Бизнес-план предприятия принципы его составления и видов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является поэтапное изучение всех составляющих бизнес-плана предприятия, принципов его составления и видов, а также механизм применения данного документа на предприятиях торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

БИЗНЕС-ПЛАН И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

     Существуют  определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и  многоточечной организации. Под  одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая  из одного предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий. При планировании деятельности такой  организации сначала разрабатываются  планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в один бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для  организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, – это наиболее сложный вид  бизнес-плана. Первое место здесь  занимают показатели, характеризующие  инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные  с инвестиционным проектом.

     Особенностью  диверсифицированных организаций  является направленное осуществление  нескольких видов деятельности. Это  должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в  диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях –  филиалах (бизнес-единицах). В таких  случаях организация выступает  как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно [1]. 

    1. Назначение  бизнес-плана, виды
 

     Бизнес-план имеет две группы: пользователей - внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры). В первом случае предприниматель должен убедить себя, что придуманное им дело стоящее, в другом случае - других.

     Иногда, убеждая других, инициатор бизнес-идеи лучше начинает понимать себя.

     В любом случае, при разработке бизнес-плана  необходимо учесть

и сбалансировать интересы всех участвующих сторон:

     -заказчика бизнес-плана;

     - разработчика бизнес-плана;

     - потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате вкладываемых средств с прибылью;

     - муниципальных и региональных органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии региона, тех или иных сфер бизнеса;

     - подрядных фирм;

     - потребителя [12].

     В реальной жизни бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и задач. Современная  типология содержит следующие виды бизнес-планов:

     - полный бизнес-план коммерческой  идеи или инвестиционного проекта  - изложение для потенциального  партнера или инвестора результатов  маркетингового исследования, обоснование  стратегии освоения рынка, предполагаемых  результатов (объем 30-300 стр.);

     - концепт бизнес-план коммерческой  идеи или инвестиционного проекта  - основа для переговоров с  потенциальным инвестором или  партнером для выяснения степени  его заинтересованности или возможностей  вовлечения в проект;

     - бизнес-план компании - изложение  перспектив развития компании  на предстоящий плановый период. Он может готовиться для изложения  перед советом директоров или  собранием акционеров с указанием  основных бюджетных наметок и  хозяйственных показателей для  обоснования объемов инвестиций  или других ресурсов;

     - бизнес-план структурного подразделения  - изложение перед высшим руководством  корпорации плана развития хозяйственной  деятельности подразделения (для  обоснования приоритетности, объемов  ресурсов, процента оставляемой  в подразделении прибыли);

     - бизнес-план как заявка на кредит - для получения на коммерческой  основе заемных средств от  организации-кредитора; 

     - бизнес-план как заявка на грант  - для получения средств из  государственного бюджета или  общественных фондов для решения  острых социально-политических проблем. 

     Бизнес-план внутреннего действия разрабатывается  при финансировании на реализацию проекта  за счет собственных средств. В этом случае бизнес-план должен быть изложен  в деловом стиле. В нем используется максимальное количество технической  информации. Кроме этого должны быть указаны и материальные стороны. Бизнес-план является инструментом, с  помощью которого руководитель может  оценивать фактические результаты деятельности предприятия за определенный период.

     Финансы могут быть использованы, как основа для составления бюджета основной деятельности и тщательного контроля над тем, насколько точно фирма  его придерживается.

     Бизнес-план внешнего действия используется при  финансировании затрат на реализацию проектов за счет привлеченных средств  инвесторов, кредитов банка или заинтересованных частных лиц. В этом случае бизнес-план является своего рода рекламой.

     Детализация используется для финансирования расчетов. Требуется, чтоб расчеты первого  года реализации проекта были рассчитаны по месяцам.

     Бизнес-план внешнего действия должен отвечать следующим  требованиям:

  1. Он должен быть профессиональным, поскольку по его содержанию и внешнему виду судят о компетенции предпринимателя.
  2. Он должен быть простым, понятным и доступным для пользователей.
  3. Бизнес-план должен быть разделен на разделы или главы и составлен таким образом, чтоб любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующий его раздел. Для более полного и последовательного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, рисунки, схемы, графики, диаграммы.
  4. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. С ним должно ознакомиться управленческое звено фирмы, по возможности заключение должен сделать аудитор.
  5. Необходимо контролировать распространение бизнес-плана, поскольку он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предприятия.
 

     Обобщение опыта составления бизнес-плана  отечественными предприятиями и  организациями позволяют выделить следующие области их применения:

     - подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;

     - обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности;

     - разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается чрезмерным;

     - выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;

     - составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий;

     - привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия [2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  РАЗРАБОТКИ  БИЗНЕС-ПЛАНА НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
 

2.1 Разделы  бизнес-плана и его структура 

     1. Общая структура бизнес-плана

     Структура бизнес-плана:

1) титульный  лист;

2) аннотация;

3) меморандум  о конфиденциальности;

4) оглавление;

     Затем его основные разделы.

1) резюме;

2) история  бизнеса организации (описание  отрасли);

3) характеристика  объекта бизнеса организации;

4) анализ  бизнес-среды организации;

5) план  маркетинга;

6) организационный план;

7) финансовый план;

8) оценка и страхование риска;

9) приложения.

     Перечень  разделов и их содержание в каждом конкретном случае может дополняться  или уточняться в зависимости  от условий, в которых функционирует  фирма.

     2. Бизнес-план начинается с титульного  листа, на котором обычно указывают:

1) наименование  проекта;

2) место  подготовки плана;

3) авторов  проекта, название и адрес предприятия,  телефоны;

4) имена  и адреса учредителей;

5) назначение  бизнес-плана и его пользователей.

     На  титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности. Он составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании  ее исключительно в интересах  фирмы, представившей проект.

     Также титульный лист может содержать  требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса инвестировать  в его реализацию.

     После титульного листа следует оглавление – формулировка разделов плана с  указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного  проекта.

     Бизнес-план может содержать аннотацию, в  которой дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0,5 – 2 страницы). Аннотация может  быть оформлена в последовательности, которая указана ниже.

     1. Предприятие.

     2. Адрес.

     3. Телефон, факс.

     4. Руководитель предприятия.

     5. Суть предлагаемого проекта и  место реализации.

     6. Результат реализации проекта.

     7. Необходимые финансовые ресурсы.

     8. Срок окупаемости проекта.

     9. Ожидаемая среднегодовая прибыль.

     10. Предполагаемая форма и условия  участи инвестора.

     11. Возможные гарантии по возврату  инвестиций.

     В введении указываются задача составления  бизнес-плана и круг лиц, которым  он адресован.

     Резюме (концепция бизнеса) – краткое  изложение основных положений предполагаемого  плана, т. е. информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся.

     Концепция составляется после написания всех разделов бизнес-плана, так как содержит самое основное из всех его разделов.

     В резюме указываются возможности  для бизнеса, их привлекательность, важность для предприятия и региона, необходимые финансовые ресурсы (собственные  или заемные), возможный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль  и ее распределение, условия инвестирования. Резюме должно содержать главную  цель предполагаемого бизнеса и  назначение разрабатываемого бизнес-плана.

     Помимо  выделения главной цели (целей) бизнес-плана, указывается, для кого он предназначен: для потенциального инвестора или  кредитора, возможных партнеров  по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или  самого предпринимателя (как средство самоорганизации), государственных  или муниципальных органов власти (с целью получения поддержки).

Информация о работе Бизнес-план предприятия принципы его составления и видов