Стратегическое планирование в городском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:17, лекция

Краткое описание

Местные власти, на уровне города или района предоставляя услуги отраслей городского хозяйства жителям и предприятиям города (содержание дорог, водо-, тепло- и энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и прочее), управляют функционированием городской территории и одновременно осуществляют управление ее социально-экономическим развитием.
Задачей города является формирование себя как функционирующей системы, которая может сглаживать воздействия и быстро и эффективно адаптироваться к новым направлениям развития и возможностям.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование социально-экономического развития города.docx

— 837.23 Кб (Скачать файл)

Собранная на начальном этапе  информация, используется как отправная  точка для принятия решения и  разработки «идеального образа города», т.е. имиджа к которому необходимо стремиться. Исходя из сопоставления «идеальной»  картины города с действительной, разрабатывается программа по формированию или корректировке имиджа города и его дальнейшему продвижению, т.е. определенная стратегия развития города, что в свою очередь позволяет говорить об имиджевых стратегиях города (по аналогии с маркетинговыми, конкурентными стратегиями и др.).

Начиная с 70-х годов XX века в США, а с 80-х гг. гг. Европе проблематика имиджа города стала развиваться и решаться в русле специфичной научно-практической сферы знаний и действий в русле маркетинга города.

Маркетинг территории – это маркетинг в интересах территории ее внутренних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. Для города, как и для любой территории можно выделить четыре базовых маркетинговых стратегии:

  1. суть маркетинг имиджа города – создание и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории (например, проведение рекламных PR-компаний);
  2. стратегия маркетинга привлекательности города – повышение притягательности территории для человека, гуманитарных конкурентных преимуществ (реконструкция исторических центров городов, охрана памятников культуры с целью привлечения туристов и т.д.).
  3. Маркетинг городской инфраструктуры – повышение притягательности территории для бизнеса (строительство объектов торговли и общественного питания, представляющих международные, российские и местные бренды, например, гипермаркеты IKEA, «Рамстор», «Метро», «Мега», «Перекрёсток» и др.).
  4. Маркетинг персонала, населения – повышение притягательности территории для рабочей силы определенного профиля (например, привлечение для строительства большого количества спортивных, торговых, развлекательных центров рабочих из других стран – Турции, Словакии).

Часто это дополняется  противодействующим маркетингом в  отношении нежелательных для  территории групп посетителей и  претендентов на проживание (так, накануне празднования 1000-летия города Казань были депортированы все беженцы  и бомжи).

Таким образом, любой город реализует не одну, а несколько маркетинговых стратегий, безусловно, выводя одну из них на первое место.

Имиджевые технологии могут быть также использованы для продвижения стратегии развития города. Однако, концепции, стратегии и планы городского развития бесполезны, пока не осуществлена их эффективная реализация. Группа планирования должна регулярно оценивать степень продвижения города к своим целям.

Большинство муниципалитетов  подготавливают, своего рода, годовые  обзоры, отражающие объективные факты: численность жителей, экономические  показатели, показатели занятости и  т.д. Факты и цифры должны соотноситься с концепцией развития, целями и стратегиями. Следует включать описание достигнутых успехов, неудач и моментов, вызывающих озабоченность.

Такой годовой отчет должен широко распространяться среди общественности, например в виде приложения к основным местным газетам. Многие территории печатают свой журнал, доставляющийся в каждый дом два-три раза в  год. В последние несколько лет  все больше европейских муниципалитетов  стали прибегать к услугам  интернета, для демонстрации жителям  чего удалось достичь.

Города могут и должны совершенствовать управление своим  будущим. Многие города не могут увидеть угроз, пока они не становятся подавляющими, если не необратимыми.

Эту пассивность можно  преодолеть. Стратегическое планирование представляет собой подход, используя  который город может творить  свое будущее. Его основой является определение ситуации в городе; определение  возможностей, рисков, шансов и угроз  и основных проблем; выработка концепции, целей и задач; проведение соответствующих  мероприятий; выполнение и контроль плана.

Ряд российских городов (Москва, Новосибирск, Казань) успешно применяют  важные элементы стратегического планирования, что позволяет им достигать эффективных  результатов социально-экономического развития своих территорий.

 

3 МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ И ИСПОНЕНИЯ МУНИУЦИПАЛЬНОГО  ЗАКАЗА НА УСЛУГИ ГОРОДСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

 

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование и размещение муниципального заказа относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ ст.72, ч.4) определяет муниципальный  заказ как совокупность заключенных  муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местных  бюджетов. Федеральный закон от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых средствах местного самоуправления в Российской Федерации (ст.1) под муниципальным заказом понимает соглашение между органами местного самоуправления и подрядными организациями о выполнении работ (оказании услуг) финансируемых за счет средств местного бюджета. Основная цель его осуществления – удовлетворения муниципальных нужд.

Муниципальные нужды –  потребности муниципальных образований, в частности городского хозяйства, в товарах работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществление  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов  РФ.

Основными принципами реализации муниципального заказа на поставку продукции  и оказание услуг для муниципальных  нужд являются:

  • обеспечение максимальной экономичности и эффективности поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг;
  • развитие добросовестной конкуренции среди исполнителей муниципального заказа;
  • обеспечение объективности и обоснованности расходов средств бюджета города;
  • обеспечение оптимального соотношения цены и качества муниципального заказа.

Учитывая, что через муниципальный  заказ должны проходить практически  все виды продукции, закупаемой для  муниципальных нужд и все бюджетные  муниципальные услуги, оказываемые  как муниципальными, так и иными  исполнителями, можно констатировать, что он является основой формирования, и исполнения расходной части местного бюджета, элементом системы управления финансовыми ресурсами города.

Нормативно-правовую базу осуществления  процессов реализации муниципального заказа составляют:

  • БК РФ,
  • федеральные законы :
  • «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (№ 131-ФЗ),
  • «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (№126-ФЗ)
  • «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (№94-ФЗ)
    • НПА Правительства РФ, региональных и местных органов власти

В соответствии с действующим  законодательством администрация  города разрабатывает «Положение о  муниципальном заказе», которое  определяет порядок формирования реестра  потребностей структурных подразделений администрации, муниципальных предприятий и учреждений; порядок формирования и размещение муниципального заказа и порядок ведения муниципальных контрактов, регулирует вопросы финансирования и информационного обеспечения размещения заказов., контроля за его исполнением.

Процесс реализации муниципального заказа включает несколько стадий: формирование, размещение, исполнение муниципального заказа

Формирование  муниципального заказа;

Формирование муниципального заказа осуществляется одновременно с  подготовкой проекта бюджета  города на очередной финансовый год. Уполномоченные структуры администрации  города осуществляют сбор и обобщение  заявок о потребности бюджетных  организаций в различных видах  продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований; рассматривают целесообразность и  возможность их удовлетворения; формируют сводный план муниципального заказа города, утверждаемый его руководителем.

После утверждения городского бюджета в условиях его казначейского  исполнения, все позиции муниципального заказа вносятся в базу данных бюджетной росписи, что позволяет пи заключении муниципальных контрактов автоматически блокировать те из них, которые превышают выделенные на эти цели лимиты ассигнований.

С целью обеспечения доступа  информации о потребностях города в  товарах (работах, услугах) в соответствии с «Положением о муниципальном  заказе» оформляется сводный  реестр потребностей. Данный документ представлен всем лицам заинтересованным в поставках товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд и размещается на официальном сайте города.

Муниципальный заказ формируется  на основе приоритетных направлений  социального и экономического развития города и может распространяться на НИОКР, строительство, капитальный  ремонт жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, содержание различных объектов муниципальной собственности, производство и поставку продукции, ЖКХ, социально – культурные, транспортные и другие работы и услуги.

На стадии формирования муниципального заказа определяются заказчики и  уполномоченные организации, наделяемые правами заключать с поставщиками продукции и исполнителями услуг  муниципальные контракты.

Размещение муниципального заказа;

Стадии размещения муниципального заказа предполагают осуществление  процедур по размещению и заключению муниципального контракта в соответствии с действующим законодательством  и нормативными актами местных органов  власти.

Участники системы муниципального заказа

Основными участниками системы  муниципального заказа являются муниципальные  заказчики, участники размещения заказа и комиссии по его размещению.

В качестве муниципальных  заказчиков могут выступать как  администрация города в лице ее структурных  подразделений, так и уполномоченные ею муниципальные предприятия и  учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств.

Заказчик в пределах предоставленных  ему средств и полномочий:

  • определяет номенклатуру и объемы поставок продукции (выполнения работ, услуг) для муниципальных нужд;
  • осуществляет процедуру размещения заказа;
  • утверждает проект контракта, конкурсную документацию, документацию об аукционе;
  • определяет условие торгов и их изменение;
  • по результатам размещения заказа заключает контракт на его выполнение;
  • подписывает муниципальный контракт;
  • обеспечивает финансирование заказа;
  • контролирует исполнение заказа;
  • несет ответственность за эффективность размещенного заказа.

Для осуществления своих  функций, по размещению муниципального заказа, заказчик может привлечь специализированную организацию, наделив ее собственными полномочиями, за исключением права  подписания муниципального контракта, которое остается непосредственно  за заказчиком.

Участником размещения заказа может быть любое юридическое  или физическое лицо, в том числе  и индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение муниципального контракта.

«Положением о муниципальном  заказе города» предусматривается  набор требований к участникам размещения заказов, который может включать в себя:

  1. соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым Законодательством РФ, к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом торгов;
  2. непроведение ликвидации и процедуры банкротства участника размещения заказа;
  3. неприостановления деятельности участника размещения заказа, в порядке предусмотренном КоАП на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе, или заявки на участие в аукционе.
  4. Отсутствие у участника в конкурсе задолженности по начисленным налогам, сборам и иным платежам в бюджеты любого уровня или в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, и ряд других.

В соответствии с положением «о муниципальном заказе города, комиссия на размещение муниципального заказа – постоянно действующий орган, состав которого утверждается постановлением главы города, осуществляющий процедуру выбора исполнителя муниципального заказа путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок на товары, работы и услуги. В зависимости от способа размещения муниципального заказа создается, конкурсная, аукционная, котировочная комиссии. Число членов комиссии должно быть не менее 5 человек.

Способы размещения муниципального заказа

Размещение муниципального заказа города может осуществляться:

  1. через проведение торгов в форме конкурса или аукциона, в том числе аукциона в электронном виде;

Конкурс и аукцион может  быть открытым или закрытым. Заказчик вправе размещать заказ путем проведения открытого конкурса (аукциона) исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.

  1. Без проведения торгов в форме:

Информация о работе Стратегическое планирование в городском хозяйстве