Анализ затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:40, реферат

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы разработать политику ценообразования на примере предприятия ОАО «Спасскцемент».
Объектом исследования является предприятия ОАО «Спасскцемент».
Предметом исследования является цена и ценовая политика предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Содержание

Введение
1 Теоретические основы формирования ценовой политики предприятия
1.1 Понятие цены и ценовой политики
1.2 Государственное воздействие на политику цен
1.3 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
1.4 Методы ценообразования, применяемые фирмой на рынке
2 Особенности политики ценообразования на предприятии ОАО «Спасскцемент»
2.1 Характеристика деятельности предприятия ОАО «Спасскцемент»
2.2 Финансово-экономический анализ предприятия ОАО «Спасскцемент»
2.2.1 Анализ статей актива баланса
2.2.2 Анализ статей пассива баланса
2.2.3 Анализ ликвидности
2.2.4 Анализ финансовой устойчивости
2.2.5 Анализ рентабельности
2.3 Анализ ценообразующих факторов
2.3.1 Оценка рынка предприятия ОАО «Спасскцемент»
2.3.2 Анализ себестоимости продукции
2.3.3 Анализ себестоимости цемента по калькуляционным статьям
2.3.4 Анализ прибыли предприятия
2.4 Оценка основных направлений ценовой политики предприятия
3 Совершенствование системы ценообразования на предприятии ОАО «Спасскцемент»
3.1 Оценка издержек производства, обоснование и выбор рационального метода ценообразования на предприятии ОАО «Спасскцемент»
3.2 Оценка экономической эффективности принятия управленческого решения в области ценообразования
Заключение
Библиографический список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО АНАЛИЗУ ЭКОНОМ))))00.docx

— 255.10 Кб (Скачать файл)

 

Расчет влияния факторов первого порядка на 1 тонну цемента  методом цепной подстановки приведен в таблице 2.19.

 

Таблица 2.19 - Расчет влияния факторов первого порядка  на 1 т цемента

№ п/п

Фактор

Алгоритм расчета

Расчет

Размер влияния, руб.

1.

2.

3.

Объем выпуска продукции

Постоянные затраты

Переменные затраты

С1 – Спл

С2 – С1

Сф – С2

340,9-336,9

346,6-340,9

351,9-346,6

+4,0

+5,7

+5,3

 

Итого:

Сф – Спл

351,9-336,9

+15,0


 

Из  таблицы 2.19 видно, что фактическая  себестоимость 1 тонны цемента выше плановой на 15,0 руб. или на 4,4% в том  числе за счет невыполнения плана  по выпуску товарной продукции на 4,0 руб. или 1,2% (4,0/336,9 × 100), что является причиной роста постоянных затрат на 1 тонну цемента на 5,7 руб. или на 1,7% (5,7/336,9 × 100), а также роста переменных затрат на 5,3 руб. или на 1,5% (5,3/336,9 × 100).

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости  необходимо произвести анализ отчетной калькуляции 1 тонны цемента. Анализ калькуляционных статей основан  на сопоставлении плановых и фактических  затрат и последующем изучении отклонений и их причин в первую очередь по тем статьям, которые занимают наиболее высокий удельный вес в структуре  себестоимости. Группировка затрат на 1 тонну цемента в калькуляционном  разрезе представлена в Приложении В таблица 2.20.

Как показывают данные таблицы 2.20 предприятие допустило превышение фактической себестоимости над  плановой на 15,0 руб. или на 4,45%. Причем перерасход произошел по материальным затратам на 19,0 руб., который повлиял  на увеличение себестоимости на 5,64 % (19,0/336,9 × 100), в том числе по сырью и материалам на 2,4 руб. или на 0,71%, топливу на технологические цели на 12,1 руб. или на 3,59%, энергии на технологические цели на 1,5 руб. или на 0,45%. Значительный перерасход допущен по статье топливо на технологические цели. Для более глубокого изучения причин отклонения затрат по этим статьям расходов в следующем параграфе рассмотрен факторный анализ прямых материальных затрат.

Общая экономия себестоимости 1 тонны цемента составила 4,0 руб. или 1,19% (4/336,9 × 100), в том числе за счет экономии затрат по основной заработной плате производственных рабочих на 0,9 руб. или на 0,27%, дополнительной заработной плате производственных рабочих на 0,2 руб. или 0,06%, отчислениям на социальные нужды на 0,3 руб. или на 0,09%, расходам на содержание и эксплуатацию оборудования на 0,7 руб. или на 0,21%, коммерческим расходам на 0,1 руб. или на 0,03%.

Наибольшая экономия достигнута по заработной плате с отчислениями на социальные нужды, а также по расходам на содержание и эксплуатацию оборудования. Такое снижение затрат положительно характеризует организацию работы на анализируемом предприятии. Более  детальный анализ причин отклонения этих расходов рассмотрен в следующих  параграфах.

Однако перерасход плановых затрат по материалам привел у превышению фактической себестоимости над  плановой.

Кроме того, приведенные  данные свидетельствуют о незначительном изменении структуры себестоимости  цемента по сравнению с запланированной. Наибольший удельный вес в структуре  себестоимости занимает статья топливо  на технологические цели, следовательно, производство цемента является топливоемким, что объясняется особенностями  технологического процесса (процесс  обжига клинкера происходит при t 1200-15000С). Таким образом основное направление в анализе затрат – анализ прямых материальных затрат, что позволяет вскрыть наибольшие резервы в снижении себестоимости цемента. Анализу прямых материальных затрат посвящен следующий параграф.

На следующем этапе  анализа рассматриваются причины  изменения себестоимости в разрезе  отдельных статей затрат с целью  выявления неиспользованных возможностей ее снижения.

 

2.3.4 Анализ прибыли  предприятия

Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной  деятельности предприятий, так как  в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно  определить рентабельность, изучить  эффективность функционирования предприятий  и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального  развития предприятия, роста его  имущества, собственного капитала и  др.

На предприятии ОАО  «Спасскцемент» прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.

Прибыль общества подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном  действующим законодательством. Прибыль, остающаяся у ОАО «Спасскцемент» после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение и используется обществом самостоятельно. Предприятие ОАО «Спасскцемент» может объединить часть своего имущества с имуществом государственных, кооперативных и иных организаций для совместного производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

На предприятии ОАО  «Спасскцемент» на прибыль влияют как внешние так и внутренние факторы.

Внутренние факторы действуют  на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных  цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Внешние  – через поведение конкурентов, состояния рынка и государственной  экономической политики.

Проанализируем изменение  показателей прибыли ОАО «Спасскцемент» за период 2007-2009 годы

 

Таблица 2.21 - Изменения показателей  отчета о прибылях, тыс. р.

Показатели 

2007г.

2008г.

Абсолютное отклонение показателей 2008г.(+/-) относительно 2007г.

2009г.

Абсолютное отклонение показателей 2009г.(+/-) относительно 2008г.

Выручка от реализации товаров  продукции, услуг

15400

16300

900

17500

1200

Себестоимость реализованных  товаров, продукции

11200

13917

2717

16300

2383

Коммерческие расходы

-

126

-126

519

393

Прибыль от реализации

1023

2383

1360

3550

1167


 

Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице, показывает, что выручка от реализации продукции уменьшилась в 2009 году относительно 2008 года на 1200 руб. Это  объясняется не только увеличением  цены произведенного товара из-за резкого  скачка стоимости сырья, в связи  с финансовым кризисом 2009 года, но и  падением объемов производства. Выручка  от реализации продукции в 2009 году составила 16300 руб., что на 2383 руб. больше, чем  аналогичный показатель в 2008 году. Наблюдающееся  на протяжении анализируемого периода  увеличение выручки от реализации обусловлено  влиянием инфляции, а не ростом объема производства продукции.

Рост прибыли наблюдался в 2009 году в размере 1167 руб. В 2008 году прибыль увеличилась относительно показателей 2007 года на 1360 руб.

 

2.4 Оценка основных  направлений ценовой политики  предприятия

 

В 2009 году предприятие ОАО «Спасскцемент» несколько раз производило комплексный пересмотр цен на продукцию, причем пересмотр происходил не только под влиянием растущих затрат на производство, но и при воздействии рыночной конъюнктуры (то есть иногда и в сторону снижения по отдельным группам и видам продукции, что было вызвано сезонными колебаниями спроса).

Политика предприятия в области  цен и скидок была направлена на ускорение продаж. В частности:

  • для ускорения оборачиваемости денежных средств предоставлялась скидка за 100%-ную предварительную оплату продукции (размер скидки в течение года составлял 2%);
  • предоставлялись скидки покупателям, выполняющим условия договора купли-продажи в части выполнения плановых объемов и ритмичности выборки продукции (5%).

Средний суммарный размер скидок, предоставленных покупателям к  базовым ценам по всем основаниям, в отчетном году уменьшен и составил 6.0% (2008 год - 9.1%).

 

Рисунок 2.3 – Динамика средней цены и средней себестоимости на 1 т. цемента

 

Динамика средней цены (с учетом фактически предоставленных скидок, без НДС) и удельных затрат представлена на рисунке показывает, что доходность производства (разрыв между кривыми) в III - IV кварталах традиционно несколько  возросла, что объясняется, с одной  стороны предновогодним возрастанием платежеспособного покупательского  спроса, а, с другой стороны, относительной  стабильностью курса доллара  и, соответственно, уровня затрат на основное сырье и материалы.

 

 

3 Совершенствование  системы ценообразования на предприятии  ОАО «Спасскцемент»

3.1 Оценка издержек  производства, обоснование и выбор  рационального метода ценообразования  на предприятии ОАО «Спасскцемент»

 

Затратные методы ценообразования  предполагают расчет цены продажи продукции  путем прибавления к издержкам  реализации некой определенной величины.

Суть метода, основанного  на определении полных издержек (метод  «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую предприятие  рассчитывает получить.

Пример определения цены методом полных затрат ОАО «Спасскцемент» приведен в таблице 3.1.

Определим цену за 1 мешок  по 25 кг цемента.

 

Таблица 3.1 - Определение  цены 25 кг цемента методом полных затрат

Наименование затрат

Значение

Переменные (прямые) издержки, тыс.р. :

 

— на закуп товара

18000

— на рабочую силу

2001

Постоянные (накладные) расходы, тыс.р.

7600

Итого затрат, тыс.р.

27600

Ожидаемая прибыль, тыс.р.

120

Ожидаемый доход от реализации, тыс.р.

33120

Месячная реализация продукции, кг

1000

Цена единицы продукции, руб.

33,12


 

Таким образом, усредненная  цена реализации 25 кг цемента, рассчитанная на основе метода полных издержек, составит 33 руб.

Если предприятие отталкивается  от определенного процента рентабельности реализации продукции, то расчет продажной  цены может быть произведен по следующей  формуле:

 

Р = С(1+ R/100), (3.1)

 

где Р — продажная цена;

С — полные издержки на единицу  продукции;

R — ожидаемая (нормативная)  рентабельность.

Любой метод отнесения  на себестоимость товара постоянных издержек (например, арендной платы), которые  являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для реализации данного товара, — условный, и  он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.

В связи с этим на практике используются различные способы  распределения постоянных затрат:

- пропорционально заработной  плате производственных рабочих;

- пропорционально затратам  на материалы;

- пропорционально переменным  издержкам.

Предположим, ОАО «Спасскцемент» реализует три вида цемента.

Данные о количестве реализуемых  ею товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 - Расчет распределения  постоянных затрат, руб.

Показатели

Товар А

Товар Б

Товар В

Всего

1 Количество единиц реализованной  продукции, кг

1000

2001

500

3500

2 Переменные издержки  — всего

- на зарплату производственных  рабочих

- на закуп товара 

20 100 3500

16 600

42 000 8000

34 000

20 500

12 000 8500

82 600

23 500

59 100

3. Общие постоянные издержки 

     

55 000

4. Распределение постоянных  издержек между товарами:

       

4 1 Пропорционально зарплате  производственных рабочих

892

18 723

28 085

55 000

4.2 Пропорционально затратам  на материалы 

15 448

31 641

7911

55 000

4 3. Пропорционально переменным  издержкам 

13 384

27 966

13 650

55 000

5. Общая себестоимость  при распределении постоянных  издержек

по способу 4.1

28 292

60723

48 585

 

 по способу 4.2

35 548

73 641

28 411

 

 по способу 4.3

33 484

69 966

34 150

 

Информация о работе Анализ затрат