, человеческие, временные ресурсы  и возможности, — чтобы достичь  целей. Эти планы являются долгосрочными  и могут определять этапы деятельности компании на срок от двух до пяти лет. Стратегические планы разрабатываются для того, чтобы организация за этот период превратила цели в реальность. Результаты, к которым стремятся головные филиалы и подразделения компании, называются тактическими целями. Их устанавливают  менеджеры среднего звена, и они  определяют, что должно делать головное подразделение бизнеса, чтобы организация  достигла своих общих целей. Тактические  планы разрабатываются, чтобы способствовать выполнению крупных стратегических планов и реализации конкретной части  корпоративной стратегии. Тактические  планы обычно имеют более короткий горизонт, чем стратегические —  на следующий год или около  того. Понятие тактики восходит к  военному искусству. В коммерческих организациях тактические планы  определяют, что должны делать крупные  отделения и структурные единицы, чтобы был реализован организационный  стратегический план. Обычно в задачу менеджеров среднего звена входит анализ стратегических планов и разработка конкретных тактических планов. Конкретные результаты, ожидаемые от отделов, рабочих  групп и сотрудников, называются оперативными целями. Они измеримы и поддаются точной оценке. Оперативные  планы разрабатываются на более  низком уровне организации, чтобы определить конкретные действия, необходимые для  достижения оперативных целей и  реализации тактических планов.

Информация о работе Теоретические основы бизнес-планирования