Стратегическое планирование в городском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:17, лекция

Краткое описание

Местные власти, на уровне города или района предоставляя услуги отраслей городского хозяйства жителям и предприятиям города (содержание дорог, водо-, тепло- и энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и прочее), управляют функционированием городской территории и одновременно осуществляют управление ее социально-экономическим развитием.
Задачей города является формирование себя как функционирующей системы, которая может сглаживать воздействия и быстро и эффективно адаптироваться к новым направлениям развития и возможностям.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование социально-экономического развития города.docx

— 837.23 Кб (Скачать файл)

Эти проблемы в свою очередь  разделены на совокупность локальных  проблем и представлены в виде анкеты «Ранжирование глобальных проблем  развития города». Анкеты экспертных оценок заполняются участниками и консультантами деловой игры «Проблема». Обработка  результатов осуществляется методом  ранговой корреляции с определением ранга (приоритета) и среднего балла  по группе экспертов. Анализ результатов  ранжирования глобальных проблем развития городов, показывает разные приоритеты развития различных отраслей и систем города.

Возможные направления перспективного решения выявленных проблем позволяют  разработать стратегию развития города в нескольких вариантах в  зависимости от состояния внешней  среды (STEP-анализ) и внутренней среды города (SWOT-анализ).

В стратегическом менеджменте  принято рассматривать три главных  варианта развития:

  1. пессимистический когда происходит ухудшение социально-экономического положения и качества жизни населения;
  2. реалистичный, строящийся на основе стабилизации социально-экономического положения и качества жизни населения;
  3. Оптимистический, когда наблюдается улучшение социально-экономического положения и качества жизни населения.

При разработке этих вариантов  учитываются сложившиеся за ряд  последних лет основные показатели, характеризующие их динамику и экономическое положение города, а также результаты STEP и SWOT-анализов.

При разработке этих вариантов  за основу принимается сложившееся  за ряд последних лет положение  города.

Стратегии развития крупных  подсистем города необходимы для  принятия альтернативных управленческих решений по выводу из кризиса отдельных  отраслей городского хозяйства и  других сфер города, в зависимости  от состояния внешней среды и  имеющихся ресурсов.

Стратегии нужны для разработки целевых комплексных программ развития экономики, прежде всего в тех направлениях, где город имеет конкурентное преимущество в России или в каком-либо федеральном округе.

Реализация стратегического  плана развития города – процесс  долгосрочный и требующий внесения определенных изменений по мере его  осуществления. Даже проведение ежегодной  оценки результатов, получаемых в результате выполнения отдельных проектов, порой  оказывается недостаточным, чтобы  оперативно принимать решения, которые  бы позволили корректировать реализацию плана, исходя из реально достигнутых  результатов и изменения внешних  условий.

Задачу получения оперативной  информации о ходе выполнения стратегического  плана и работ в рамках программы  его реализации решает мониторинг, который отвечает на вопрос, правильно  ли программа реализуется, в то время  как оценка должна ответить на вопрос, правильная ли программа реализуется

 

Таблица 2 – Основные различия мониторинга и оценки выполнения стратегического плана

Если эксперт по оценке или мониторингу за ходом реализации программы выявит, что ее фактические  результаты очень близки к запланированным, то можно с уверенностью сделать вывод, что она успешно развивается в направлении решения поставленных задач.

Однако если эксперт выявит, что фактические результаты программы  превышают запланированные, или  не достигают их, то потребуется  выявление причин. В этом случае вопрос звучит так: «Что нужно проанализировать для определения причин, в силу которых программа развивается  не так как ожидалось?»

Существуют две области, которые нужно анализировать  во всех случаях несовпадения фактических  результатов с планируемыми:

  • действительно ли осуществлялась деятельность?
  • Верны ли исходные предположения по программе?

Исходные предположения  – это факторы, которые находятся  за пределами прямого контроля программы, например уровень мировых цен  на энергоносители или таможенный режим  тех или иных стран

 

2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

 

Сегодняшнее катастрофическое положение в экономике и социальной сфере большинства российских городов, связано не только с макроэкономической ситуацией в стране но и с неадекватным управлением городским хозяйством и созданием неблагоприятной  обстановки для развития уже существующих и возникновения новых предприятий.

Плохая экология и неразвитость гостиничной инфраструктуры отпугивают не только иностранных, но и российских туристов. Отсутствие развитого рынка  недвижимости, в частности рынка  жилья, становится главным барьером для миграции предприятий и квалифицированной рабочей силы в стране.

Многие города, имея мощный административный аппарат, задачей  которого является отслеживание таких  проблем, годами находятся в состоянии  стагнации.

В эпоху информационного  общества города, вступая в конкурентную борьбу за инвестиции, рабочую силу, вынуждены обратить внимание на новые  силы развития и управления.

Город представляет собой  саморегулирующуюся систему, но в то же время социальный характер подобной системы обуславливает необходимость  целенаправленного воздействия  на развитие отдельных ее подсистем  для улучшения качества жизни  населения проживающего на территории города.

Города представляют ключевую территориально административную единицу  России, от их состояния зависит  качество жизни жителей и уровень  развития страны в целом. Поэтому  любое управление городской системой должно происходить исходя из целей  и задач долгосрочного развития системы. В этой связи стратегическое планирование выступает как один из механизмов управления городской системой.

В современных условиях в  городах необходимо разрабатывать  стратегический план в виде договора общественного согласия в принятии стратегий развития города и их приоритетов, который должен утверждаться в процессе партнерского взаимодействия всего городского сообщества, включая власть, бизнес и общественность.

В стратегических планах городов  России на период до 2020 года с периодом упреждения 20 лет, т.е. временем смены  одного поколения жителей, следует  выделять 5 основных стратегических направлений, определяющих:

  • рост благосостояния и качества жизни населения города;
  • рост научного, образовательного, культурного и духовного потенциала;
  • рост экономического потенциала города;
  • повышение эффективности предоставления услуг отраслями городского хозяйства и улучшение качества городской среды;
  • обеспечение охраны безопасности жизнедеятельности в городе.

В каждом из направлений  для индикации стратегических целей  необходимо определить ряд ключевых показателей результативности, количественно  характеризующих уровень ожидаемого достижения этих целей.

Значение каждого индикатора следует оценивать в интервалах минимального и максимального уровней  в пределах, которых стратегическая цель должна считаться достигнутой.

Индикаторы (показатели) заданы на весь период упреждения стратегического  плана с разбивкой их значений по пятилетиям. За стартовый уровень  каждого индикатора необходимо принять  показатели определенного года

После принятия стратегического  плана городским советом этот документ должен приобретать статус важнейшего нормативного акта города. Во время его исполнения следует  одновременно нарабатывать подходы  совершенствования системы эффективной  реализации стратегических установок.

Механизмы и мониторинг реализации разрабатываемых стратегий городского развития можно представить в  следующих вариантах:

  1. Механизм реализации комплексных целевых программ по основным экономическим и социальным блокам.

Из ряда программ посредством которых должны решаться стратегические задачи социально-экономического развития города, необходимо выделить блоки относящиеся: 1) к промышленному производству продукции; 2) к развитию отраслей городского хозяйства; 3) к развитию трудовых ресурсов города и т.д.;

  1. Механизм корреляции ежегодно составляемого плана социально-экономического развития города со Стратегическим планом и комплексными целевыми программами

В этом механизме мероприятия  годового плана и их бюджетное  обеспечение планируются в поле стратегических приоритетов.

  1. Механизм реализации индикативного стратегического плана.

При проектировании годовых  социально-экономических показателей  на каждый текущий год, необходимо ежегодно оценивать достигнутый в предыдущем периоде и ожидаемый на новый  год уровень исполнения стратегического  плана по основным направлениям.

Стратегическим императивом  управления во всех сферах жизни современного города должна служить ориентация на:

  • развитие интеллектуального потенциала города;
  • развитие современной инфраструктуры города;
  • привлечение инвестиций в город;
  • развитие инноваций во всех сферах жизнедеятельности города и инфраструктуры инновационной (сетевые инвестиционные компании, венчурные фонды, центры трансферта технологий, инновационные фонды, фондовые площадки);
  • повышение уровня гражданской активности и интереса к решению стратегических проблем у жителей города (работа с молодежью, бизнес-сообществом города, общественностью и т.д.).

Миссия развития современного города должна заключаться в том чтобы стать городом для человека, что является одним из главных признаков мирового города.

Стать городом  для человека означает систематическое и устойчивое создание на городской территории условий для улучшения качества жизни, и роста жизненного потенциала каждого жителя, развитие активного, свободного и толерантного гражданского сообщества, улучшения экологического, экономического, психологического, духовного интеллектуального, эстетического и информационного климата.

В городе для человека должны быть созданы условия и средства для созидания и эффективного развития, которые бы позволили ему систематически включаться в мирохозяйственные процессы.

В то же время в условиях конкуренции примерно равные по экономическим  и демографическим характеристикам  города будут сопоставляться потенциальными инвесторами именно по впечатлению, которое они производят, по воспоминаниям, ассоциациям, интонациям, задаваемым образом  города.

Поэтому позитивный имидж  города обязательно скажется на инвестиционных предпочтениях, а также социальной, культурной, политической сторонах его  жизни, становясь не только эстетической, но и экономической категорией.

Положительный яркий, устойчивый имидж города позволяет реально  и быстро привлечь инвестиции как  со стороны внешних, так и со стороны  внутренних инвесторов и создать  новые рабочие места способствуя  динамичному городскому развитию, повышению  социальной стабильности городского сообщества, реализации краткосрочных и долгосрочных программ развития. Разработка и продвижение имиджа города – относительно новое для России явления, в то время как подобная деятельность зарубежных стран насчитывает десятки лет.

Под имиджем города можно  понимать исторически сложившийся  образ города как субъекта социальных отношений, в системе региона  или страны, обусловленный национальными, соцально-психологическими, культурологическими и собственно, градосостовляющими факторами, которые проявляются в сопутствующих коммуникативных атрибутах.

Имидж города формируется  как внутри, так и за его пределами, на базе распространяемой информации, соответствующих индексов и рейтингов, реально существующих аргументов его  функционирования.

Можно проследить взаимосвязь  и взаимозависимость стратегического  управления и имиджа города. Имидж  города – один из наиболее значимых объектов управления. Управление имиджем города должно иметь стратегический долгосрочный характер (рисунок 3). В процессе управления имиджем можно выделить этапы аналогичные разработке стратегии развития города, однако на них накладывается специфика управления имиджем города, т.е. уделяется внимание коммуникативному аспекту, позиционированию внутри города и во внешнем мире.

 

Рисунок 3 – Процесс управления имиджем города

 

Таким образом, стратегическое планирование и управление имиджем  города осуществляется в рамках одной  функции управления, и в большинстве  случаев управление имиджем становится неотъемлемой частью разработки стратегии  города.

Информация о работе Стратегическое планирование в городском хозяйстве