Прогнозирование развития внешней торговли: современная практика и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать основные методы прогнозирования показателей внешней торговли в Беларуси, показать достоинства и недостатки каждого метода, а также по возможности предложить самые точные и эффективные методы прогнозирования экспорта и импорта.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, экстраполяции, экономико-математические методы. применение программного средства Microsoft Office Excel 2007.
Исследования и разработки: раскрыты теоретические основы внешней торговли; составлен прогноз значений экспорта и импорта на ближайшие годы; дана оценка методам прогнозирования экспорта и импорта.

Содержание

Введение
Теоретические основы оценки кредитоспособности коммерческого банка.
Экономико-математический анализ деятельности ЗАО «Идея Банк»
Практические аспекты кредитоспособности заёмщиков в ЗАО «Идея Банк»
Заключение.
Перечень расчётно-аналитических материалов:
Анализ деятельности ЗАО «Идея Банк».
Расчет моделей оценки кредитоспособности юридического лица.
Расчет скоринговой модели оценки кредитоспособности физического лица.
Графический материал, выносимый на защиту:
Классификация методов оценки кредитоспособности заёмщиков.
График динамики развития ЗАО «Идея Банк».
Реализация моделей оценки кредитоспособности
Календарный график выполнения дипломной работы:

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_Zhamoytin (2).docx

— 313.70 Кб (Скачать файл)

Республика Беларусь заинтересована в интенсификации многопланового партнерства со странами СНГ на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений – Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства/Таможенного союза, Организации Договора о коллективной безопасности.

В рамках Евразийского экономического сообщества Республика Беларусь заинтересована в наращивании взаимовыгодного партнерства с государствами-членами ЕврАзЭС с акцентом на сферы энергетики, транспорта, транзита; максимальном использовании преимуществ от участия в Едином экономическом пространстве/Таможенном союзе.

Республика Беларусь намерена содействовать укреплению Организации Договора о коллективной безопасности по всем направлениям ее деятельности (политическому, военному, военно-техническому, информационному) [14].

Таким образом, несмотря на объективные сложности, Республика Беларусь после обретения независимости сумела выстроить отношения с внешним миром, не поступившись своими национальными интересами. Это позволило нашей стране уверенно и эффективно продвигать и отстаивать свои внешнеполитические цели и приоритеты.

  Республика Беларусь сегодня – это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную и миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности.

1.3 Методы прогнозирования  внешней торговли

Исследованию проблемы прогнозирования платежного баланса посвящено большое количество трудов белорусских ученых. В основу большинства существующих исследований, посвященных прогнозированию показателей внешней торговли Республики Беларусь, заложен абсорбционный (кейнсианский) подход к платежному балансу, согласно которому результаты внешней торговли связаны с внутренними доходами и доходом в странах — основных торговых партнерах, а также с изменением относительных цен, которые могут быть представлены показателем реального валютного курса.

Большинство исследований в области прогнозирования показателей внешней торговли Республики Беларусь посвящено построению моделей агрегированных показателей стоимостных объемов экспорта и импорта товаров (товаров и услуг) без отдельного прогнозирования физических объемов и цен внешней торговли.

При моделировании экспорта товаров (товаров и услуг) в качестве переменных, отражающих динамику экономической активности, чаще всего использовались такие факторы, как реальный ВВП Российской Федерации, объем промышленного производства и реальный ВВП Республики Беларусь. В качестве переменных, отражающих динамику относительных цен, использовались показатели реального курса белорусского рубля (к доллару США, российскому рублю, евро), реального эффективного валютного курса и условий внешней торговли, измеряемых как соотношение индексов внешнеторговых цен экспорта и импорта Республики Беларусь. Кроме того, при моделировании использовались переменные цен на нефть, индекса потребительских цен РБ импорта товаров (в физическом и стоимостном измерениях).

При моделировании импорта товаров (товаров и услуг) в качестве переменных масштаба чаще всего использовались переменные промышленного производства и реального ВВП Республики Беларусь, в качестве переменных относительных цен — реальный курс белорусского рубля (к доллару США, российскому рублю, евро) и реальный эффективный валютный курс. Среди прочих переменных в модели были включены такие факторы, как индекс потребительских цен Республики Беларусь, экспорт товаров (в физическом и стоимостном измерениях), цена на нефть и природный газ [18,с.27].

Однако существует большое количество методов, которые уже давно применяются для прогнозирования экспорта и импорта. Все эти методы можно разделить на 2 группы:

    • интуитивные;
    • формализованные.

Основу интуитивных методов составляют методы экспертных оценок, такие как «метод Дельфи», аналитический, метод написания сценария. Однако эти методы позволяют лишь выработать какие-либо гипотезы по поводу развития объекта в будущем. Их роль велика лишь на этапе оценки возможных вариантов и выборе наиболее достоверного прогноза. Более конкретный прогноз позволяют сделать формализованные методы.

Однако при математическом описании процесса внешней торговли возникают трудности, связанные с тем, что при прогнозировании составляющих внешней торговли, необходимо учитывать огромное количество факторов:

    • потребность страны в импорте;
    • экспортные возможности государства;
    • научно-технический потенциал;
    • возможность воздействия на компоненты извне;
    • уровень и пропорции мирового рынка;
    • и др. [19, c.358]

Несмотря на сложность, экономико-математические методы прогнозирования получают широкое распространение. Для прогнозирования экспорта и импорта в основном применяются следующие методы:

    • метод экстраполяции;
    • многофакторные модели;
    • комплексные эконометрические модели;
    • модели межотраслевого баланса;
    • матричные модели международной торговли;
    • оптимизационные модели;
    • гравитационные модели;
    • имитационные модели [19, c.129].

Метод экстраполяции основывается на выявлении тенденции в данных об объекте в прошлом и настоящем и перенесении этих тенденций на будущее состояние объекта. Однако при экстраполяции существует ряд ограничений:

  1. динамический ряд должен быть полным;
  2. при построении ряда должны использоваться равные промежутки времени;
  3. период прогнозирования должен быть не менее чем в 3 раза короче имеющегося периода;
  4. одинаковые единицы измерения и сопоставимость данных за разные периоды [19, c. 359].

Также при экстраполяции полагается, что тенденция, наблюдаемая в прошлом, будет сохраняться, и будут отсутствовать сильные внешние воздействия.

Многофакторные модели прогнозирования экспорта и импорта широко применяются в зарубежных странах. Многофакторная модель – это функция, которая описывает зависимость итогового состояния объекта от различных факторов. Существенным моментом в прогнозных расчетах является выбор математической формы связи между экспортом (импортом) и включенными в модель факторами. Для прогнозирования экспорта следует учитывать такие факторы как:

    1. экспортные возможности страны;
    2. спрос на экспортируемую продукцию на мировом рынке;
    3. конкурентоспособность продукции;
    4. курс валюты [19, c. 362].

Для прогнозирования импорта учитываются несколько другие факторы:

    • потребности страны в импортируемой продукции;
    • внешнеторговые цены на импортируемые товары, определяющие динамику эффективности импорта (целесообразно учитывать не значение внешнеторговых цен, а их соотношение с внутренними ценами на ввозимые товары);
    • курс валюты;
    • доступность кредита [19, c. 363].

Прежде, чем спрогнозировать объем импортируемой продукции в стране, необходимо оценить целесообразность импорта данного вида продукции, учитывая ряд факторов.

В ходе анализа внешнеэкономической деятельности производится оценка импорта и экспорта товаров, рассматриваемых для включения в перечень, а также рассчитывается эффективность их импорта.

Эффективность импорта продукции Эи определяется по формуле:

Эи = Зи / Ви , (1.3.1)

где Зи – затраты на производство импортозамещающих товаров; Ви – валютные расходы на приобретение импортных товаров.

Если результат окажется положительным и Эи > 1, то выгоднее использовать импортные товары. На основе расчетов эффективности импорта делается первоначальный вывод о целесообразности импорта товаров [22, с. 372].

Плановый объем импорта товаров определяется также с учетом его эффективности и возможностей развития импортозамещающих производств. За счет импорта Республика Беларусь в большей мере должна удовлетворять потребности в прогрессивной технике, сырье, топливно-энергетических ресурсах и товарах повседневного спроса. Это учитывается при разработке перспективных и текущих планов [22, с.216-217].

Масштаб изменения объема импорта при изменении его относительных цен на 1 % показывает ценовая эластичность импорта, которая определяется по формуле:

,  (1.3.2)

где IM - объем импорта; P - цена импорта; - изменение показателя за единицу времени [6, c.138].

Обычно ценовая эластичность низка для тех товаров, заменить которые другими невозможно или крайне сложно (нефть, газ, цветные металлы). Растет эластичность импорта по мере повышения степени обработки товара, так как возможность заменить один вид оборудования на другой значительно увеличивается.

При прогнозировании импорта целесообразно использовать следующие методы:

    • методы экстраполяции в сочетании с экспертными оценками;
    • многофакторные модели.

Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития и перенесении их на будущее.

Среди методов экстраполяции широкое распространение получили метод подбора функции и метод экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом.

Сущность метода подбора функции заключается в выборе оптимальной функции, описывающей эмпирический ряд. Данная задача решается с помощью метода наименьших квадратов (МНК) и его модификаций. Функциональные зависимости могут быть линейными (y = ax + b) и нелинейными (y = a/x + b (гиперболическая) и др.).

Выбор функции осуществляется по минимальному отклонению расчетных данных объема импортируемой продукции от фактических. Отклонение (S) рассчитывается по формуле:

, (1.3.3)

где n – число наблюдений; yi / – расчетные значения объемов импортируемой продукции; yi – фактические значения [22, с.86].

Метод экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом является наиболее приемлемым при прогнозирования импорта на краткосрочный период. Он позволяет построить такое описание процесса, при котором более поздним показателям придаются большие «веса» по сравнению с более ранними, причем веса наблюдений убывают по экспоненте. В результате создается возможность получить оценку параметров зависимости, характеризующих не средний уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к моменту последнего наблюдения.

Скорость старения данных характеризует параметр сглаживания a. В области экономического прогнозирования наиболее употребимы пределы 0,1 < a < 0,3. Значение а в общем случае должно зависеть от срока прогнозирования: чем меньше срок, тем большим должно быть значение параметра.

Этот метод реализуется на ЭВМ с помощью специально разработанных программ [22, с.87-88].

Однако для получения более достоверных прогнозов импорта продукции методы экстраполяции целесообразно использовать в сочетании с методами экспертных оценок.

Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.

При прогнозировании импорта продукции хорошие результаты дает метод «Дельфи». Путем анкетного опроса группы ученых и специалистов по данной проблеме формируется информация по импорту каждого вида продукции по годам, которая обобщается в виде интервального вариационного ряда. За основу принимается объем импортируемой продукции, которому отдает предпочтение большинство экспертов.

Также при прогнозировании импорта продукции целесообразно применять метод мозговой атаки (коллективная генерация идей), целью которого является стимулирование группы лиц к быстрому генерированию большого количества идей, к поиску оригинального решения. Данный метод требует от участников солидного опыта в области импорта продукции и умения использовать его в нужный момент [23, с. 50-51].

Наряду с методами экстраполяции и методами экспертных оценок при прогнозировании импорта целесообразно использовать многофакторный корреляционно-регрессионный анализ.

При отборе факторов, включаемых в многофакторную регрессионную модель, приоритет следует отдавать теоретическому обоснованию (учитывая особенности объекта исследования). Обоснование комплекса наиболее существенных факторов достигается на основе применения статистических критериев: дисперсионной оценки ( -критерий Фишера); - критерия Стьюдента; значения парных коэффициентов корреляции между результативным каждым из исследуемых признаков-факторов[24, c. 71]

В общем виде функцию импорта можно представить как функцию многих переменных:

y = f(x1, x2, …, xn), (1.3.4)

где y – объем импорта товаров;

      x1, x2, …, xn – факторы (независимые переменные), от которых зависит величина импорта, т.е. значение рассматриваемой функции.

К важнейшим факторам, которые учитываются при построении функции импорта, следует отнести:

  • потребность страны в импортируемой продукции;
  • внешнеторговые цены на импортируемые товары, определяющие динамику эффективности импорта. Цены на импорт (в иностранной валюте) определяются на основе анализа мирового рынка и тенденций в странах, являющихся конкурентными торговыми партнерами;
  • курс валюты.

На уровень импорта могут оказывать влияние и другие факторы: доступность кредита; количественные ограничения; тарифы, влияющие на цены импортируемых товаров; наличие иностранной валюты.

Регрессионные уравнения могут использоваться для осуществления прогнозных расчетов на макро- и микроуровнях [22, с.363].

Информация о работе Прогнозирование развития внешней торговли: современная практика и направления совершенствования