Разработка бизнес-плана инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основании изучения литературных источников и практической деятельности ОАО «БКХ» провести исследование разработки бизнес-плана инновационного проекта.
На основании поставленной цели в курсовой работе ставилось решение следующих задач:
раскрыть сущность, понятие, функции и задачи бизнес-плана;
привести классификацию и структуру бизнес-планов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………
6
1.1 Сущность, понятие, функции и задачи бизнес-плана…….. 6
1.2 Классификация и структура бизнес-планов……………………………………………………………
11
1.3 Разработка и реализация бизнес-плана и требования предъявляемые к нему………………………………………...
15
1.4 Алгоритм составления бизнес-плана……………………. 21
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»…………………………………………
24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БКХ»………………………………………...…………………..
24
2.2 Оценка финансово-хозяйственной деятельности Барановичского хлебокомбината…………………………….
32
ГЛАВА 3 ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БКХ»…
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

производится распределение указанных параметров в соответствии с очередностью освоения территории по отраслям и объектам, по формам собственности и по видам работ;

определяются с помощью укрупненных показателей размеры единовременных и текущих затрат;

производится распределение указанных затрат и доходов .по отраслям, объектам, очередям и годам, по формам собственности.

В аналогичной последовательности осуществляется определение и распределение доходов. Результаты расчетов приводятся в составе соответствующих глав (разделов) бизнес-плана.

Содержанием бизнес-плана предприятия является проведение комплекса маркетингового и технико-экономического исследований, направленных на совершенствование и развитие производства. Оценка целесообразности выбора проекта осуществляется на основе критериев (маркетинговых, финансово-экономических, нормативных, обеспеченности ресурсами, соответствия факторам успеха), отражающих главные аспекты и условия его реализации. Бизнес-план предприятия может быть составлен на один год, в котором детально рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности предприятия в предстоящие 12 месяцев и укрупненно характеризуются периоды на 1-4 года. При подготовке инвестиционных проектов бизнес-планы разрабатываются на период их осуществления. Бизнес-план включает описание предприятия, его потенциала, оценку внутренней и внешней среды в бизнесе и времени, конкретные данные о стратегии маркетинга и развития бизнеса. Кроме того, в бизнес-плане отмечаются возможности рисков, то есть показывается, что существование рисков учтено в бизнес-плане и намечены пути по их снижению.

Качество бизнес-плана существенно зависит от того, кто его разрабатывает. На этот счет существуют разные мнения. Одни считают, что это дело руководителя, которому могут помочь специалисты предприятия и консультанты. Другой взгляд — надо как можно шире привлекать к составлению бизнес-плана сотрудников предприятия, используя различные методы групповой работы. В этом случае генерируется больше идей, легче реализовывать план, следуя принципу: «сами составляем — сами выполняем» (рисунок 1.3).









 

Рисунок 1.3 - Технология разработки бизнес-плана.

Примечание – Источник: [28, с.11].

 

Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Внутренний бизнес-план (для внутризаводского планирования) не регламентируется ни по объему, ни по структуре разделов. Бизнес-план может использоваться для проведения санации, реструктуризации, приватизации предприятия, а также для получения внешних инвестиций. Бизнес-план, предоставляемый с целью получения небольших или средних объемов инвестиций (кредитов), не должен превышать по объему 20-25 страниц. Бизнес-план, требующий привлечения значительных объемов инвестиций (кредитных ресурсов), а также призванный заинтересовать крупного инвестора, должен быть изложен не более чем на 50-80 страницах. Следует отметить, что в указанный объем не включаются приложения, которые должны дополнить бизнес-план и подтвердить его реальность. Основное требование к бизнес-плану - его реальность. Составлению бизнес-плана должны предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепринятых международных стандартов. Источником средств для финансирования разработки бизнес-планов предприятий, научно-технических и инвестиционных проектов, а также проведения их независимой экспертизы могут быть: собственные средства предприятий, организаций и учреждений; внебюджетные фонды министерств, ассоциаций, союзов; средства потенциальных инвесторов.

Любая предлагаемая форма дает лишь общее представление. Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не может существовать некоего «стандартного» плана, приемлемого во всех случаях. Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: он должен быть кратким.

Бизнес-план разрабатывается для обоснования:

текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;

возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;

предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

целесообразности оказания мер государственной поддержки.

Основанием для разработки бизнес-плана является директивный документ, изданный руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым определяются и утверждаются:

руководитель разработки бизнес-плана;

состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;

разработчик бизнес-плана (предприятие - инициатор проекта или привлеченные организации);

смета затрат на проведение работ и источники финансирования (при необходимости).

 Таким образом, разработка и реализация бизнес-плана - от первоначальной идеи до завершения проекта может быть представлена в виде цикла, состоящего из четырех стадий. Качество бизнес-плана существенно зависит от того, кто его разрабатывает. Содержанием бизнес-плана предприятия является проведение комплекса маркетингового и технико-экономического исследований, направленных на совершенствование и развитие производства.

 

 

 

1.4 Алгоритм составления бизнес-плана

 

 

Логику и внутреннюю взаимосвязь всего комплекса материалов, включаемых в бизнес-план венчурного предприятия, можно отобразить алгоритмом работы над ним, показанным на рисунке 1.4.

Как видно из приведенной схемы, особую важность представляют собой следующие моменты:

все составление бизнес-плана разбивается на две части: от блока 1 до блока 5 и от блока 6 до блока 8;

первая часть алгоритма бизнес-планирования, которую можно даже назвать «романтической» (в смысле ее непривязанности к текущим финансовым показателям предприятия как объекта инвестирования, налогообложения и аудита), выполняет функцию показа перспектив работы с выбранным продуктом, как если бы все проблемы с формированием необходимых стартовых и расширяющихся активов предприятия, а также поддержания его устойчивого финансового состояния были решены;

 






 

 











 

 




 

 

Рисунок 1.4 - Упрощенный алгоритм составления бизнес-плана предприятия

Примечание – Источник: [18, с. 187].

 

вторая часть нацелена на «приземление» ранее обсуждавшихся перспектив с точки зрения требований к необходимым инвестициям, покрывающим дефицит собственных средств инициаторов проекта, а также на демонстрацию возможностей обеспечения финансовой устойчивости предприятия (и только в зависимости от этого — возможности распределить часть его прибылей на дивиденды для инвесторов);

существенно, что именно во второй части алгоритма (когда, как правило, выясняется, что финансово-балансовые перспективы предприятия на ближайшее время не столь уж радужны) возвращаются к вопросу о ценах, объемах выпуска продукта, структуре текущих издержек и баланса предприятия, пытаясь их оптимизировать с учетом располагаемых и минимально потребных дополнительных инвестиций (содержание блока 8);

в алгоритме бизнес-плана крайне важны обратные связи между его блоками (причем важно и убедительно показать как их, так и их понимание составителями плана венчурному инвестору). Таких обратных связей как бы три «пучка»: связи от блоков части первой алгоритма на его первый, «запевный» блок так, что первоначально уточняются исходные данные для расчета инвестиционной эффективности проекта); связи от завершающего блока алгоритма к разделам, посвященным планированию финансовых балансов, общих (без учета и с учетом налогов) и распределяемых прибылей предприятия (при этом в финансовые показатели вносятся коррективы, улучшающие этим показатели по результатам оптимизации политики предприятия по поводу цен сбыта, структуры текущих затрат и объема выпуска); связи от завершающего блока алгоритма опять-таки к его первому блоку (еще одно уточнение исходных данных для интегральной оценки инвестиционной эффективности проекта);

в остальном важно, чтобы указанная в схеме логическая последовательность работы над бизнес-планом реализовывалась четко, без пропусков и какого-либо «выхолащивания» стандартных стадий и разделов бизнес-плана.

Далее следует перейти к более подробному описанию каждого из составляющих частей бизнес-плана – подробного описания содержания бизнес – плана.

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БКХ»

 

 

Деятельность ОАО «БКХ» началась в 1946 году. А 30 декабря 1996 года  на основании приказа № 277 создано Открытое Акционерное Общество «Барановичский комбинат хлебопродуктов».  В 2004 году предприятию выдан международный сертификат качества ИСО–9001, удостоверяющий, что система качества по разработке и производству мукомольной продукции соответствует требованиям СТБ ИСО 9001 – 2001.

Открытое акционерное общества «Барановичский комбинат хлебопродуктов»  создано приказом Брестского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 30.12.96 г. № 277 путем преобразования государственного предприятия Барановичский комбинат хлебопродуктов в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь и зарегистрировано Брестским областным исполнительным комитетом 16.06.2000 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200166738. ОАО «БКХ» реорганизовано путем присоединения к нему открытого акционерного общества «Ивацевичское хлебоприемное предприятие», зарегистрированного Брестским облисполкомом 21.07.2000 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200099538. Затем реорганизовано путем присоединения к нему открытого акционерного общества «Восточное», зарегистрированного Брестским облисполкомом 23.02.2004 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200046330. А в 2003 реорганизовано путем присоединения к нему сельскохозяйственного производственного кооператива «Сентябрьский», зарегистрированного Брестским облисполкомом 10.07.2003 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200017768 и сельскохозяйственного производственного кооператива «Лотвичи», зарегистрированного Брестским облисполкомом 10.07.2003 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200017806.

ОАО «БКХ» является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках и осуществляет свою деятельность на основании устава (Приложение А).

ОАО «БКХ» осуществляет следующие виды экономической деятельности: выращивание зерновых и зернобобовых культур, картофеля, сахарной свеклы и семян, масличных культур и их семян,  кормовых культур и их семян, прочих культур не включенных в другие группировки,  овощей, их семян и рассады,  плодов и ягод; разведение крупного рогатого скота,  лошадей, свиней; растениеводство в сочетании с животноводством; эксплуатация оросительных и осушительных систем; предоставление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг; производство мяса,  мясных продуктов; производство неочищенных масел и жиров; производство муки, круп, готовых кормов для животных, содержащихся на фермах; производство  хлеба  и  хлебобулочных  изделий;   производство  мучных кондитерских изделий недлительного хранения; оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных, живыми животными, фруктами и овощами, мясом и мясными продуктами, молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами, хлебобулочными и макаронными изделиями, мукой и крупой и торговля прочими пищевыми продуктами; розничная торговля птицей и изделиями из птицы, мясом и мясными продуктами, колбасными изделиями и копченостями,  хлебобулочными изделиями и др.

Кроме того, согласно имеющимся лицензиям ОАО «БКХ» осуществляет следующие виды деятельности: медицинская деятельность; деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд); деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц; розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание; деятельность в области промышленной  безопасности;  деятельность в области таможенного дела; ветеринарная деятельность; транспортно-экспедиционная деятельность; деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду; деятельность по заготовке и переработке древесины.

Для осуществления хозяйственной деятельности в состав ОАО «БКХ» входят следующие элементы: комплекс по производству комбикормов, в состав которого входит: цех по производству рассыпных комбикормов, цех гранулирования, склады напольного хранения продукции и сырья в таре. Выбойное отделение для затаривания комбикорма в тару; мукомольное производство, в состав которого входит: мельница трехсортного помола, мельница переменного помола. Склады для хранения готовой продукции; участок расфасовки продукции: по фасовке муки, по фасовке крупы; элеватор для хранения зерна; Рейтановский производственный участок со складами; участок сортовых семян со складами; Ивацевичский производственный участок со складами; подсобное хозяйство в Ивацевичском районе; комплекс по производству свинины «Восточное», в состав которого входит: племенная ферма, цех воспроизводства свиноматок, цех откорма голов, цех водоснабжения и утилизации навозных стоков, цех убоя и переработки мяса, санитарная бойня с лабораторным корпусом; вспомогательные службы: энергосиловой; транспортный участок; лаборатория и тарный склад; мини-пекарня по производству хлебобулочных изделий; для решения социальных вопросов работающих на предприятии имеются детский сад, здравпункт, две столовые.

ОАО «БКХ»  выступило учредителем Частного торгового унитарного предприятия «Зернопродукты», основной задачей которого является розничная торговля продукцией ОАО «БКХ». В состав ЧУТП «Зернопродукты» входят следующие торговые точки: Магазины: «Зернопродукты №1» по адресу: ул. 50 лет БССР, 21; «Зернопродукты № 2» по адресу: ул. Брестская, 146; «Ивацевичские зернопродукты» по адресу: г. Ивацевичи, ул. Клютко, 14; Магазин «Жемчужный» по адресу: пос. Жемчужный; Магазин «Мясная лавка» по адресу: ул. Красноармейская, 5; Магазин-реализатор «Восточное» по адресу: п/о Севрюки; Мясной магазин по адресу: д. Малая Колпеница;  Мясной павильон по адресу бульвар Штоккерау; три павильона и два торговых места на коопрынке по адресу: г. Барановичи, ул. Чернышевского, 11; выездные точки в Барановичском и Ляховичском районах, Ивацевичском и Ганцевичском районах. В 2006 году обществом на базе арендованного магазина был создан филиал «Гаспадар» по адресу: г. Минск, ул. Плеханова, 34, основной задачей которого является производство мясных полуфабрикатов, розничная и оптовая торговля мясом, продукцией мясопереработки и хлебопродуктами.

Информация о работе Разработка бизнес-плана инновационного проекта