Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель выполнения работы – изучение стратегического планирования в экономической организации.
Задачами выполнения работы являются:
- изучение роли и методов стратегического планирования;
- рассмотрение методов стратегического планирования;
- исследование основных элементов стратегического планирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и методы стратегического планирования
1.1. Понятие стратегического планирования
1.2. Методы стратегического планирования
Глава 2. Основные элементы стратегического планирования
2.1. Анализ внешней среды.
2.2.Анализ внутренней среды
2.3. Постановка целей предприятия
2.4. Определение стратегии предприятия
2.5. Типы стратегий предприятия
2.6. Типы стратегий предприятия
2.7. Реализация стратегии
2.8. Оценка и контроль стратегии
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование.22.10.12.doc

— 52.37 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение

3

Глава 1. Роль  и методы стратегического планирования

5

1.1. Понятие стратегического  планирования

5

1.2. Методы стратегического  планирования

7

Глава 2. Основные элементы стратегического  планирования

10

2.1. Анализ внешней среды.

11

2.2.Анализ внутренней среды

12

2.3. Постановка целей предприятия

14

2.4. Определение стратегии  предприятия

16

2.5. Типы стратегий предприятия

16

2.6. Типы стратегий предприятия

19

2.7. Реализация стратегии

20

2.8. Оценка и контроль  стратегии

20

Заключение

21

Список использованных источников

22

Приложение 1 (исходные данные)

Приложение 2 (расчетная часть)                                                                                       

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Стратегическое планирование — это алгоритм действий, связанных  в пространстве (по исполнителям) и  во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

В последнее время в  бизнесе и государственном управлении всё чаще используют термин «стратегическое  планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.

Любые предприятия независимо от своих масштабов, форм собственности и среды деятельности в условиях рынка должно заниматься планированием, которое подразумевает определение целей предприятия на перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Еще классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов предприятия сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами.

Стратегия экономической  организации - это совокупность её главных  целей и основных способов достижения данных целей. Другими словами, разрабатывать  стратегию действия фирмы - значит определять общие направления её деятельности.

Стратегическое планирование это относительно молодой вид  деятельности фирмы. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес начал применять в 50-х годах нашего столетия. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперёд, оно дало возможность фирме расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами. В конце 60-х годов на смену долгосрочному приходит стратегическое планирование. В стратегическом планирование по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы становиться более объёмным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации , так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей , действия конкурентов и т.д.

Цель выполнения работы –  изучение стратегического планирования в экономической организации.

Задачами выполнения работы являются:

- изучение роли  и методов стратегического планирования;

- рассмотрение методов стратегического планирования;

- исследование основных элементов стратегического планирования.

Актуальность темы работы выражается в том, что в современных  условиях хозяйствования организации в полной мере осознали необходимость изучения системы стратегического планирования деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль  и методы стратегического планирования

 

1.1. Понятие стратегического  планирования

 

В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование — способ обеспечения единства направления усилий для достижения общих целей.

Без планирования система  неизменна во времени и не приспосабливается к изменениям во внешней среде. Поэтому никакое управление невозможно без планирования деятельности предприятия, так как от него во многом зависит эффективное функционирование.1

В зависимости от размеров предприятия, характера поставленных задач и возможных сроков их решения  план может иметь различные формы. В соответствии с этим планирование подразделяют на:

- долгосрочное, рассчитанное на срок от 5 до 15 лет и предусматривающее формирование перспективных целей предприятия, направленных на наилучшее использование его ресурсов, на основе долгосрочных прогнозов;

- среднесрочное, сроком от одного года до пяти лет. Среднесрочные планы по сравнению с долгосрочными более подробны, содержат большое число количественных показателей, и в них делается упор на распределение ресурсов. Объектами такого планирования являются производственные мощности предприятия, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, научные исследования и разработки и т. д.;

- краткосрочное, или текущее, - рассчитано на срок до одного года. В последние годы особенно возросла роль стратегического планирования, целью которого является разработка стратегических решений и формирование планов, нацеленных на развитие предприятия в долгосрочной перспективе и достижение конкурентных преимуществ с учетом возможных изменений во внешней среде. Благодаря стратегическому планированию предприятие может с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разработать соответствующие производственные программы, скоординировать усилия всех служб, установить каждому подразделению конкретные цели, определить альтернативные действия на длительный срок.

Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, так как оно использует не традиционный подход «из прошлого в будущее», а предполагает направление анализа и принятие управленческих решений «из будущего в настоящее».

Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному планированию и заняло лидирующее место в планирующей деятельности фирмы. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы стало более объемным, включая в себя наряду с основными элементами внутренней среды организации внешние аспекты: социальные факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т. д. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного - в его вариативности, разработке альтернативных версий развития будущего предприятия.2

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в  ряду функций менеджмента. Сегодня наряду с формальными, количественными методами стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход.

Стратегическое планирование на микроуровне, как подтверждает зарубежная практика, является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.

Во-первых, стратегический план задает перспективные направления  развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет  увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен.

Во-вторых, он устанавливает  каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия.

В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб организации.

В-четвертых, стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы  лучше оценивать свои сильные  и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.

В-пятых, план определяет альтернативные действия организации долгосрочный период.

В-шестых, создает основу для распределения ограниченных комических ресурсов.

В-седьмых, демонстрирует  важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия как единую систему современного менеджмента.3

 

1.2. Методы стратегического планирования

 

Методология стратегического  планирования, совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых в процессе составления планов, дает ответы на следующие вопросы.

1. Каковы цели развития  соответствующего объекта стратегического планирования?

2. Какие подходы к решению  проблем стратегического планирования использовать?

3. С помощью какой системы показателей можно обеспечить оптимизацию стратегических планов?

Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования.

В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов:

- экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;

- метод социально-экономического анализа, заключающийся во всестороннем изучении социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;

- метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназначенный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;

- балансовый метод, используемый для обеспечения согласованности взаимосвязанных показателей;

- экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;

- метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.4

Методологические подходы  стратегического планирования могут быть реализованы только с помощью специальных показателей. Разработка стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.5

Так как стратегическое планирование является центральным элементом  системы управления фирмой, для него общезначимыми являются принципы управления, к которым относят:

- принцип единства централизма и самостоятельности. Он связан с предоставлением филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в том числе и в планировании, но в рамках общей стратегии фирмы;

- принцип единства и комплексности прогнозов, программ и планов. Он направлен на координацию и сведение в единое целое планов структурных подразделений и филиалов, разработанных на основе общей стратегии организации; принцип проверки выполнения программ и планов. Проверка выполнения намеченных целей осуществляется для выявления ошибок, допущенных в процессе стратегического планирования; для учета возможностей, не учтенных ранее или вновь возникших; для определения возникших в ходе выполнения планов новых потребностей и привлечения необходимых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные элементы стратегического планирования

 

Анализ среды обычно считается  исходным процессом стратегического  планирования, так как он является базой как для определения  миссии и целей фирмы, так и  для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей.

После анализа среды можно  переходить к формированию миссии организации, которая выражает смысл ее существования, ее предназначение. Далее идет процесс разработки долгосрочных целей, а затем их конкретизация путем определения краткосрочных.

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа  и выбора стратегии. С помощью  специальных приемов организация  определяет, как она будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию. И наконец, после определения порядка реализации стратегии и окончательного оформления стратегического плана можно приступать к выполнению стратегии. Именно этот процесс в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей, или, как это достаточно часто случается, фирма оказывается не в состоянии осуществить выбранную стратегию.6

Информация о работе Стратегическое планирование