Бизнес-план предприятия принципы его составления и видов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является поэтапное изучение всех составляющих бизнес-плана предприятия, принципов его составления и видов, а также механизм применения данного документа на предприятиях торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

БИЗНЕС-ПЛАН И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

     6) системы стимулирования сбыта  и рекламы;

     7) внутренней среды предприятия.

     В сбытовую функцию (функцию продаж) входя:

     1) организация системы товародвижения;

     2) организация сервиса;

     3) организация системы формирования  спроса и стимулирования сбыта;

     4) проведение целенаправленной товарной  политики;

     5) проведение ценовой политики.

     Огромное  значение в маркетинге имеет и  функция управления и контроля, которая  подразумевает:

     1) организацию стратегического и  оперативного планирования на  предприятии;

     2) информационное обеспечение управления  коллективом;

     3) организацию системы коммуникаций  на предприятии;

     4) организацию контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный  анализ).

     Аналитическая функция представляет собой систему  маркетинговых исследований, которые  решают следующие задачи: систематический  сбор, регистрацию и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу. Маркетинговые исследования связаны  с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности.

     Данные  исследования и решения, принимаемые  на их основании, находят свое отражение  в соответствующем разделе бизнес-плана  – «План маркетинга». Этот раздел содержит информацию о том:

     1) какая стратегия маркетинга принята  на фирме;

     2) как будет реализовываться товар;

     3) как будут определяться цены  на товары и какой уровень  прибыльности на вложенные средства  предполагается реализовать;

     4) как предполагается добиваться  роста объема продаж – за  счет расширения района сбыта  или за счет поиска новых  форм привлечения покупателей;

     5) как будет организована служба  сервиса и сколько на это  понадобится средств;

     6) как предполагается добиваться  хорошей репутации товаров и  самой фирмы в глазах общественности.

     Таким образом, этот раздел включает такие  пункты, как:

     1) цели и стратегии маркетинга;

     2) ценообразование;

     3) схема распространения товаров;

     4) методы стимулирования продаж;

     5) организация послепродажного обслуживания  клиентов;

     6) реклама;

     7) формирование общественного мнения  о фирме и товарах;

     8) бюджет маркетинга;

     9) контроллинг маркетинга.

     8. Организационный план

     Данный  раздел бизнес-плана посвящается  системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может  иметь следующий вид:

     1) организационная структура;

     2) ключевой управленческий персонал;

     3) профессиональные советники и  услуги;

     4) персонал;

     5) кадровая политика фирмы;

     6) календарный план;

     7) план социального развития;

     8) правовое обеспечение деятельности  фирмы.

     Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед  предприятием целей. Она документально  фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях  персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных  инструкциях отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют  количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности  по вертикали и горизонтали структуры  системы управления.

     9. Финансовый план

     Данный  раздел бизнес-плана рассматривает  вопросы финансового обеспечения  деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных  и привлекаемых) на основе оценки текущей  финансовой информации и прогноза объемов  реализации товаров на рынках в последующие  периоды, т. е. здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы.

     Прогноз финансовых результатов призван  ответить на главные вопросы, волнующие  менеджера. Именно из этого раздела  менеджер узнает о прибыли, на которую  он может рассчитывать, а заимодавец – о способности потенциального заемщика обслужить долг.

     В данном разделе представляются:

     1) отчет о прибылях и убытках;

     2) баланс денежных расходов и  поступлений;

     3) прогнозный баланс активов и  пассивов (для предприятия);

     4) анализ безубыточности;

     5) стратегия финансирования.

     Кроме того, на основании представленных данных в аналитических целях  производятся дополнительные расчеты  показателей финансового состояния  предприятия (таких как ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование  активов, использование акционерного капитала и т. д.), показателей доходности инвестиций и т. п.[4].

     10. Оценка и страхование риска

     Деятельность  субъектов хозяйственных отношений  постоянно связана с риском.

     Существуют  различные виды риска в зависимости  от того объекта или действия, рисковость которого оценивается: политический, производственные, имущественный, финансовый, валютный и  т. д. Дадим краткую характеристику наиболее значимых для целей бизнес-планирования рисков:

     1) суверенный (страновой) риск. Представляет  собой риск, связанный с финансовым  положением целого государства,  когда большинство его экономических  агентов, включая правительство,  отказываются от исполнения своих  внешних долговых обязательств. С подобным риском имели дело  иностранные инвесторы, приобретавшие  в России государственные краткосрочные  облигации накануне кризиса 1998 г. Необходимость учета странового  риска особенно актуальна для  международных банков, фондов и  институтов, предоставляющих кредиты  государствам и фирмам, имеющим  государственные гарантии, хотя  фактически этот риск приходится  учитывать любому иностранному  инвестору. Основными причинами  риска обычно называют возможные  войны, катастрофы, общемировой экономический  спад, неэффективность государственной  политики в области макроэкономики  и др.;

     2) политический риск. Иногда рассматривается  как синоним странового риска,  однако чаще используется при  характеристике финансовых отношений  между экономическими агентами  и правительствами стран, имеющих  принципиально различное политическое  устройство или нестабильную  политическую ситуацию, когда не  исключена возможность революции,  гражданской войны, национализации  частного капитала и т. п.;

     4) финансовый риск, обусловленный  структурой источников средств.  В данном случае речь идет  не о рисковости выбора вложения  капитала в те или иные активы, а о рисковости политики в  отношении целесообразности привлечения  тех или иных источников финансирования  деятельности фирмы. В подавляющем  большинстве случаев источники  финансирования не бесплатны,  причем величина платы варьируется  как по видам источников, так  и в отношении конкретного  источника, рассматриваемого в  динамике и (или) обремененного  дополнительными условиями и  обстоятельствами. Кроме того, обязательства  по отношению к поставщику  капитала, принимаемые предприятием  в случае привлечения того  или иного источника финансирования, различны. В частности, если обязательства  перед внешними инвесторами не будут исполняться в соответствии с договором, то в отношении предприятия вполне может быть инициирована процедура банкротства с неминуемыми в этом случае потерями для собственников. Суть финансового риска и его значимость, таким образом, определяются структурой долгосрочных источников финансирования – чем выше доля заемного капитала, тем выше уровень финансового риска;

     5) риск снижения покупательной  способности денежной единицы.  Этот вид риска присущ предпринимательской  деятельности в целом, а смысл  его заключается в том, что  инфляция может приводить к  снижению деловой активности, прибыли,  рентабельности и т. д.;

     6) процентный риск, представляющий  собой риск потерь в результате  изменения процентных ставок. Этот  вид риска приходится учитывать  как инвесторам, так и хозяйствующим  субъектам. Так, держатели облигаций  могут нести потери, если на  рынке складывается тенденция  снижения в среднем процентных  ставок по аналогичным финансовым  инструментам. Для предприятий риск  снижения процентных ставок проявляется  в различных аспектах, причем  негативное влияние могут оказывать  как прогрессивные, так и регрессивные  тенденции в динамике процентных  ставок. Так, если предприятие  эмитировало облигационный заем  с относительно высокой процентной  ставкой, а в последующем в  силу тех или иных причин  процентные ставки по долгосрочным  финансовым инструментам начали  устойчиво снижаться, то эмитент  несет очевидные убытки. С другой  стороны, повышение процентных  ставок, например, по краткосрочным  кредитам, приводит к дополнительным  финансовым расходам, связанным  с необходимостью поддержания  требуемого уровня оборотных  средств. Таким образом, риск  изменения процентных ставок  должен учитываться в долгосрочном  и краткосрочном аспектах, с дифференциацией  по видам активов, обязательств, инструментов;

     7) систематический, или рыночный, риск. Представляет собой риск (характерный  для всех ценных бумаг), который  не может быть элиминирован  с помощью диверсификации;

     8) специфический, или несистематический,  риск. Имеет узкую трактовку и  закреплен за операциями с  финансовыми активами. Специфическим  называется риск ценной бумаги, который не связан с изменениями  в рыночном портфеле и потому  может быть элиминирован путем  комбинирования данной бумаги  с другими ценными бумагами  в хорошо диверсифицированном  портфеле;

     9) проектный риск, напрямую связанный  с бизнес-планированием. Любое  предприятие вынуждено в той  или иной степени заниматься  инвестиционной деятельностью. Причины  тому – необходимость и целесообразность  диверсификации хозяйственной деятельности, желание выхода на новые рынки  товаров и услуг, желание участвовать  в освоении новой ниши (территориальной  или продуктовой) на глобальном  рынке товаров и услуг и  т. п. Как правило, инвестиционная  деятельность реализуется путем  разработки и внедрения некоторого  инвестиционного проекта. Любой  более или менее масштабный  проект требует соответствующего  финансирования и чаще всего  не обходится без долгового  финансирования, когда предприятие  в дополнение к собственным  источникам (эмиссии акций, прибыли)  привлекает заемный капитал путем  эмиссии облигационного займа  или получения долгосрочного  кредита. Поскольку заемный капитал  не бесплатен, расходы по его  обслуживанию и погашению, т.  е. текущие процентные платежи  и периодические выплаты в  погашение основной суммы долга,  носят регулярный характер и  потому должны иметь постоянный  источник. В общем случае таковым  источником является прибыль  предприятия. Если предприятие  предполагает рассчитываться с  внешними инвесторами лишь за  счет прибыли, генерируемой именно  данным проектом, то в этом  случае как раз и возникает  проектный риск, который может  трактоваться как вероятность  недостаточности прибыли по проекту для расчетов с инвесторами (в широком смысле речь идет как о внешних инвесторах, так и собственниках предприятия, поскольку если доходов, генерируемых проектом, достаточно лишь для обслуживания внешней долгосрочной задолженности, то такой проект вряд ли устроит собственников предприятия). С позиции поставщиков заемного капитала проектный риск, рассматриваемый как риск невозврата вложенного капитала, при некоторых ситуациях может перерастать в страновой риск. Это имеет место в том случае, если гарантом по проекту выступило правительство;

Информация о работе Бизнес-план предприятия принципы его составления и видов