Бизнес-план предприятия принципы его составления и видов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является поэтапное изучение всех составляющих бизнес-плана предприятия, принципов его составления и видов, а также механизм применения данного документа на предприятиях торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

БИЗНЕС-ПЛАН И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

     Бизнес-планирование – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.

     В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и  перспективах, о состоянии целевых  рынков, положении на них конкурентов  и т. д.

     Необходимо  не только точно представлять свои потребности на перспективу в  материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать  источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

     Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших  сверху.

     Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет  официально принятых планов, нет и  необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и  т. д. Планирование подменяется разного  рода решениями собственника о тех  или иных направлениях хозяйственной  деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени  и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется  быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого  аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей  в тупик.

     Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с  Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата  и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли.

     Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению  с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

     Таким образом, бизнес-планирование – это  объективная оценка собственной  предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время  необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями  рынка и сложившейся ситуацией  хозяйствования [5].

     Целью данной курсовой работы является поэтапное  изучение всех составляющих бизнес-плана  предприятия, принципов его составления  и видов, а также механизм применения данного документа на предприятиях торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ
 
    1.  Понятие,  цели, функции и принципы бизнес-планирования
 

     Бизнес-план – краткое, точное, доступное и  понятное описание предполагаемого  бизнеса, важнейший инструмент при  рассмотрении большого количества различных  ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

     Бизнес-план является документом, позволяющим управлять  бизнесом, поэтому его можно представить  как неотъемлемый элемент стратегического  планирования и как руководство  для исполнения и контроля. Важно  рассматривать бизнес-план как сам  процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения [12].

     Основной  целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители  бизнес-плана должны отразить другие цели:

     1) социальные цели – преодоление  дефицита товаров и услуг, оздоровление  экологической обстановки, улучшение  психологического климата в стране, создание новых духовных и  культурных ценностей, развитие  научно-технического и творческого  потенциала, расширение деловых  контактов, международных связей;

     2) повышение статуса предпринимателя  – развитие и укрепление экономического  потенциала предпринимателя. Это  служит условием и залогом  возможности успешного проведения  последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;

     3) иные, специальные цели и задачи  – развитие контактов, зарубежные  поездки, вхождение в различного  рода ассоциации и др.

     Или, например:

     1) уяснить степень реальности достижения  намеченных результатов;

     2) доказать определенному кругу  лиц целесообразность реорганизации  работы уже существующей фирмы  или создания новой;

     3) убедить сотрудников компании  в возможности достижения качественных  или количественных показателей,  намеченных в проекте и т.  д.[4].

     Основной  центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения  стратегических задач, т. е. он призван  помочь предпринимателю решить следующие  основные задачи, связанные с функционированием  фирмы:

     1) определить конкретные направления  деятельности, перспективные рынки  сбыта и место фирмы на этих  рынках;

     2) оценить затраты, необходимые  для изготовления и сбыта продукции,  соизмерить их с ценами, по  которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную  прибыльность проекта;

     3) выявить соответствие кадров  фирмы и условий для мотивации  их труда требованиям по достижению  поставленных целей;

     4) проанализировать материальное  и финансовое положение фирмы  и определить, соответствуют ли  материальные и финансовые ресурсы  достижению намеченных целей;

     5) просчитать риски и предусмотреть  трудности, которые могут помешать  выполнению бизнес-плана.

     В современной практике бизнес-план выполняет  пять функций.

     Первая  из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция  жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

     Вторая  функция – планирование. Она позволяет  оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

     Третья  функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных  российских условиях без кредитных  ресурсов практически невозможно осуществить  какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная  причина заключается не столько  в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки  предпринимают целый комплекс мер  по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального  залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

     Четвертая функция позволяет привлечь к  реализации планов компании потенциальных  партнеров, которые пожелают вложить  в производство собственный капитал  или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

     Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников  в процесс составления бизнес-плана  позволяет улучшить их информированность  о предстоящих действиях, скоординировать  усилия, создать мотивацию достижения целей.

     Подготовка  и эффективное использование  бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой  фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый  бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляет планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет [7].

     Наряду  с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении  стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для  разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования  экономики.

     Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может  помочь крупным предпринимателям расширить  дело с помощью покупки акций  другой фирмы или организации  новой производственной структуры, а также служит основой для  формирования общегосударственной  стратегии планирования.

     В рыночной экономике существует множество  версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций  бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию  в целом (новому или действующему).

     Существуют  два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в  том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

     В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать  заявки на выделение средств, если это  условие не соблюдается.

     В любом случае независимо от способов составления бизнес-плана в процессе его разработки подлежат взаимному  учету и увязке интересы и условия  заинтересованных сторон:

     1) заказчика бизнес-плана, являющегося  самостоятельным инвестором или  использующего привлеченный капитала, интерес которого – реализация  проекта и получение дохода;

     2) инвестора, интерес которого –  возврат вложенных средств и  получение дивидендов;

     3) потребителей, использующих продукцию,  интерес которых – удовлетворение  потребностей в товарах;

     4) органов власти, определяющих потребности  и приоритеты развития бизнеса,  основная цель работы которых  – удовлетворение общественных  потребностей.

     В бизнес-плане оценивается перспективная  ситуация как внутри фирмы, так и  вне ее. Он особенно необходим руководству  для ориентации в условиях акционерной  собственности, так как именно при  помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части  в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании  мероприятий по совершенствованию  и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что указанный план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком случае фирмы-партнеры осуществляют общее финансирование.

Информация о работе Бизнес-план предприятия принципы его составления и видов