Практика реализации инвестиционной стратегии на территории РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении инвестиционной стратегии и ее роли в развитии территории.
Исходя из заданной цели, целесообразна постановка следующих задач, отражающих логическую структуру данной курсовой работы:
1) изучить понятие, принципы и этапы разработки инвестиционных стратегий;
2)определить роль инвестиционной стратегии в системе государственного регулирования;
3)рассмотреть нормативно- правовое обеспечение инвестиционной деятельности;
4)сравнить инвестиционные стратегии Калужской и Нижегородской области;
5)исследовать инвестиционную стратегию Пензенской области;

Содержание

Введение...................................................................................................................................3
1 Теоретико- методологические аспекты инвестиционной стратегии……………...…5
1.1 Понятие, принципы и этапы разработки инвестиционных стратегий…...………..5
1.2 Роль инвестиционной стратегии в системе государственного регулирования…...9
1.3 Нормативно- организационное обеспечение инвестиционной деятельности......22
2 Практика реализации инвестиционной стратегии на территории РФ………………...29
2.1 Анализ и сравнение инвестиционного климата Калужской и Нижегородской области……………………………………………………………………………………. 29
2.2 Отличительные особенности инвестиционной стратегии Пензенской области....37
2.3 Направления совершенствования и реализация инвестиционной стратегии регионов……………………………………………………………………………….………48
Заключение.............................................................................................................................54
Список использованных источников информации..........................................................57

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ноябрь 2014.doc

— 2.22 Мб (Скачать файл)

 

    1. Сокращение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов (таблица 2).

Таблица 2. – Сокращение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов [25].

 

    1. Оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре (таблица 3).

Таблица 3. – Инфраструктурные ограничения [26].

 

    1. Совершенствование таможенного администрирования (таблица 4).

Таблица 4. – Совершенствование таможенного администрирования [27].

 

  1. Меры налоговой политики, направленные на стимулирование инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики.

Стимулирующие меры:

- отдельный налоговый режим сроком на 5 лет для реализации крупных инновационных проектов  в высокотехнологичных отраслях и для малых инновационных компаний (обсуждается).

- освобождение от налога на прибыль организаций при реализации ценных бумаг при сроке владения свыше 5 лет и размере владения не менее 10%.

- освобождение от налога на прибыль организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения.

- освобождение от налога на имущество организаций  энергоэффективного оборудования сроком на 3 года.

А также системные меры:

     - улучшение ситуации со своевременным возмещением НДС  
   при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции  
с 22 декабря 2009 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие:

а) заявительный порядок возмещения НДС;

б) срок возмещения 12 дней с момента подачи налоговой декларации (до завершения камеральной налоговой проверки) [12].

Право на заявительный порядок имеют:

         а) налогоплательщики, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за 3 предыдущих года, составляет не менее 10 млрд. рублей, и при этом со дня      создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее 3-х лет;

        б) остальные налогоплательщики, при наличии банковской гарантии.

- принятие новых правил контроля за трансфертным ценообразованием  
Действующие нормы:

а) не обеспечивают  эффективного контроля;

б) несут риски для инвесторов.

Необходимо пересмотреть принципы контроля за трансфертными ценами, ограничив круг контроля и предоставив реальные рычаги налоговым органам.

- признание для целей налогообложения затрат при осуществлении инфраструктурного строительства.

Поправки в налоговый кодекс приняты в Государственной Думе РФ принят в 1-м чтении и готовится ко 2-му чтению.

    1. Координация сопровождения инвестиций в российскую экономику и защиты прав инвесторов (рисунок 3).

Рисунок 3.– Координация сопровождения инвестиций и защиты прав инвесторов [28].

 

В настоящее время в создание новых и модернизацию существующих производств в России инвестируется большие средства.  По данным 2012 года объем инвестиций в основной капитал в России составил 13,8 трлн рублей ($443 млрд), что равнялось 22,0 % ВВП и 84,7 % от объёма валового накопления. По объёму ВНОК Россия занимает всего лишь 7-е место среди стран мира (по данным за 2012 год) (рисунок 4).

Рисунок 4.– Динамика валового накопления основного капитала в России в 1992—2012 годах [29].

 

Активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В будущем, эффективное развитие экономики страны зависит от того, как Россия и ее субъекты хозяйствования осуществляют внешнеторговые операции и какие меры предпринимают по улучшению инвестиционного климата, к примеру, обмен опытом, международное инвестиционное сотрудничество, интеграция в международную систему производства и т. п.

Однако, принципиально важно, что в 2013 году, как и в 2012, динамика прямых инвестиций была лучше, чем динамика иностранных инвестиций в целом, что отражает некоторое (хотя и незначительное) оздоровление структуры инвестиций. В 2012 году прямые инвестиции выросли на 1.4%, в то время как иностранные инвестиции в целом сократились на 18,9%. В 2013 году рост прямых инвестиций составил 1,4 раза, в то время как иностранные инвестиции в целом увеличились на 10,1%.

Благодаря этому доля прямых инвестиций достигла 15,4% (остальные инвестиции носят выраженный спекулятивный характер или являются кредитами).

Интересно. что накопленные иностранные инвестиции в торговлю уже превысили накопленные иностранные инвестиции в добывающую промышленность (69,8 против 64,2 млрд.долл.): это весьма наглядно характеризует приоритеты иностранных инвесторов (как, впрочем, и политику государства).

В условиях мирового экономического кризиса и его последствий, равно как и под воздействием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в различных регионах мира иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляются краткосрочно и отраслевое их распределение крайне неравномерно [16].

Согласно представленным сведения Росстата за последние годы, ведущими странами-инвесторами в экономику Россию, доля которых в общем объеме накопленных иностранных инвестиций составляет 80 %, являются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания и Франция (рисунок 5).

Рисунок 5.– Динамика накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам за 2011–2013 гг. [30].

В условиях рыночных отношений выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. К таким средствам можно отнести государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, установление квот на экспорт и импорт, управление государственными предприятиями и государственной собственностью, распорядительные процедуры и др. Прямое экономическое воздействие заключается в инвестировании в отдельные территории, отрасли, которые по роду своей деятельности не могут выдержать жесткую конкуренцию рынка. Например, в наукоемких отраслях экономики велик риск вложения инвестиций, инвестиционный процесс протекает с интервалами, при этом проекты считаются долгосрочными и дорогостоящими.

Рассмотрим более подробно некоторые стороны прямого метода государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Формы деятельности органов государственной власти в области прямого регулирования инвестиций заключаются в следующем:

1) выделение средств на капитальные  вложения из государственного  бюджета;

2) на практике в качестве прямого  регулирующего воздействия на  инвестирование считается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;

3) государственное воздействие  на инвестирование выражается  и путем проведения кредитной  политики, политики ценообразования, амортизационной политики;

4) разработка (формирования) и реализация федеральных программ;

5) разработка и проведение единой  государственной научно-технической  политики;

6) стимулирование инвестиционной  активности с помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации, регулирования учетной ставки банковского кредита [14].

Важным методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности.

Методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.

Государственные инвестиции направлены на решение стратегических задач государственной политики и зачастую не носят коммерческого характера, поэтому существует мнение их невысокой экономической эффективности. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России необходимо создать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций.

Косвенные методы государственного регулирования предполагают только экономические средства воздействия на инвестиционные процессы. К ним относятся инструменты бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики. На субъекты инвестиционного процесса они оказывают опосредованное воздействие, стимулируя их к определенным действиям, направленным на решения задач государственной инвестиционной политики.

В настоящее время действует целый ряд федеральных целевых программ. Первые федеральные целевые программы появились в 1993 году, их число с каждым годом увеличивалось. Это привело к тому, что объем необходимых инвестиций значительно превысил имеющиеся у государства ресурсы на их осуществление. По отдельным программам финансирование составляло лишь мизерную часть от декларируемого объема вложений. В настоящее время система мер государственной инвестиционной политики направлена на выделение приоритетных направлений использования инвестиций, исключающее распыление государственных средств[12].

Особое внимание сейчас уделяется национальным проектам. Они осуществляются в соответствии с приоритетами развития страны, под контролем ее президента, в более короткий период времени, чем требуется на реализацию федеральных целевых программ. Помимо этого учитывается принцип проектного финансирования с помощью специально созданной структуры, на основе сквозного планирования, отчетности и контроля.

Масштабные инвестиции в рамках национальных проектов необходимо направлять на развитие потенциальных преимуществ российской экономики, на создание новых продуктов, аналогов которых нет на мировом рынке, на обеспечение достойных условий жизни и труда населения.

Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

В настоящее время существуют функции государственного регулирования и координации инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными органами, каждый из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям.

Так, в результате анализа соответствующих действующих законодательных и подзаконных актов, появляется возможность выделить следующие блоки функций, осуществляемых сегодня на государственном (прежде всего федеральном) уровне в сфере регулирования инвестиционной деятельности. Это функции:

1) государственной легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности;

2) общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования;

3) финансово-кредитного и валютного регулирования контроля в инвестиционной деятельности;

4) фискально-налогового государственного регулирования инвестиционной деятельности;

5) государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации [12].

Из всего вышесказанного следует, что инвестирование экономики процесс на данном этапе развития России неизбежный. Поскольку, использование в качестве инвестиций государственных займов и иностранных кредитов, как показала практика, весьма неэффективно, необходимо привлекать частный, в том числе и иностранный капитал в экономику Российской Федерации, и для этого нужно совершенствовать законодательную базу, регулирующую инвестиционный процесс в России.

Информация о работе Практика реализации инвестиционной стратегии на территории РФ