Прогнозирование развития внешней торговли: современная практика и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать основные методы прогнозирования показателей внешней торговли в Беларуси, показать достоинства и недостатки каждого метода, а также по возможности предложить самые точные и эффективные методы прогнозирования экспорта и импорта.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, экстраполяции, экономико-математические методы. применение программного средства Microsoft Office Excel 2007.
Исследования и разработки: раскрыты теоретические основы внешней торговли; составлен прогноз значений экспорта и импорта на ближайшие годы; дана оценка методам прогнозирования экспорта и импорта.

Содержание

Введение
Теоретические основы оценки кредитоспособности коммерческого банка.
Экономико-математический анализ деятельности ЗАО «Идея Банк»
Практические аспекты кредитоспособности заёмщиков в ЗАО «Идея Банк»
Заключение.
Перечень расчётно-аналитических материалов:
Анализ деятельности ЗАО «Идея Банк».
Расчет моделей оценки кредитоспособности юридического лица.
Расчет скоринговой модели оценки кредитоспособности физического лица.
Графический материал, выносимый на защиту:
Классификация методов оценки кредитоспособности заёмщиков.
График динамики развития ЗАО «Идея Банк».
Реализация моделей оценки кредитоспособности
Календарный график выполнения дипломной работы:

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_Zhamoytin (2).docx

— 313.70 Кб (Скачать файл)

Комплексные эконометрические модели отражают зависимость между изменением макроэкономических показателей воспроизводства (ВВП, инвестиций) и внешнеторговым оборотом. Они позволяют предвидеть динамику внешней торговли в зависимости от изменения внутринациональных макроэкономических показателей. Эти модели могут использоваться для составления целевых прогнозов в агрегированном виде.

Модели межотраслевого баланса позволяют учитывать связь между изменениями в объеме и структуре внешнеэкономических связей и развитием отдельных отраслей национального производства. Межотраслевые модели дают возможность согласовывать прогноз внешнеэкономических связей с отраслевыми прогнозами, выяснять обеспеченность ресурсами проектов развития внешней торговли, межгосударственной отраслевой специализации, кредитного сотрудничества, а также потребность отраслей экономики в импортной продукции.

Для согласования прогнозных показателей, полученных с помощью рассмотренных выше методов, используется принцип двойной пропорциональности (метод RAS). Результаты прогноза объема и структуры экспорта и импорта группируются в специальные матрицы. Матричные модели международных товарных потоков, получившие распространение в последние годы, обычно используются для разработки взаимосвязанных прогнозов развития внешнеэкономических связей нескольких стран – торговых партнеров.

В процессе управления внешнеэкономическими связями, их прогнозирования и планирования встречаются ситуации, при которых должно быть принято самое выгодное решение с учетом различных критериев и определенных ограничивающих условий. Эти задачи решаются с использованием оптимизационных моделей. На их основе создается возможность проведения вариантных расчетов в связи с изменением ограничений по ресурсам, сдвигами в пропорциях развития национального производства и мирового рынка, изменением целей и гипотез развития.

Оптимизационные модели могут применяться для прогнозирования:

• рациональной структуры внешней торговли;

• товарной и региональной структуры оборота внешнеторговых предприятий, способствующей повышению рентабельности;

• оптимального соотношения между собственным производством, экспортом и импортом отдельных товаров [19, c. 367].

Широко известна модель, предложенная голландским экономистом Я. Тинбергеном, которая была применена для определения потенциальной величины товарооборота группы стран. Данная модель является гравитационной моделью. В ней при расчете потенциального объема внешней торговли использовалась степенная функция, в которой экспорт из одной страны в другую ставился в зависимость от трех факторов:

1) валового национального продукта экспортирующей страны;

2) валового национального продукта страны-импортера;

3) расстояния между странами.

Модель состоит из одного уравнения и имеет следующий вид:

 

 

,

(1.3.5)


где — совокупный экспорт из i-й страны в j-ю;

Yi — ВНП i-й страны;

Yj — ВНП j-ой страны;

Dij— расстояние между i-й и j-й странами (между столицами);

a0 — постоянная;

а1 — эластичность экспорта в зависимости от ВНП страны-экспортера;

a2 — эластичность экспорта в зависимости от ВНП страны-импортера;

а3 — эластичность экспорта в зависимости от расстояния между странами [19,с.364].

Таким образом, для прогнозирования объема импортируемой продукции целесообразно использовать методы экстраполяции (метод подбора функции, метод экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом) в сочетании с методами экспертных оценок (метод «Дельфи», метод мозговой атаки), а также многофакторный корреляционно регрессионный анализ.

 

2 Анализ и прогнозирование показателей внешней торговли Республики Беларусь

2.1 Анализ показателей внешней торговли Республики Беларусь

Экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. Особенности промышленного комплекса Республики Беларусь, ее географическое положение и исторические связи определили высокую степень открытости экономики республики [13].

В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным ростом объемов товарооборота. Это обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала. По объему внешнеторгового оборота Беларусь занимает первое место среди стран СНГ.

Внешняя торговля Республики Беларусь обладает совокупностью отличительных особенностей. Одной из них является наличие экспортоориентированного производственного комплекса, основанного на перерабатывающих предприятиях, при отсутствии необходимой ресурсной базы.

Учитывая высокую степень открытости экономики, Республика Беларусь свою внешнеторговую политику строит на принципах многовекторности: она направлена на укрепление позиций страны в мировом сообществе, на расширение сотрудничества со странами СНГ, ЕС, ЦВЕ и других регионов мира. С этой целью создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества: Беларусь является участницей почти 2700 международных договоров. Правовое регулирование ВЭД республики обеспечивают 76 соглашений о внешней торговле [28, с. 42].

Открытость экономики республики характеризуется числом торговых партнеров страны. Торговые отношения Беларусь поддерживает со 198 государствами мира. Российская Федерация является основным торговым партнером Республики Беларусь. На ее долю приходится 40% экспорта республики и более половины импорта.

Основными торговыми партнерами Республики Беларусь в 2012 году являлись Россия, Нидерланды, Украина, Германия, Латвия, Польша и Китай (Приложение А).

Европейский союз занимает второе место среди торговых партнеров. На его долю приходится 29% белорусского экспорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические связи, относятся Германия, Польша, Нидерланды, Латвия, Италия, Литва, Бельгия, Франция, Великобритания, Чехия, Швеция, Венгрия.

 Динамично  развиваются торговые отношения  с Украиной. После Российской  Федерации это второй ключевой  партнер республики среди стран  СНГ.

Наблюдается существенный рост объемов взаимной торговли с Казахстаном. Во внешней торговле Республики Беларусь со странами СНГ Республика Казахстан является третьим по значению торговым партнером.

В последние годы заметно возросли объемы торговли с ключевыми партнерами в Латинской Америке – Венесуэлой, Бразилией, Аргентиной [13].

Для составления прогноза нужно четко представлять состояние объекта прогнозирования в настоящее время. Для этого необходимо проанализировать статистические данные, опубликованные на данный момент. Наиболее полно нужные данные по экспорту и импорту товаров и услуг представлены в торговом балансе, данные о котором доступны на сайте Национального статистического комитета.

Платежный баланс Республики Беларусь (далее – платежный баланс) – это статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о внешнеэкономической деятельности страны за определенный период времени. В платежном балансе фиксируются все операции между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активов и обязательств.

Структура промышленного комплекса определяет высокую степень открытости экономики Республики Беларусь, ее ориентированность на внешние рынки. Более 50% производимых в стране товаров поставляется на экспорт.

В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира [29].

Динамика объема внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь отражена на рисунке 2.1.1.

 

 

Рисунок 2.1.1 – Объем внешней торговли Республики Беларусь

Примечание - Источник: [31]

Объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса за 2012 год составил 100,7 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 51,7 млрд. долларов, импорт – 49 млрд. долларов. К уровню 2011 года из расчета в текущих ценах объем внешней торговли товарами и услугами составил 106,9%, экспорт – 111,4%, импорт – 102,5%.

В 2012 году сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось положительное в размере 2 915,1 млн. долларов.

Данные об объемах внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса за 2011-2012 годы приведены в таблице 2.1.1.:

 

Таблица 2.1.1 – Динамика объемов внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь (млн. долларов США)

 

 

 

Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2011 г.

94 338,6

46 576,3

47 762,3

-1 186,0

Январь-март

20 314,3

9 116,8

11 197,5

-2 080,7

Апрель-июнь

24 572,7

12 229,3

12 343,4

-114,1

Июль-сентябрь

24 187,9

12 695,6

11 492,3

1 203,3

Октябрь-декабрь

25 263,7

12 534,6

12 729,1

-194,5

2012 г.

100 864,9

51 890,0

48 974,9

2 915,1

Январь-март

25 058,5

13 399,4

11 659,1

1 740,3

Апрель-июнь

27456,5

14 632,3

12 824,2

1808,1

Июль-сентябрь

24 674,1

12 434,3

12 239,8

194,5

Октябрь-декабрь

23 675,8

11 424,0

12 251,8

-827,8


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [30]

 

По данным государственной статистики Республики Беларусь объем внешней торговли товарами в 2012 г. составил 92 464 млн. долл. США (в том числе экспорт – 46 060 млн. долл, импорт – 45747 млн. долл.) и возрос из расчета в фактических ценах по сравнению с 2011 г. на 6% (экспорт на 11,2%, импорт на 1,4%).

Сальдо внешней торговли товарами за 2012 год сформировалось отрицательным в размере 344 млн. долларов и было вызвано дефицитом внешней торговли товарами со странами СНГ (7 854,9 млн. долларов). Со странами вне СНГ положительный торговый баланс составил 4 138,5 млн. долларов.

Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь приведена в таблице 2.1.2:

 

Таблица 2.1.2 – Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь (млн. долларов США)

 

 

2000

2005

2010

2011

2012

Оборот

15 972

32 687

60 168

87 190

92 464 

Экспорт

7 326

15 979

25 284

41 419

46 060 

Импорт

8 646

16 708

34 884

45 771

46 404

Сальдо

-1 320

-729

-9 600

-4 352

-344


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [29]

 

Таким образом,  динамика внешней торговли товарами Республики Беларусь характеризуется стремительным ростом объемов товарооборота. Если в 2000 году он составлял 15 972 млн. долл, то в 2012 году увеличился  в 5,8 раза и составил 92 464 млн. долл. При этом негативные тенденции сокращения объемов внешней торговли всех стран мира в 2009 году, обусловленные мировым финансово-экономическим кризисом, затронули и внешнюю торговлю Республики Беларусь. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами характерно для всего исследуемого периода.

Динамика объемов внешней торговли услугами Республики Беларусь приведена в таблице 2.1.3:

 

Таблица 2.1.3 – Динамика объемов внешней торговли услугами Республики Беларусь (млн. долларов США)

 

 

2000

2005

2010

2011

2012

Оборот

1 536

3 166

7 379

9 160

10 488 

Экспорт

1 000

2 073

4 501

5 804

6 646 

Импорт

536

1 093

2 878

3 356

3 842

Сальдо

465

979

1 623

2 448

2 804


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [29]

 

Более 55% от общего объема белорусского экспорта услуг занимают транспортные услуги, что обусловлено выгодным географическим положением Республики Беларусь.

К основным статьям экспорта так же относятся компьютерные и строительные услуги.

Основными торговыми партнёрами Беларуси в сфере услуг являются ЕС (около половины от объема экспорта) и Россия (четверть экспорта).

География внешней торговли Республики Беларусь обширна — от Европы до Океании. В 2012 году объем внешней торговли товарами составил:

    • с Европой — 79 млрд 807 млн долларов США;
    • Азией — 8 млрд 35 млн долларов США;
    • Северной и Южной Америкой — 2 млрд 847 млн долларов США;
    • Африкой — 476 млн долларов США;
    • Океанией — 61 млн долларов США.

Информация о работе Прогнозирование развития внешней торговли: современная практика и направления совершенствования