Аварии на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:37, доклад

Краткое описание

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Вложенные файлы: 1 файл

Женька.docx

— 44.46 Кб (Скачать файл)

При аварийных ситуациях и планировании аварийно-восстановительных работ  с ВМ необходимо в первую очередь  исходить из подкласса груза, который  указывается в аварийной карточке.

ВМ подкласса 1.1 (ВМ с опасностью взрыва массой) способны взрываться всей массой под воздействием ударов, нагревания, детонации. При этом образуется ударная  волна, приводящая к разрушению подвижного состава, строительных конструкций, восстановительной  и пожарной техники, поражению людей. Тепловой прогрев ВМ этого подкласса  в условиях пожара увеличивает вероятность  перехода горения в детонацию, и  в практической деятельности аварийные  и пожарные службы должны принимать  вероятность взрыва равной единице. Кроме ударной волны большой  ущерб наносят осколки и обломки  упаковок, вагонов, строительных конструкций  и т.п., разлетающиеся в зоне взрыва с большой скоростью; опасны также  газообразные продукты взрыва (углерода монооксид, оксиды азота, фосфора, цианид водорода). ВМ подклассов 1.2 (ВМ, не взрывающиеся массой) и 1.3 (ВМ пожароопасные, не взрывающиеся массой) характеризуются опасностью разбрасывания, загорания, но не создают опасности взрыва массой.

Горение метательных ВМ (пороха, ракетное топливо подклассов 1.2 и 1.3) по внешнему эффекту выглядит как взрыв, сопровождающийся разрушением упаковки, вагона и разбросом  отдельных обломков на значительное расстояние (заряды ракетных топлив способны к разлету до нескольких километров, образуя при этом отдельные очаги  пожара). ВМ подклассов 1.4 (ВМ, не представляющие значительной опасности), 1.5 (очень нечувствительные ВМ) и 1.6 (чрезвычайно нечувствительные ВМ) представляют значительно меньшую  опасность, т.к. вероятность взрыва очень низка даже при их воспламенении  или инициировании.

Порядок действий специализированных подразделений определяется настоящими Правилами и иными ведомственными нормативными актами.

3.6.2. Класс 2 (газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением). При проведении восстановительных работ с этими грузами необходимо учитывать, что в емкостях (цистернах, баллонах) имеет место избыточное давление. Оно может значительно повышаться с увеличением температуры, что может привести к разгерметизации емкости или даже к ее разрушению. Поэтому цистерны со сжиженными и сжатыми газами должны быть охлаждены независимо от природы газа.

При повреждении котла цистерны с негорючим и нетоксичным  газом она должна быть отведена в  безопасное место и находиться под  наблюдением. Ликвидация утечки или  перелив груза в порожнюю цистерну должны осуществляться только в присутствии  специалиста.

Если произошла разгерметизация  цистерны и утечка горючего газа с  плотностью тяжелее воздуха, во избежание  создания взрывоопасной концентрации и мощного взрыва или объемного  воспламенения выходящий газ  необходимо поджечь и под контролем  специалистов, при интенсивном охлаждении котла цистерны, дать ему выгореть. Решение о поджоге газа может быть принято руководителем работ на основе письменного уведомления специалистов после определения зоны загазованности, эвакуации людей и оценки возможных последствий объемного воспламенения газовоздушной смеси. При проведении восстановительных работ с цистернами, содержащими грузы класса 2, необходимо следить за тем, чтобы подъемные средства и сам процесс подъема не приводили к разгерметизации цистерн.

При утечке ядовитых (токсичных) газов  для изоляции газа следует создать  водяную завесу.

При повреждении крытого вагона или контейнера, груженных баллонами  со сжатыми или сжиженными газами, их необходимо вскрыть, избегая искрообразования и пожара. Проверка исправности баллонов, наличия утечки и степень загазованности осуществляется с соблюдением предусмотренных  аварийной карточкой мер безопасности. Если обнаружатся неисправные баллоны, то они должны быть удалены на расстояние не менее 100 м от пути на перегоне, зданий и сооружений, по возможности погружены  в емкость с раствором в  соответствии с указанием аварийной  карточки. Затем необходимо установить охрану и наблюдение до полного выхода газа.

Порожние цистерны из-под воспламеняющихся сжиженных газов представляют повышенную опасность, и обращение с ними должно исключать возможность повреждения  котла, так как после падения  избыточного давления в объеме котла  может образовываться взрывоопасная  смесь газа с воздухом. В условиях пожара порожние цистерны прогреваются с большой скоростью и из-за повышения давления возможны их разгерметизация  или разрушение.

3.6.3. Класс 3 (легковоспламеняющиеся жидкости - ЛВЖ). При проведении восстановительных работ необходимо учитывать специфические свойства грузов этого класса опасности, особенно подкласса 3.1 (ЛВЖ с температурой вспышки ниже минус 18 °С). Общим свойством грузов этого класса в случае утечки является способность создавать над поверхностью горючую концентрацию паров при любых температурах окружающей среды выше температуры вспышки. Горючая концентрация паров может распространяться от места возникновения на расстояние более 2 км, а низкие температуры самовоспламенения паров (100 - 300 °C) приводят к их воспламенению от нагретых тел и поверхностей. Кроме того, насыщенные пары ЛВЖ (особенно подкласса 3.1) с повышением температуры окружающей среды создают в цистерне значительное давление, способное привести к разгерметизации цистерны. Поэтому, перед тем как приступить к работе с цистернами, содержащими ЛВЖ, необходимо убедиться в их герметичности и в том, что они не нагреты. Части цистерн, подвергшиеся нагреванию в зоне теплового воздействия пожара, длительное время обладают значительным тепловым излучением, вследствие чего могут представлять опасность ожогов для работников восстановительных и пожарных поездов. Кроме того, разогретые цистерны, особенно верхние их части, не имеющие контакта с жидкой фазой, могут явиться причиной возгорания паровой фазы при сдвиге с места сильными рывками из-за перемещения жидкой фазы и гидроудара. Поэтому при работе восстановительных средств с цистернами необходимо предусматривать возможность немедленной отцепки тяговой техники и отвод ее на безопасное расстояние. При этом противопожарные средства должны находиться в полной готовности, обеспечивая прикрытие восстановительных работ.

При повреждении цистерны с ЛВЖ, сопровождающимся утечкой, необходимо принять все меры к устранению утечки, отвести цистерну на безопасное расстояние и перелить содержимое в  порожнюю цистерну.

Если при утечке ЛВЖ возникает  пожар, то необходимо на пути горящей  жидкости построить земляную запруду, потушить пожар или поддерживать контролируемое горение до полного  выгорания вытекающей жидкости.

При проведении аварийно-восстановительных  работ с нагретыми цистернами, содержащими ЛВЖ, необходимо принять  меры по их интенсивному охлаждению водой  до температуры окружающей среды  и устранению утечки паровой и  жидкой фазы. После этого допускается  их транспортирование по железнодорожным  путям, если они не деформированы, или  подъем (сдвиг) и перестановка за пределы  опасной зоны с помощью техники, имеющейся на вооружении восстановительного поезда.

В начальной стадии пожара, сопровождающейся взрывами и мощным тепловым излучением, личный состав, участвующий в ликвидации последствий аварийной ситуации, не должен приближаться к емкостям и находиться на расстоянии не менее 200 м с использованием различного рода местных укрытий от воздействия  ударной волны.

Порожние цистерны с остатками  ЛВЖ содержат насыщенные пары, взрывоопасная  концентрация которых лежит в  температурных пределах распространения  пламени. Если температура окружающей среды лежит в диапазоне температурных  пределов распространения пламени, то при наличии источника зажигания  может произойти взрыв паровоздушной  смеси. Обращение с порожними  цистернами должно быть таким же, как  и с наполненными.

3.6.4. Класс 4 (легковоспламеняющиеся твердые вещества; самовоспламеняющиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой). При тушении пожаров с грузами подкласса 4.1 необходимо учитывать, что недостаточное увлажнение груза может способствовать самовозгоранию после прекращения горения. После окончания тушения пожаров таких грузов должен быть установлен контроль за появлением вторичных очагов возгорания. Если в аварийную ситуацию попали вагоны с опасными грузами подкласса 4.2, следует обратить внимание на то, что некоторые из них (фосфор желтый, металлоорганические соединения) способны самовозгораться при контакте с кислородом воздуха. Возникновения процесса горения избежать практически невозможно. При горении образуются токсичные вещества. Продолжение работ возможно только после тушения загорания указанными в аварийной карточке огнетушащими веществами.

Грузы подкласса 4.3 характеризуются  высокой активностью по отношению  к воде. Взаимодействие с водой  может носить характер взрыва. В  ходе химической реакции образуются воспламеняющиеся (горючие) газы. Кроме  того, многие грузы этого подкласса  являются горючими. Эти особенности  свойств необходимо учитывать, проводя  работы вблизи водоемов, рек, в дождливую  погоду или зимой.

3.6.5. Класс 5 (окисляющие вещества и органические пероксиды). Специфичность свойств опасных грузов данного класса определяется их способностью при нагревании разлагаться с образованием кислорода (разложение пероксидов может носить характер взрыва), что способствует развитию пожара в условиях аварийной ситуации; образовывать с горючими веществами смеси, способные самовозгораться в момент их образования, или возгораться при наличии источника зажигания; образовывать токсичные вещества при контакте с неорганическими веществами. Необходимо убрать от места россыпи или разлива горючие вещества.

3.6.6. Класс 6 (ядовитые вещества). При ликвидации аварий с опасными грузами подкласса 6.1 необходимо учитывать, что они способны вызывать отравления, заболевания при попадании вовнутрь или при соприкосновении с кожей. Особенно опасны легколетучие вещества, так как при аварийных ситуациях возможно создание опасных концентраций, приводящих к отравлению не только в зоне аварийной ситуации, но и на значительном расстоянии от нее. Многие грузы подкласса 6.1 являются горючими веществами и при горении образуют газообразные токсичные вещества (цианид водорода, фосген, хлороводород, оксиды азота и др.). При пожаре нагревание приводит к испарению и разложению негорючих и малолетучих ядовитых грузов, что повышает опасность отравления.

3.6.7. Класс 7 (радиоактивные вещества). При проведении аварийно-восстановительных работ при радиационных транспортных авариях необходимо учитывать следующие опасные факторы, которые могут создать опасность для здоровья и (или) явиться причиной загрязнения окружающей среды: радиационные поля вследствие повышения мощности дозы гамма- и нейтронного излучения; наличие радиоактивных веществ в окружающей среде (при разрушении радиационной упаковки); наличие подвергшихся радиоактивному загрязнению лиц, а также загрязненных обломков, грунта и другие. Некоторые радиоактивные вещества обладают токсичными свойствами, создавая опасность при вдыхании (например, гексафторид урана). Дополнительные виды опасности указываются в аварийной карточке.

Особого внимания требуют транспортные аварийные ситуации, сопровождающиеся сильным ударом или мощным огнем, которые могут привести к потере защитных свойств и разгерметизации  радиационной упаковки или (при аварии с перевозимыми ядерными материалами) создать условия для самоподдерживающейся цепной реакции.

При перевозках радиационных упаковок III транспортной категории, транспортируемых повагонно на условиях исключительного использования, уровень внешнего излучения от радиационного груза может быть значительным, поэтому аварийные работы при выпадении упаковок из вагонов необходимо рационально планировать с соблюдением минимального времени и максимального расстояния от источника.

При перевозках веществ низкой удельной активности и объектов с поверхностным  радиоактивным загрязнением суммарная  активность этих грузов может быть значительной, однако удельная активность и свойства содержимого являются такими, что при разгерметизации  потенциальная опасность будет  относительно низкой. В непосредственной близости от места аварии потребуется  предпринять защитные действия, исходя из радиационного характера аварийной  ситуации с учетом загрязнения территории, подвижного состава и других объектов.

Нарушение целостности радиационных упаковок, содержащих большое количество радиоактивного вещества (радиационные упаковки типа В), может оказать серьезное  воздействие на здоровье и безопасность населения на прилегающих к зоне радиационной транспортной аварии территориях.

Если авария сопровождается пожаром, то увеличивается вероятность рассеяния  радиоактивных веществ, что необходимо учитывать при выборе средств  индивидуальной защиты.

3.6.8. Класс 8 (едкие и (или) коррозионные вещества). При проведении аварийно-восстановительных работ с опасными грузами данного класса необходимо учитывать, что при непосредственном контакте эти вещества вызывают повреждения живой ткани, а при утечке и просыпании - повреждение и даже разрушение перевозимых грузов или транспортных средств. Некоторые грузы этого класса являются горючими веществами, образующими при горении токсичные продукты, проявляют окисляющее действие, воспламеняя горючие вещества (материалы).

 

 

 

 

4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ  ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

 

4.1.  При пожаре на электрифицированных участках запрещается до

снятия напряжения приближаться к проводам и другим частям контактной

сети  и  воздушных  линий  на  расстояние  менее 2 м, а к оборванным

проводам контактной сети - на расстояние менее 8 м до их заземления.

     Ликвидация  пожара,  в том числе с помощью  пожарного поезда,  на

электрифицированном  участке  должна  производиться   только   после

получения руководителем  тушения  пожара  письменного  разрешения  на

снятие   напряжения  в  контактной  сети  от  электромонтера  района

контактной  сети  с  указанием  номера  приказа  энергодиспетчера  и

времени снятия напряжения.

     В  тех   случаях,  когда для прибытия  электромонтера и получения

разрешения  о  снятии  напряжения  требуется время, за которое может

произойти  значительное  развитие  пожара  с опасными последствиями,

допускается получение разрешения по имеющимся средствам связи.

     До  снятия  напряжения в контактной сети  тушение горящих грузов,

Информация о работе Аварии на железнодорожном транспорте