Прогнозирование развития внешней торговли: современная практика и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать основные методы прогнозирования показателей внешней торговли в Беларуси, показать достоинства и недостатки каждого метода, а также по возможности предложить самые точные и эффективные методы прогнозирования экспорта и импорта.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, экстраполяции, экономико-математические методы. применение программного средства Microsoft Office Excel 2007.
Исследования и разработки: раскрыты теоретические основы внешней торговли; составлен прогноз значений экспорта и импорта на ближайшие годы; дана оценка методам прогнозирования экспорта и импорта.

Содержание

Введение
Теоретические основы оценки кредитоспособности коммерческого банка.
Экономико-математический анализ деятельности ЗАО «Идея Банк»
Практические аспекты кредитоспособности заёмщиков в ЗАО «Идея Банк»
Заключение.
Перечень расчётно-аналитических материалов:
Анализ деятельности ЗАО «Идея Банк».
Расчет моделей оценки кредитоспособности юридического лица.
Расчет скоринговой модели оценки кредитоспособности физического лица.
Графический материал, выносимый на защиту:
Классификация методов оценки кредитоспособности заёмщиков.
График динамики развития ЗАО «Идея Банк».
Реализация моделей оценки кредитоспособности
Календарный график выполнения дипломной работы:

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_Zhamoytin (2).docx

— 313.70 Кб (Скачать файл)

в) развитие трудоемких и наукоемких отраслей и производств (оборудование, машины, отдельные виды комплектующих изделий, узлов).

В таблице 1.1 представлены некоторые важные типы импортозамещения.

 

Таблица 1.1 – Типы импортозамещения

Тип

Содержание

Абсолютное

Сокращение объемов и стоимости импорта

Относительное

Рост ВВП опережает рост импорта

Догоняющее

Создание новых производств по аналогии c конкурентами

Опережающее

Разработка новых и улучшенных технологий, конкурируют НИИ

Прямое

Развитие местного производства, удовлетворяющего внутренний спрос на импортируемые товары

Косвенное

Ресурсосбережение, структурная перестройка экономики, внедрение новых технологий, модернизация производства

Традиционное

Тарифная защита отраслей, способных вывести страну на новую стадию индустриализации (в «растущих» экономиках)

Инновационное

Стимулирование промышленности к освоению новой продукции,  вытесняющей импортные аналоги по цене или качеству


Примечание - Источник: собственная разработка на основе [8]

Реализация политики импортозамещения находит воплощение в выполнении инвестиционных проектов [26, c. 132-133].

Политика импортозамещения состоит из: организации собственного производства продукции взамен импортируемой; рационализации и сокращения ввоза, потребления импортируемых товаров в результате структурной перестройки экономики, модернизации производства, внедрения ресурсосберегающих технологий и др. Концептуальной основой импортной политики выступает «Программа импортозамещения», в соответствии с которой с 1997 г. реализуются государственная, отраслевые и региональные программы импортозамещения. Объектами импортозамещения выступает продукция отраслей, которые обладают максимальным потенциалом в замещении импортируемых товаров, обеспечены ресурсами и могут дать быстрый эффект при их ориентации на экспорт. Среди таких отраслей можно выделить: быстро окупаемые отрасли промышленности, ориентированные на прямой потребительский спрос (пищевая, легкая промышленность, производство дешевой мебели); организация импортозамещающих производств на неэффективно используемых производственных площадях предприятий; развитие трудоемких и наукоемких отраслей и производств (оборудование, машины, отдельные виды комплектующих изделий, узлов). Товарным сегментом импортозамещения являются: продукция машиностроения и металлургии, химического комплекса, деревообрабатывающей отрасли, пищевой и табачной промышленности, товары лесной и целлюлозно-бумажной отрасли, АПК. Реализация политики импортозамещения находит воплощение в выполнении инвестиционных проектов [17].

Основные принципы формирования внешнеторговой политики Республики Беларусь заложены в Национальной программе развития экспорта на 2011-2015 годы. Они включают меры регулирования внешней торговли (тарифные и нетарифные), а также государственную поддержку развития экспорта и продвижения белорусских товаров на внешние рынки [2, c. 15].

Одной из задач Национальной программы развития экспорта является обеспечение установленных в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы целевых параметров роста объемов экспорта товаров и услуг в 2,2 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году на основе модернизации и повышения конкурентоспособности экономики.

В ближайшем пятилетии в центре внимания будут вопросы развития Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана и формирования ЕЭП с возможностью присоединения новых членов. При этом будет обеспечиваться благоприятное для белорусского экспорта формирование системы соглашений Таможенного союза с другими региональными блоками и отдельными странами, включая соглашения о свободной торговле.

Основными механизмами реализации национальной программы являются формирование благоприятной институциональной среды, совершенствование структуры и организационных форм управления экономикой, реализация инновационной стратегии развития экспорта, а также рациональное импортозамещение.

Результатами реализации программы должны стать увеличение экспорта товаров и услуг к 2015 году по сравнению с 2010 годом в 2,18-2,22 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 0,5-0,6% к ВВП. Долю высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта планируется довести до 14-15%, долю услуг - не менее чем до 20%, долю продукции машиностроения - до 20,3%. Также ставится задача нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции не менее чем в 2,2 раза, фармацевтической продукции - в 4 раза [12].

Национальная программа развития экспорта Беларуси разработана в развитие основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы для ее конкретизации и детализации в части реализации приоритетных целей, задач и механизмов их достижения в области внешнеэкономической деятельности.

Здесь учтен опыт разработки и реализации предыдущих программ развития экспорта на 2000-2005 и 2006-2010 годы, а также особенности текущей конъюнктуры международной торговли и новые тенденции в сфере глобализации и региональной интеграции.

Национальная программа разработана МИД и Национальной академией наук совместно с другими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями. Научные исследования, необходимые для разработки Национальной программы, проведены Институтом экономики и Центром стратегических исследований и системного анализа НАН Беларуси при участии специалистов Национального банка, НИЭИ Минэкономики, Белорусского государственного университета, Белорусского государственного экономического университета, других научных организаций и учреждений.

Вопросы развития экспортного потенциала и обеспечения сбалансированности внешней торговли Беларуси приобрели исключительную значимость на современном этапе социально-экономического развития, подчеркнули в пресс-службе правительства. Внешний спрос на продукцию отечественных производителей является важнейшим фактором загрузки производственных мощностей, поддержания высокого уровня занятости и обеспечения динамичного роста экономики. При этом положительное сальдо внешнеторговых операций по товарам и услугам обеспечивает финансовую стабильность на макроуровне, обуславливая такие базовые параметры экономической безопасности страны, как официальные золотовалютные резервы, валовой и государственный внешний долг, обменный курс национальной валюты, доходы государственного бюджета.

За выполнение показателей прогноза экспорта и сальдо внешней торговли товарами и услугами, предусмотренных программой, а также мероприятий по достижению этих показателей на 2011-2015 годы возложена персональная ответственность на руководителей республиканских органов госуправления, облисполкомов и Минского горисполкома.

Министерство экономики совместно с Министерством иностранных дел при подготовке параметров прогноза социально-экономического развития на очередной год ежегодно в установленные сроки будет разрабатывать уточненные показатели прогноза экспорта и сальдо внешней торговли товарами и услугами и доводить их до республиканских органов госуправления и иных госорганизаций [12].

Международная активность Беларуси призвана, в первую очередь, обеспечивать безопасность государства и защиту национальных интересов от любых внешних вызовов и угроз, содействовать формированию благоприятных условий для стабильного экономического развития страны и повышения благосостояния граждан.

Важным условием является равноправная интеграция Беларуси в мировое политическое, экономическое, культурное пространство. Принципиальное значение для нашего государства имеет обеспечение защиты прав и свобод его граждан за границей, сохранение белорусского этноса за пределами страны.

Географическое положение Республики Беларусь, на территории которой сходятся важнейшие транспортные пути между Европой и Азией, и непростая история страны, испытавшей на себе разрушительные последствия многочисленных европейских войн и конфликтов, обусловили курс на многовекторность внешней политики как ее фундаментальный принцип, предполагающий развитие сбалансированных конструктивных отношений с партнерами в различных регионах мира. При выстраивании диалога и взаимовыгодного сотрудничества с ними Беларусь руководствуется принципами прагматизма и последовательности, взаимного уважения,  равноправия, невмешательства во внутренние дела, отказа от давления и принуждения [13].

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Республика Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, члены Европейского союза), участники Содружества Независимых Государств, страны мирового Юга, а также многосторонняя дипломатия.

Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.

Ключевые внешнеэкономические задачи на российском направлении – наращивание объемов белорусского экспорта, эффективное использование потенциала прямых связей между регионами двух стран, углубление кооперации, расширение белорусской товаропроводящей сети, привлечение инвестиций.

Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Республика Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности сторон, четкого и ответственного выполнения ими своих международных обязательств.

Приоритетом внешней политики Республики Беларусь на европейском векторе  внешней политики является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.

Республика Беларусь – надежный партнер Евросоюза не только с точки зрения поддержания социально-экономической стабильности в регионе, но и по стратегически важным вопросам общеевропейского значения: обеспечения военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.

Беларусь намерена укреплять и расширять дальнюю «внешнеполитическую дугу» союзников и партнеров в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками на уровень стратегического партнерства.

Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами названных регионов планеты являются важной предпосылкой роста для экспортоориентированной белорусской экономики.

Основные направления развития отношений – активизация политического и экономического взаимодействия с традиционными партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Австралия, Индонезия, Катар, Колумбия, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Мексика, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие) [14].

Республика Беларусь выступает за развитие конструктивного и равноправного диалога с США, расширение полноформатного двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие распространению наркотических и психотропных веществ, противодействие киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов.

Несмотря на сложные политические отношения, Беларусь продолжает прилагать усилия для нормализации сотрудничества по всему спектру двустороннего взаимодействия [14].

Республика Беларусь содействует укреплению центральной роли ООН в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации Организации к новым реалиям.

Приоритетной задачей является продвижение ключевых белорусских инициатив в рамках ООН: о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; о продвижении глобального партнерства против рабства и торговли людьми и выполнении Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми, принятого по инициативе Беларуси на 64-й сессии ГА ООН консенсусом; о недопустимости практики применения односторонних принудительных мер для оказания политического давления на суверенные государства; о противодействии политизации правозащитной тематики в ООН; о формировании комплексной энергетической повестки дня ООН.

Интересам Беларуси отвечает усиление значимости Движения неприсоединения как влиятельного субъекта международных отношений; активизация диалога и сотрудничества между ДН и другими крупными центрами политической и экономической силы; интенсификация двусторонних торгово-экономических связей с участниками Движения.

Беларусь выступает за сохранение и дальнейшее укрепление Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, содействие ее комплексному реформированию с целью устранения существующих недостатков и перекосов в работе и превращения ОБСЕ в эффективную, транспарентную структуру, действующую в интересах всех государств-участников.

Республика Беларусь заинтересована в углублении партнерства со странами Шанхайской организации сотрудничества в политической, экономической, энергетической, транспортной, научной и военно-технической областях, активизации взаимодействия по вопросам региональной и глобальной безопасности, в сферах борьбы с терроризмом и наркотрафиком, противодействия торговле людьми. Намерены активно участвовать в деятельности ШОС в качестве партнера по диалогу [14].

Информация о работе Прогнозирование развития внешней торговли: современная практика и направления совершенствования