Идеальные города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:26, доклад

Краткое описание

Много лет назад одна умная женщина объяснила мне, что у человека идеальные отношения могут сложиться либо с пространством, либо со временем. И с тем, и другим одновременно - никак.
Это правда. Я могу заблудиться в собственном дворе, если меня подвезут не с той стороны, и из всех доступных мне измерений наиболее уверенно чувствую себя в четвертом.
Я ощущаю время, как рыба океан - оно впереди, сзади, вверху, внизу, везде. Оно идет не по прямой, оно вообще никуда не идет. Я помню, где, на какой глубине лежат, чуть сдвигаясь от движения, выражения лиц, цветущие каштаны, всегда напоминавшие мне о смерти, под каким слоем штукатурки осталась жирно-коричневая линия, проведенная соком грецкого ореха по стене подъезда. За каким поворотом моих гольфстримов остались грустить белые потрескавшиеся босоножки моей бабушки, где в последний раз прошли мимо меня их толстые высокие каблуки.

Вложенные файлы: 1 файл

идеальные города.docx

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Постепенно планировочные  схемы усложняются и во все  большей степени связываются  с окружением. На плане Франческо ди Джордже (1490) уже вводятся асимметричные элементы и показывается канал, разделяющий город на две части. На рисунке Леонардо да Винчи, показывающем идеализированный план Флоренции, изображается река Арно, причем на пригородных территориях она имеет свободные живописные очертания, а внутри города превращается в прямой канал — один из самых ранних прообразов современных водно-зеленых городских диаметров.

Франческо ди Джорджио. Город в форме многоугольника. 
Над каналом через равномерные промежутки перекинуты мосты

Выдающиеся мыслители  прошлого выдвигали различные идеи о гармоничных связях города с  окружающим его районом. Пятьдесят  четыре города «Утопии» Томаса Мора (1515) отстояли друг от друга не менее  чем на 20 миль. Главный город Утопии, вмещающий «6 тысяч семей», имел внешнюю  озелененную полосу как промежуточную  зону между сельскохозяйственными  угодьями и городской застройкой. Ценность примыкающего к городу района не исчерпывалась чисто утилитарными нуждами. Мор предлагает использовать его для воспитания в городских  детях любви к природе. Город  имел квадратную форму (со стороной около 3,3 км) и выходил главным фасадом  на реку. Вдоль реки и ее притока  располагались полосы открытого  пространства (поперечником 0,3 км) и  главная площадь, что ясно выражает намерение ориентировать город  на природу. Ширина четырех застроенных  больших квадратов равна 1,5 км. Таким  образом, Мор предполагает соотнести  застроенные и открытые пространства города в пропорции 5X1- Автор «Утопии» был против чрезмерного роста  городов; если население города превышало  разумные пределы, то часть его должна была переводиться в другие, малонаселенные города или образовывать новые на незаселенных землях.

Большой вклад в развитие представлений о связях города с  природой сделали теоретики—утописты XVIII в. Так, представитель французского уравнительного коммунизма Морелли описал город, основанный "на принципах «Кодекса природы» (1755). Центральная часть города (общественные здания, площади, жилые дома) окружена кольцом зелени, за которым располагаются мастерские. За этой кольцевой промышленной зоной размещаются сельскохозяйственные посадки, а еще дальше — такие учреждения, как больница, дом престарелых, тюрьма и кладбище, разделенные открытым пространством. В этом предложении ясно выражена идея функциональной связи города с внешним окружением, попытка сочетать поясной и секторный приемы планировки города и его окрестностей.

Существенным вкладом  в развитие представлений об идеальном  городе будущего стали труды «Комиссии  Бецкого», учрежденной в 1762 г. в связи  с предстоящими крупными работами по переустройству старых русских городов  и созданию новых. Города рассматривались  как целесообразно организованные и упорядоченные образования  с четкой прямоугольной или радиально-кольцевой  сеткой широких улиц и кварталами строго геометрических очертаний. Впервые  предусматривались как обязательные меры благоустройство и озеленение городов.

В каждом из них предполагалось сформировать планировочные оси, проходящие через основные площади и улицы  города и связывающие их с природным  окружением. Само это окружение не становилось объектом перепланировки, а сохранялось согласно идеологии  классицизма XVIII в. в своем естественном виде.

В XIX в. продолжает развиваться  «утопическое» направление в  теории градостроительства. Причем наряду с продвижением вперед некоторые авторы высказывают и уже устаревшие идеи. Так, Ш. Фурье выдвигает в 1820 г. концепцию концентрического поясного города. В отличие от проекта Морелли, созданного на 60 лет раньше, в нем не видно признаков дифференцированного подхода к пригородной зоне. В то же время это одно из первых предложений, содержащих специальную резервную зону для застройки за пределами неширокого зеленого пояса. Подразумевается, что при строительстве подобных городов-коммун будут учитываться не только утилитарные требования, но и эстетические: «Когда стремятся к целесообразности, то не достигают ни целесообразности, ни красоты. Необходимо в соответствии с природой комбинировать целесообразность и красоту и достичь того и другого или ничего».

В книге Тюнена «Изолированное государство» (1826) впервые предлагалось создание целой системы концентрических зон в «переходной полосе» между городом и сельской местностью. Первая, ближайшая зона предназначалась для производства дорогих скоропортящихся продуктов, вторая -для разведения лесов и третья — для менее интенсивного сельскохозяйственного использования. В схеме Тюнена находится место и для парков, садов и городских фермерских хозяйств. Однако в ней так же, как и в аналогичных идеализированных концентрических схемах, не учитываются влияния местных природных факторов. Кроме того, эта схема статична, игнорирует возможность дальнейшего территориального роста города.

В 1830 г. А. Ф. Гардинером в книге под названием «Друг Австралии» выдвигается идея кольцевого зеленого пояса вокруг нового города. В ней указывается, что «...все выезды в каждый город должны проходить через парк. Пояс парков диаметром в 1—2 мили должен окружить город со всех сторон, за исключением тех, которые примыкают к реке или озеру. Это будет способствовать здоровью жителей, а также их развлечению, это украсит окрестные виды и придаст великолепие городу, с какой бы стороны на него ни смотрели».

Идеальные города XIX в. оставались компактными и небольшими: концентрический  поясной город Ш. Фурье (1820) — 1,2 км , образцовый город на 10 тыс. жителей Д. Букингема (1843) — 2,3 км , образцовый город Р. Ламбер-тона (1848)— 2,3 км2.

Основное содержание утопических  теорий о городах будущего обычно выражается в текстовом виде, в  то время как в чертежах города трудно уловить элемент нового. Например, в сочинении социалиста Э. Кабе «Путешествие в Икарию» (1840) высказывается мысль об организации ландшафта района, окружающего город, о создании общественных садов, бульваров, скверов, равномерно размещенных среди застройки. Город рассекается рекой с островами и набережными. Однако сам чертеж планировки города отличается замкнутостью, схематизмом, излишней геометричностью.

Представляет интерес  представление Р. Оуэна об идеальном  поселении на 2—2,5 тыс. жителей (1841). Оно размещается среди обрабатываемых полей, в центре поселка — парк с музыкальным павильоном, спортивными  залами и площадками (его ширина 0,45 км). Вокруг парка один непрерывный  ряд одноэтажных жилых домов, соединенных колоннадой и образующих в плане квадрат. С наружной стороны  жилых домов устроена широкая  терраса для прогулок, с которой  можно осматривать окрестности.

О больших парках, цветущих садах в городе и вокруг него мечтают  Д. Рескин, У. Моррис, Э. Беллами и другие утописты — авторы идеальных городов будущего.

Функционально-поточная схема зонирования территории города. Архит. Н. Милютин

1 — парковая зона; 
2 — живая зона; 
3 — санитарно-защитная зона; 
4 — промышленная зона; 
5 — железная дорога

 

«Лучезарный город» Ле Корбюзье. Схема планировки (1933)

1 — жилые территории; 
2 — посольства и гостиницы; 
3 — торгово-административный центр; 
4 — легкая промышленность; 
5 — тяжелая промышленность; 
6 — города-спутники; 
7 — главная магистраль и аэродром.

Хотя подавляющая часть  этих предложений-утопий в большей  мере отразилась на теории, а не на практике строительства городов, они сыграли  свою весьма значительную роль. На их базе продолжала развиваться градостроительная  наука. К концу XIX столетия и в начале нынешнего по мере роста крупных промышленных городов и урбанизации обширных пригородных территорий все больше стала осознаваться проблема отрыва от естественного окружения, нарушения сложившихся экологических связей в природе. Появился целый ряд новых планировочных концепций, которые в той или иной степени отразили эту проблему. Среди них «город-сад» и «зеленый пояс» Э. Говарда, «линейный» город Сориа, «функционально-поточный» город Н. Милютина, «лучезарный» город Ле Корбюзье, «расчлененный город» Э. Сааринена. Целый ряд интересных идей уже в последние десятилетия выдвинут в рамках теории пространственного градостроительства в связи с появлением многоярусных — наземных и подземных структур, строительством в зоне морского шельфа, созданием специфических форм освоения пустынь, горных массивов, приполярных территорий. Идеи И. Фридмана, П. Меймона, Н. Шеффера и других имеют много общего — все они базируются на неизбежности освоения надземного пространства и освобождения от застройки земли, которую нужно отдать сельскому хозяйству и зонам отдыха. И. Фридман предлагает соорудить гигантскую сетчатую конструкцию, которая будет «парить» на высоте 18— 25 м над землей, опираясь лишь на редкие опоры. При этом конструкция должна иметь просветы, чтобы обеспечить нужную инсоляцию земного уровня. В. Ионас видит город будущего, состоящим из террасированных жилых воронок 100-метровой высоты, каждая из которых рассчитывается на 2 тыс. жителей. Из каждой квартиры открывается вид как на внутреннее «интимное» пространство двора-воронки, так и на внешнее пространство. Принципиально не отличается от предложений Йонаса проект Биро и Фернье, которые считают нужным разместить жилые единицы на колоссальных Х-образных опорах. П. Меймон подвешивает жилые дома к высокой несущей мачте грибообразной формы. Н. Шеффер делает менее радикальное предложение: по вертикали в «кибернетических» башнях располагаются лишь производственные, деловые, торговые объекты, жилая застройка распластывается на земле, среди зеленых насаждений.

Среди предложений, основывающихся на подъеме транспортного уровня и предоставлении уровня земли полностью  пешеходам, выделяется своей радикальностью английский проект «Мотопия»— город на 30—60 тыс. жителей, состоящий из сплошных лент пятиэтажных домов, по крышам которых проложены городские дороги. Между домами образуются прямоугольные озелененные пространства. Почти вся земная поверхность селитебной части города превращается в огромный парк с размещенными в нем детскими учреждениями и школами. Для свободного перемещения пешеходов на уровне первых этажей зданий устраиваются открытые галереи.

Ж. Бернар идет по пути предельной концентрации застройки города, которая превращается у него в единую многоярусную структуру, имеющую в плане вид ломаного стержня с множеством ответвлений. Живописное противопоставление самых разнообразных объемов позволит, по мысли автора, органично вписать город в природное окружение. Схема озеленения города представляет собой сплошную систему.

Некоторые предложения представляют интерес с точки зрения совершенствования  отдельных фрагментов города. Так, П. Меймон предлагает возвратить набережным Сены в Париже их традиционную роль места для прогулок, отдыха, развлечений. Для этого надо проложить под дном реки комплекс транспортных магистралей, разместить там гаражи, библиотеки, универмаги, выставки и т. п. Этот же автор предлагает создание обитаемых плавучих островов-воронок у набережных Монако, где исчерпаны все земельные резервы для строительства. Позже плавучие города проектируются Шанеаком, Ионасом и другими архитекторами.

Город — X. Архитекторы  Биро и. Фернье. 
Автомагистраль проходит на пятом уровне и скрыта под зелеными насаждениями.

Будущее освоение водного  пространства находит свое отражение  в проектировании городов-мостов, из которых наибольшую известность  получили предложения И. Фридмана о  строительстве города над проливом Ла-Манш, о создании мостов-центров, перекинутых через Темзу в  Лондоне.

Современные технологические  возможности породили целый ряд  полуфантастических проектов строительства  городов и на искусственных основаниях. Так, широко известны предложения К. Танге по радикальной реконструкции  и развитию Токио. Согласно проекту, столица развивается по линейному  принципу в акватории Токийского залива. Новый район дает возможность  расселить 5 млн. жителей и избавиться от недостатков, свойственных радиально-кольцевым  городам. Однако огромная стоимость  запроектированных мероприятий, их техническая сложность исключают  возможность их реализации в обозримом  будущем.

Футурологические идеи пространственного  градостроительства, в частности  переход к освоению надземного пространства при сохранении поверхности земли, свободной от застройки, хотя и открывают  принципиально новый подход к  проблемам взаимосвязи города с  природным окружением, тем не менее не могут считаться достаточно реальной альтернативой развития в ближайшем будущем — главным образом по технико-экономическим соображениям, а также из-за неизученности психоэмоциональных, микроклиматических, экологических последствий таких методов.

P align=center>Проект пространственного города. Архит. П. Меймон.

P align=center>Фрагмент фасада и общий вид

Французские градостроители считают, что проект планировки города в целом должен предусматривать  постоянное развитие, но отдельные  элементы города (общественный центр, жилой или промышленный комплекс) должны быть законченными.

Проект разработанного ими  «горизонтального города» будущего обеспечивает создание не противоречащих друг другу систем, «открытый» характер планировки, оптимальное размещение общественных учреждений, взаимосвязь  жилья и природы, органичный масштаб  застройки.

Город состоит из нескольких пересекающихся полос застройки, размещенных  с учетом конкретных местных условий. Каждая полоса состоит из двух протяженных  корпусов, между ними озелененная  пешеходная улица. Вдоль всех корпусов на третьем этаже проходит пешеходная галерея, связывающая все корпуса. В местах пересечения корпусов предусматриваются  обслуживающие учреждения, озелененные  пространства.

Пешеходные дороги проложены  на уровне земли, транспортные коммуникации, стоянки автомобилей — под  землей. Все пересечения — в  разных уровнях. Озелененные участки  с площадками для отдыха становятся открытыми живописными вестибюлями  учреждений. Зелень ограничивает отдельные  зоны и объединяет весь город в  единый гармоничный ансамбль. Поиски перспективных решений проблемы весьма актуальны и сейчас и не только потому, что они подготавливают возможные в будущем прогрессивные градостроительные приемы, но также из-за практической ценности некоторых аспектов этих решений уже в наши дни, в частности при строительстве в экстремальных климатических условиях, на Крайнем Севере, при освоении пустынь, мелководных акваторий, территорий с горным рельефом, в условиях особенно высокой плотности застройки городских центров, при создании городов-курортов и т. п.

План и разрез жилого квартала города на акватории  Токийского залива. Архит. Кензо Танге.

Все большее воздействие  на градостроительство и ландшафтную  архитектуру оказывает развитие техники: современные землеройные  машины, новые средства транспортировки  грунта позволяют быстро перемещать миллионы кубометров земли, улучшать существующий и создавать новый рельеф, формировать  искусственные холмы и острова, осваивать мелководья и т. д.

Градостроительство, проводимое с учетом улучшения санитарно-гигиенических  условий, обеспечивает инсоляцию, проветривание  территории, удаление атмосферных осадков, охрану водоемов, почвы и атмосферы  от загрязнения, широко использует туннели, эстакады, подземные переходы и автостоянки.

Информация о работе Идеальные города