Стратегическое планирование в городском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:17, лекция

Краткое описание

Местные власти, на уровне города или района предоставляя услуги отраслей городского хозяйства жителям и предприятиям города (содержание дорог, водо-, тепло- и энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и прочее), управляют функционированием городской территории и одновременно осуществляют управление ее социально-экономическим развитием.
Задачей города является формирование себя как функционирующей системы, которая может сглаживать воздействия и быстро и эффективно адаптироваться к новым направлениям развития и возможностям.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование социально-экономического развития города.docx

— 837.23 Кб (Скачать файл)
  1. Управление реализацией стратегического плана – один из важнейших этапов стратегического управления, на котором происходит конкретная реализация разделов стратегического плана развития города.

К основным этапам управления реализацией относятся концентрация ресурсов в стратегически важных направлениях; создание жизнеспособной системы управления городом, на основе эффективного взаимодействия органов  власти; достижение стратегических ориентиров города на основе поставленных целей  и критериев управления; мониторинг реализации стратегического плана; координация целевых комплексных  программ и планов, для обеспечения  эффективной реализации поставленных целей управления.

Стратегический план считается  осуществленным, когда по истечении  планового периода полностью  или частично реализованы основные целевые комплексные программы, достигнуты стратегические ориентиры  развития города и плановые значения качества жизни населения

Рассмотрим наиболее подробно методологию построения прогнозов  развития городской системы.

Научное изучение внешней  среды (макросреды) развития городов  осуществляется на основе комплексного (социального, технического, экономического и политического) анализа – STEP-анализа.

Процесс стратегического планирования – это формирование мыслей и целей, выбор специфических стратегий для определения и получение необходимых ресурсов, и их распределение с целью обеспечения эффективного развития города в перспективе. Сущность процесса планирования стратегии сводится к поиску ответов на вопросы:

  • Каково настоящее положение города и ситуация, в которой он находится?
  • Каким руководство города хочет видеть его в будущем?
  • Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели?
  • Что и как следует сделать, чтобы достичь поставленных целей?
  • Как следует управлять реализацией стратегии?

Ответы на данные вопросы  дает анализ основных факторов внешней  среды (STEP-анализ) и значимых факторов внутренней среды (SWOT-анализ).

Анализ внутренней среды методом SWOT-анализа

Исходными данными для  проведения SWOT-анализа являются стратегические цели и критерии, параметры социально-экономического положения города, анкеты «Ранжирование глобальных проблем города», «Ранжирование локальных проблем подсистем города, результаты исследования макросреды, анкеты «Проблемы – идеи – опыт» и «Аргументация стратегических идей».

На основе информации собранной  в результате сканирования и мониторинга  необходимо определить социальные и  экономические особенности города, разделить эти особенности на сильные и слабые и сопоставить с возможностями и угрозами по пути развития города. Основными элементами анализа являются:

  • выявление сильных сторон;
  • выявление слабых сторон;
  • анализ стратегических возможностей;
  • выявление рыночных угроз;
  • поиск положительной синергии «сильные стороны – возможности»;
  • устранение отрицательной синергии «слабые стороны – угрозы».

Разумный баланс между  всеми отмеченными внутренними  характеристиками города достигается  путем корректировки слабых сторон и активизации, сильных как потенциальной  основы для формирования конкурентных преимуществ города.

Методика сбора информации предполагает проведение деловой игры, в процессе которой участникам (руководству города) предполагаются варианты для обсуждения, и организуется «мозговой штурм».

При этом выявление сильных  и слабых сторон, возможностей и  угроз осуществляется методом «рейтингового  голосования» членов каждой группы экспертов. Результатом коллективной работы является заполнение матриц SWOT-анализа.

Необходимо выбрать факторы  важные для каждой целевой группы, и оценить каждый отдельный фактор. При сопоставлении силы фактора  и степени его важности возможны четыре варианта представленных в матрице «силы/важности( рисунок 2).

Рисунок 2 – Матрица «силы/важности»

В ячейку «А» попадают факторы  важные, но не сильно развитые, что говорит  о том, что нужны коренные улучшения  отсюда и совет «сосредоточить внимание».

В ячейке «B» находятся важные факторы и так составляющие сильную сторону данного места, отсюда «продолжать в том же духе» и совет продолжать процесс образования стоимости.

Ячейка «С» означает, что  и факторы не важны и развиты  они не сильно, следовательно, они  являются факторами «низкой приоритетности».

В ячейке «D» факторы не представляют важности, но очень сильны; возможно, здесь перестарались или переинвестировали в эти факторы.

Вместе с тем задача SWOT-анализа состоит не только в исследовании сильных и слабых сторон городского развития, но и в их ранжировании по отношению к проставленным целям развития города.

Основной задачей исследования является синтез тех определяющих факторов, которые выявляют основные преимущества и недостатки города в конкуренции  с другими, и определение тех  благоприятных шансов и негативных угроз, которые следует учитывать  в соответствии с синтезированными факторами.

Отделу планирования необходимо определить приоритеты в каждом проекте  и инвестировать в те, которые  укладываются в ограниченные ресурсы  города.

Стратегия городского социально-экономического развития разрабатывается, планируется  и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса, государственных  и муниципальных предприятий, общественных организаций, органов территориально-общественного  самоуправления, а также с учетом интересов городского населения.

Результатом планирования социально-экономического развития города является совокупность документов, отражающих различные этапы  разработки плана.

Наиболее  типичные документы:

  • целевые комплексные программы;
  • план социально-экономического развития города;
  • контрольные цифры, предплановые разработки;
  • бюджет города;
  • сводный баланс трудовых ресурсов по городу;
  • рынок труда и занятость населения;
  • городское самоуправление в условиях регулируемой рыночной экономики;
  • прогнозы экономического и социального развития города.

Цель прогнозирования  – научное обоснование планов социального и экономического развития города, на основе, постановки глобальных целей социальных нормативов качества жизни населения, и выбора рациональных вариантов, исходя из имеющихся ресурсов.

Прогнозирование развития города может происходить в пять основных этапов:

  1. Прогноз качества жизни населения города.
  2. Прогноз развития отраслей городской экономики.
  3. Прогноз доходов и расходов бюджета города.
  4. Прогноз потребности в инвестициях и ресурсах.
  5. Оптимизация бюджета города по критерию качества жизни населения.

Органами городского управления выбирается период прогноза разработки стратегии социально-экономического развития города.

В настоящее время доминируют краткосрочные прогнозы на 1 – 5 лет, период которых определяется временем избрания главы города.

Решить стратегические задачи развития города и улучшения качества жизни населения в эти сроки  весьма проблематично. Поэтому наиболее предпочтительными выглядят средне- и долгосрочные прогнозы, т.е. до 25 лет, это время позволяет реально  улучшить качество жизни населения  следующего поколения.

В соответствии с принятой системой показателей социально-экономического развития города (муниципального района) прогноз разрабатывается по следующим разделам:

  1. Демография и труд (в целом по городу в разрезе его отраслей и районов по показателям общей численности, трудоспособного населения, численности официально зарегистрированных безработных и уровня безработицы);
  2. Фонд заработной платы и выплаты социального характера (с выделением данных показателей в разрезе отраслей и районов города);
  3. Промышленность (по показателям индекса промышленного производства, в соответствии со статистическим классификатором видов экономической деятельности – ОКВЭД и показателей производства основных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении);
  4. Малое предпринимательство (по показателям количества малых предприятий, среднесписочной численности работников и средней заработной плате);
  5. Инвестиции в строительство (пор показателям инвестиции в основной капитал в стоимостном выражении, ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования);
  6. Иностранные инвестиции (объем иностранных инвестиций в стоимостном выражении в целом по конкретному поселению);
  7. Потребительский рынок (с выделением поселений по показателям: оборота розничной и оптовой торговли, общего объема платных услуг населению и т.д.);
  8. Здравоохранение (по показателям мощности врачебных учреждений и обеспеченности населения услугами системы здравоохранения);
  9. Образование (по показателям обеспеченности населения дошкольными образовательными учреждениями, численностью детей в дошкольных образовательных учреждениях и т.д.);
  10. Жилищное хозяйство (по показателям жилищного фонда всех форм собственности и средней обеспеченности населения общей площадью жилых домов, в разрезе по показателям ввода жилых домов, площади жилых домов построенных населением и построенных за счет средств бюджета всех уровней);
  11. Коммунальное хозяйство (по показателям обеспеченности населения услугами коммунального сектора городского хозяйства);
  12. Культура (по показателям обеспеченности населения театрально-зрелищными учреждениями, библиотеками, клубами и музеями);
  13. Общественная безопасность (по показателям укомплектованности личного состава сотрудниками правоохранительных органов, преступности, защищенности населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, антитеррористической безопасности);
  14. Регулирование цен, тарифов (по тарифам, применяемым в системе ЖКХ);
  15. Прибыль и доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (по показателям прибыли прибыльных организаций, сальдо прибыли и убытков, доходов от использования имущества находящегося в муниципальной собственности);
  16. Финансовый баланс (баланс доходов и расходов, образуемых на территории города или муниципального района).

Прогноз развития города имеет  важное значение в решении проблемы оптимизации финансовых потоков и повышении эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов.

Приоритетами этого направления  являются:

  • повышение доходного потенциала бюджета города, путем совершенствования администрирования местного бюджета;
  • совершенствование муниципальной долговой политики за счет размещения муниципальных облигационных займов и использования современных методик управления долгом;
  • использование механизмов среднесрочного финансового планирования;
  • совершенствование системы управления бюджетными расходами посредством применения принципов бюджетирования ориентированного на результат;
  • обеспечение публичности и прозрачности процесса принятия решений в области бюджетного и налогового законодательства;
  • внедрение передовых информационных технологий управления муниципальными финансами.

Прогнозные и аналитические  данные позволяют распознавать и  формулировать основные проблемы развития городского хозяйства и выявлять дальнейшие перспективы городского развития.

Решение проблем всегда требует  творческих усилий. Проблему как предмет  исследования характеризуют следующие  параметры: масштаб, актуальность, определение  и постановка проблемы.

Глобальные проблемы целесообразно связать с какой-либо подсистемой города, подчеркнув тем самым значимость его существования, например проблема развития социальной сферы.

В этом случае речь будет  идти о совокупности проблем одной  подсистемы. В свою очередь каждая подсистема состоит из ряда отраслей.

Так, социальная сфера включает образование, культуру, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальное обеспечение.

Для более детального анализа  проблем следует выявить локальные  или тактические проблемы, которые показывают противоречия и нерешенные задачи внутри каждой отрасли города.

Локальные проблемы более  глубоко характеризуют внутреннее состояние отдельной отрасли. Например, проблема в сфере образования  – несвоевременная и очень  низкая оплата труда учителей в школах.

Диагностический анализ показателей  социально-экономического развития города производится по глобальным проблемам.

Информация о работе Стратегическое планирование в городском хозяйстве