Прогнозирование развития внешней торговли: современная практика и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать основные методы прогнозирования показателей внешней торговли в Беларуси, показать достоинства и недостатки каждого метода, а также по возможности предложить самые точные и эффективные методы прогнозирования экспорта и импорта.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, экстраполяции, экономико-математические методы. применение программного средства Microsoft Office Excel 2007.
Исследования и разработки: раскрыты теоретические основы внешней торговли; составлен прогноз значений экспорта и импорта на ближайшие годы; дана оценка методам прогнозирования экспорта и импорта.

Содержание

Введение
Теоретические основы оценки кредитоспособности коммерческого банка.
Экономико-математический анализ деятельности ЗАО «Идея Банк»
Практические аспекты кредитоспособности заёмщиков в ЗАО «Идея Банк»
Заключение.
Перечень расчётно-аналитических материалов:
Анализ деятельности ЗАО «Идея Банк».
Расчет моделей оценки кредитоспособности юридического лица.
Расчет скоринговой модели оценки кредитоспособности физического лица.
Графический материал, выносимый на защиту:
Классификация методов оценки кредитоспособности заёмщиков.
График динамики развития ЗАО «Идея Банк».
Реализация моделей оценки кредитоспособности
Календарный график выполнения дипломной работы:

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_Zhamoytin (2).docx

— 313.70 Кб (Скачать файл)

Приоритетным направлением остается опережающее развитие экспорта услуг. В этих целях предстоит:

  • создать нормативную правовую и информационную базу, интегрировав их в аналогичные международные системы;
  • продолжить работу по постепенной интеграции белорусских производителей услуг в сложившуюся мировую систему разделения труда путем создания совместных предприятий и производств;
  • внедрить современные формы внешнеэкономической деятельности в сфере услуг, в том числе франчайзинг, продажа лицензий, ”ноу-хау“ и др.;
  • совершенствовать рекламную и выставочно-ярмарочную деятельность организаций сферы услуг за рубежом;
  • размещать информацию об организациях сферы услуг в справочниках экспортеров.

Таким образом, в данном пункте были рассмотрены институциональная и законодательная базы функционирования системы поддержки экспорта, выявлены основные направления поддержки экспорта в Республике Беларусь.

 

3.2.2 Основные  направления рационализации импорта  Республики Беларусь

Основными направлениями внешнеэкономической деятельности должны стать расширение экспорта, рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающие динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры [41].

Импортозамещение позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать рабочие места.

В соответствии с единой схемой работы по импортозамещению, все товары поделены на три группы. Первая - товары, аналоги которых производятся в Беларуси, но по качеству проигрывают импортным либо востребованы, но производятся в недостаточных объемах. Задача министерств и регионов - повышать их конкурентоспособность, расширять действующие мощности. В 2011 году по этой группе товаров впервые удалось выйти на положительное сальдо, однако этот результат обеспечен не за счет структурных преобразований в экономике, а за счет монетарных факторов.

Вторая группа товаров - те, которые ранее не производились в стране и не осваивались в рамках госпрограмм. Для их производства создаются новые мощности. Это классический пример прямого импортозамещения. По таким товарам в 2011 году достигнуто нулевое сальдо внешней торговли.

Третья группа товаров - те, что импортируются, так как их производство в Беларуси было признано нецелесообразным. Это 16 % всего импорта. Среди них, к примеру, мобильные телефоны, планшеты.

Существует необходимость в коренном пересмотре перечня масштабного освоения новой продукции, а также условий ее производства. Главный акцент здесь нужно сделать на привлечение в такие проекты инвестиций как частного бизнеса, так и транснациональных корпораций [42].

Приоритетным направлением для экономики Республики Беларусь должно стать развитие производств на местных ресурсах. Это главный резерв импортозамещения, роста производительности труда, увеличения глубины переработки местного сырья. Именно поэтому активное развитие должны получить три стратегических для  нашей страны отрасли: деревообработка, добыча и переработка калийного сырья, производство строительных материалов [42].

Предприятиям следует сосредоточиться на выпуске качественной импортозамещающей продукции, которая была бы востребована и на внешних рынках важно производить импортозамещающую продукцию только в тех отраслях промышленности, где это выгодно.

Одним из эффективных инструментов сокращения импортозависимости белорусской экономики является привлечение стратегических инвесторов, которые могут предложить белорусским предприятиям новые технологии, что позволит сократить затраты на импорт при производстве отечественной продукции.

Можно сказать, что из-за отсутствия крупных стратегических инвесторов в белорусской экономике и сохраняются сегодня дисбалансы, один из которых — высокая зависимость от импорта [43].

Предстоит также рационализировать импорт промежуточных товаров, снизить импортоемкость национальной экономики, материалоемкость и энергоемкость производства. Экономическими методами это следует выполнять через регулирование стоимости энергоресурсов для организаций, нерационально их использующих. Необходимо ввести лимиты потребления природного газа и электроэнергии. Административно будут постоянно ужесточаться нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу продукции и государственных стандартов на технологическое оборудование с поэтапным выходом на мировые уровни [42].

Кроме того, с целью снижения импорта энергоресурсов необходимо повышение экономической эффективности действующих электростанций, генерирующие мощности которых ориентированы на потребление углеводородного топлива, с использованием оборудования инновационного типа; развитие источников распределенной генерации на базе использования как традиционных энергоресурсов, так и возобновляемых источников энергии (био-, ветро-, гелио- и гидроэнергоустановки); развитие ядерной энергетики [44].

Развитие мотивационных механизмов импортозамещения – важная задача для Республики Беларусь. Эти сферы являются основой для сбалансированного и устойчивого развития белорусской экономики.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011 № 942  утверждены основные мероприятия по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. В таблице 3.2.2.1 отражены основные мероприятия данного постановления во внешнеэкономической деятельности.

 

Таблица 3.2.2.1 – Мероприятия по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы во внешнеэкономической деятельности

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Ответственные исполнители

Выход на нулевое сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2014 году

  1. Разработка и реализация мероприятий по достижению доведенных показателей прогноза экспорта и сальдо внешней торговли товарами и услугами
  2. Проведение мониторинга и системного анализа эффективности внешнеторговой деятельности подчиненных организаций с учетом закупок иностранных товаров на внутреннем рынке
  3. Обеспечение условий, способствующих созданию производств экспортоориентированной и (или) импортозамещающей продукции, в том числе с участием организаций малого и среднего бизнеса, а также для стимулирования импортеров продукции к инвестированию средств в создание указанных производств в республике

2011 – 2015 годы

 

 

 

2011 – 2015 годы

 

 

 

 

2011 – 2015 годы

республиканские органы гос. управления, облисполкомы, Минский горисполком, МИД, Минэкономики

 

Минэкономики, МИД, республиканские органы государственного управления

 

 

 

Минэкономики, МИД

Освоение новых внешних рынков, устранение барьеров по доступу белорусских товаров и услуг на мировые рынки, совершенствование структуры импорта, снятие ограничений и развитие торговли с основными странами – торговыми партнерами

  1. Работа по вступлению Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию с учетом национальных интересов
  2. Разработка проекта Соглашения о свободном движении товаров на общем рынке государств – участников Таможенного союза
  3. Расширение взаимовыгодных торгово-экономических отношений со странами ЕС и СНГ, США, Японией, динамично развивающимися странами Азии (Индия, Китай, Иран), Латинской Америки (Бразилия, Венесуэла,Эквадор), арабскими государствами (Египет, Сирия, Арабские Эмираты)

2011 – 2015 годы

 

 

III квартал

2011 г

 

 

2011 – 2015 годы

органы гос. управления в Межведомственной комиссии по вопросам вступления РБ в ВТО, МИД, Минэкономики

МИД, Минторг, Мин-

экономики, Минсельхозпрод,

концерн ”Белгоспищепром“

МИД, Минэкономики, республиканские органы гос.управления,облисполкомы, Минский горисполком


 Примечание - Источник: собственная разработка на основе [45]

 

Существует также необходимость в импортозамещении на потребительском рынке. Рынок должен быть насыщен качественными, конкурентоспособными потребительскими товарами отечественного производства. Собственного сырья и перерабатывающих мощностей для этого достаточно

Следует шире использовать возможности, которые дают широко применяемые в мире операции франчайзинга, лизинга и др. Цепочка «франчайзинг – лицензирование – лизинг» позволяет минимизировать капиталовложения на старте каждого этапа и решить проблему освоения передовой техники и технологии выпуска новых товаров и оказания услуг. При этом необходим импорт не только технологий, но и профессионального менеджмента.

Не вызывает сомнения и то, что выбор отдельных товаров и товарных групп, импорт которых целесообразно замещать посредством развития внутреннего производства, следует осуществлять, основываясь на следующих принципах и критериях: максимизация добавленной стоимости в реализационной цене продукции; оптимизация импортной составляющей в материальных затратах в структуре себестоимости производимой продукции; приоритетное импортозамещение товаров, для производства которых имеются местные сырьевые ресурсы. Очевидно, что реализация импортозамещающих мер должна одновременно обеспечивать наращивание экспорта. В числе названных критериев нужно назвать осуществление импортозамещения высокотехнологичных товаров, по которым отечественные производители уступают в уровне технологии производства, в соотношении цены и качества, только посредством привлечения стратегических инвесторов в лице ТНК, являющихся мировыми лидерами.

Важно придерживаться принципа, подразумевающего реализацию импортозамещающих мер и программ в первую очередь в тех отраслях (предприятиях), где имеются научно-технические, производственные заделы, кадровый потенциал соответствующей квалификации и налаженная система подготовки кадров [44].

Таким образом, в первом разделе данной главы были рассмотрены факторы, сдерживающие экспорт в Республике Во втором разделе были представлены основные направления поддержки экспорта и основные направления по сокращению импорта Республики Беларусь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно заметить, что в Республике Беларусь принимаются меры по регулированию вопросов внешней торговли. Принят ряд законов и государственных программ. В перспективе планируется увеличение доли экспорта услуг в общем экспорте.

В настоящее время импорт любых товаров или услуг, осуществляемый законным способом из одной страны в другую, является одним из наиболее распространённых видов деятельности в торговой сфере. Именно поэтому, наряду с экспортом, импорт составляет основу международных экономических отношений.

Государство должно осуществлять импортную политику, чтобы не допустить чрезмерный рост импорта без соответствующего увеличения экспортных поставок, так как это  может негативно сказаться на сбалансированности внешней торговли, количестве валютных поступлений и наполняемости внутреннего рынка необходимыми товарами.

Импортная политика — это мероприятия правительства, направленные на стимулирование развития отраслей и производств, способных заменить своей продукцией импорт аналогичных товаров, защитить внутренний рынок и товаропроизводителей в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и удорожания сырьевых ресурсов, рационализировать импорт по товарным группам и странам происхождения, уменьшить дефицит торгового баланса.

Позиции отдельных государств в отношении импорта существенно отличаются от друга, что зависит от ряда условий: уровня конкурентоспособности национальных товаров на мировом и внутреннем рынках; соотношения между объемом экспорта и импорта, т. е. структуры внешнеторгового оборота; участия в региональных экономических блоках и международных организациях.

Республика Беларусь сегодня – это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную и миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности. Она сегодня торгует со 198 странами. Товары экспортируются в 160 стран, импортируются из 180. В республике насчитывается 15 тыс. импортеров и столько же экспортеров.

По данным показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год объем импорта товаров составит  45746 млн. долларов США. Результаты прогноза на основе корреляционно-регрессионного анализа дал результат близкий к прогнозному (43766,65млн. долларов США). Этот метод позволяет учитывать влияние нескольких факторов на прогнозируемый показатель.

В Республике Беларусь определена смешанная стратегия развития экспортоориентированного и импортозамещающего производства.

Для повышения эффективности функционирования экономики республики необходимо тщательно прорабатывать перечень товаров, предназначенных для замещения импорта. Учитывая опыт зарубежных стран, актуальным является решение проблемы оптимизации импорта и импортозамещения. Необходимо больше внимания уделять вопросам прогнозирования затрат на производство импортозамещающей продукции и повышению точности результатов прогнозных расчетов показателей эффективности импортозамещения в процессе разработки импортозамещающих проектов и программ.

Проблему импортозамещения предполагается решить путем:

Информация о работе Прогнозирование развития внешней торговли: современная практика и направления совершенствования