Устройство идеального государства по произведению Томмазо Кампанелла «Город солнца»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Об тех самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон, но создание той самой модели этого совершенного государства, пусть и без указания путей образования этого места в реальном мире, бесспорно, является заслугой Томмазо Кампанеллы, написавшего «Город Солнца».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственное устройство Города Солнца 8
§1. Система управления островом 8
§2. Социальный строй 10
Глава 2. Черты государства 15
§1.Всеобщая трудовая повинность 15
§2. Религия в Городе Солнца 17
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 56.71 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки  Р.Ф.

Владимирский государственный университет

 

 

Кафедра истории и культуры

Древнего мира и средних веков

 

 

Курсовая работа на тему:

«Устройство идеального государства по произведению Томмазо Кампанелла «Город солнца»»

 

 

Выполнила:

Студентка Группы И-42

Исторического факультета ОЗО

Соломатина Л.А.

Проверил:

 Спиридонова Т.В.

 

 

 

Владимир 2012 г.

Содержание

                          

      Введение                                                                                                     3

Глава 1. Государственное устройство Города Солнца                       8

§1. Система управления островом                                                      8

§2.  Социальный строй                                                                         10

Глава 2. Черты государства                                                                  15

§1.Всеобщая трудовая повинность                                                      15

§2.  Религия в Городе Солнца                                                              17

Заключение                                        24

Список использованной литературы                                                    25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Об тех самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон, но создание той самой модели этого совершенного государства, пусть и без указания путей образования этого места в реальном мире, бесспорно, является заслугой Томмазо Кампанеллы, написавшего «Город Солнца».

Томмазо Кампанелла жил в переходное время от феодализма к капитализму. Он собственными глазами наблюдал как феодалы грабили простой народ. Но и новые порядки, которые шли на смену феодальным, были основаны на эксплуатации трудящихся. И он был одним из тех немногих благородных умов человечества, который поставил в общей форме вопрос: чем объяснить, что во все времена плохо живется тем, кто трудится, и хорошо — праздным бездельникам? Виноват во всем социальный строй, покоящийся на собственности, и этот строй должен быть в корне изменен. Кампанелла нарисовал идеальный общественный порядок в своем сочинении «Город Солнца» и наивно думал, что такой порядок может быть осуществлен, едва только люди познакомятся с ним.

На развитие утопической мысли всегда влияла социально-историческая обстановка. В средние века — прежде всего волнения крестьянской и городской бедноты. В XV - XVI вв., с зарождением буржуазии, формируется новое, гуманистическое мировоззрение. Гуманисты — предшественники будущей эпохи Просвещения - верили в прогресс человечества, отвергали пессимистические взгляды «отцов церкви» на возможность счастья лишь в загробном мире, отстаивали самоценность личности и право каждого на свободное бытие.

Вместе с тем и эта эпоха не лишена социальных проблем и противоречий. Сложный характер эпохи отразился в творении Томмазо Кампанеллы «Город Солнца».

      Итак, предметом исследования данной работы является устройство идеального государства по роману Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». Объектом данного исследования будет являться средневековое итальянское общество  конца XVI – начала XVII века.

        Проблема  данной работы состоит в рассмотрении  государства и общества Италии  того времени, с целью исследования  представлений об идеальном государстве  и его устройстве в средние  века по роману Томмазо Кампанеллы  «Город Солнца». Для этого необходимо будет решить следующие задачи:

  • рассмотреть систему управления средневековым обществом;
  • познакомиться с социальным устройством;
  • выяснить степень развития сельского хозяйства и ремесла;
  • выяснить, какую роль играла религия в идеальном государстве.

         Выбранная мною тема является актуальной и в наши дни. На протяжении многих веков людей не составляет желание устроить свою жизнь на земле по возможности счастливее и лучше. Однако разные люди в разное время представляли счастье по-своему, и видели различные пути его достижения. Сделать счастливыми на этой земле всех не удавалось еще никому, и тем не мене навязчивая идея построения рая на земле не оставляет умы людей и до сих пор. Так рождались различные модели идеальных систем. Подобная система представлена в романе Томмазо Кампанеллы «Город Солнца».

       Характеристика  исторического источника.

«Город Солнца» произведение Томмазо Кампанеллы (1568-1639) написано в 1602 г. Произведение является нарративным источником. Томмазо Кампанелла (до пострижения в монахи его имя было Джованни Доменико) родился в 1568 году. Это один из величайших итальянских мыслителей, один из основоположников утопического социализма. Родился около Стило в Калабрии. В 1582 году вступил в орден доминиканцев. С юных лет он занимался изучением философии. Несмотря на свою причастность к монашескому ордену, Кампанелла выступает против схоластики и иезуитов, за что подвергался преследованию со стороны инквизиции. Одним из произведений, направленных против официальной схоластики и теологии, была «Философия, доказанная чувствами», написанная в 1589 году в стенах монастыря. В 1598 году Томмазо Кампанелла был арестован по обвинению в участии в заговоре и приговорен к пожизненному заключению. Освобождён лишь в 1626 году. Последние годы своей жизни провёл во Франции, где и умер в 1639 году.

Пытки и двадцатисемилетнее заключение не сломили Т. Кампанеллу. В тюрьме он написал большинство своих философских трактатов, в том числе и диалог «Город Солнца».

Первоначальный текст «Города Солнца» был написан на итальянском языке; сохранилось 11 списков, которые все относятся к первым десятилетиям XVII века. В 1613 году произведение было переведено на латинский язык, но перевод остался неизданным ещё в течение 10 лет. Впервые латинский текст был издан в 1623 году Т. Адами во Франкфурте. Итальянский текст был впервые опубликован в 1904 году. На русский язык «Город Солнца» был переведён в 1906 году и издан в Санкт-Петербурге. Отдельной книгой в России сочинение было издано в 1907 году (в Петербурге) в переводе с латинского Генкеля А.Г. При написании работы использовался перевод Ф.А. Петровского.

Что касается литературной формы «Города Солнца», то он написан в форме диалога между Гостинником (владелец постоялого двора) и Мореходом, прибывшим из дальнего странствия и видевшего необычную страну, которая называется Город Солнца. Основная часть повествования ведётся от первого лица.

Т. Кампанелла «ГородСолнца»  http://tululu.ru/read52570/

Обратимся к историографии вопроса. В «Философском словаре» Томмазо Кампанелла назван одним из родоначальников утопического социализма. Однако некоторые исследователи не согласны с таким определением. Например, А.И. Володин "Утопический социализм в России" (Хрестоматия под ред. А.И.Володина) 
Москва, Политиздат, 1985г., отрицает то, что Кампанелла является основоположником утопического социализма. Он считает его произведение «реакционными в своей положительной части».

Жизнь и творчество исследовались Петровским Ф.А., Кампанелла. Биографический очерк.1947г; Рутенбургом В.И. Кампанелла. — Л., 1956,; Штекли А.Э. Кампанелла. М.: «Молодая гвардия», 1966; Горфункелем А.Х. Томмазо Кампанелла. М., «Мысль», 1969,; Львовым С.Я. Гражданин Города Солнца: Повесть о Томмазо Кампанелле. М.: Политиздат, 1979.

Главному произведению Кампанеллы «Городу Солнца» также посвящено немало исследований, в том числе прочитанные нами работы Волгина В.П. Коммунистическая утопия Кампанеллы. 1950г.; Вступительная статья к академическому изданию «Города Солнца», 1954., Штекли А.Э. "Город солнца": утопия и наука. М., 1978 г., Горфункеля А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М.: Высшая школа, 1980. — С. 301-328.

Среди исследователей нет единодушия, можно ли считать «Город Солнца» частью ренессансной культуры или относить его к последующему периоду. С.Д.Сказкин История Средних веков, М. 1977 г., причислял Кампанеллу к гуманистам Возрождения. В.П.Волгин говорил о «Городе Солнца» как о замечательном произведении, сочетающем принципы гуманизма с принципами общности – с социализмом.

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственное устройство Города Солнца.

§1. Система управления островом.

             Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Однако государство, им описанное, резко отличалось от всего, что было известно ранее. Власть и управление в Городе Солнца основываются на трех принципах: 1) главными задачами нового государства будут организация производства и распределения, управление воспитанием граждан; 2) эти задачи государства обусловливают значительную роль ученых в осуществлении власти и управления; 3) новый общественный строй требует участия народа в управлении государством.     

           Кампанелла изображает совершенно новую организацию государственной власти, не имеющую аналогии в истории.

Во главе общины стоим верховный правитель, он же первосвященник, именуемый “Солнце “ или “Метафизик”, и обозначаемый Кампанеллой с помощью солнечного символа . Верховный правитель - мудрейший философ и первосвященник одновременно. Он должен знать историю и нравы всех народов, математику, абстрактные науки, физику, астрологию, а также технические искусства (Кампанелла впервые из мыслителей поднял на такую высоту ручной труд). Таким образом, правитель, “пусть совершенно неопытен в правлении государством , не будет ни жестоким, ни преступным, ни тираном именно потому, что он мудр.”1 При нем имеются три соправителя -Мощь, Мудрость и Любовь (Пон, Син и Мор), - ведающие : вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслами ; свободными искусствами, науками, учебными заведениями; вопросами контроля за деторождением, воспитанием, медициной, земледелием и скотоводством. Избрание (пожизненное, за исключением тех случаев, когда верховные правители сами сочтут нужным передать свои должности более достойным) высших четырех правителей основано на совершенстве их познаний во всех необходимых науках.


Это правительство избирает (а по существу, назначает) всех остальных должностных лиц, причем избрание их утверждается малым Советом. ”Под началом Мощи есть Стратег, Начальник единоборств, Заведующий чеканкой монеты, Казначей, Начальник арсенала, Конюший, Начальник разведки, Начальник конницы, Начальники пехоты и артиллерии, Инженер, Юстициарий. Число подчиненных Мудрости должностных лиц соответствует числу наук : имеются Астролог, Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. Любви подчиняются Заведующий деторождением, Воспитатель, Медик, Заведующий одеждой, Агроном, Скотовод, Заведующий приручением животных, Главный Кухмистр. У них столько же должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей: Великодушие, Мужество, Целомудрие, Правосудие, Усердие, Благотворительность, Бодрость, Воздержание...2 Судьи и низшие должностные лица - учителя и священники.

Высший правительственный орган - Совет, состоящий из первосвященника, трех помощников и нескольких высших сановников. Он сам себя пополняет, выбирая членов из намеченных народом кандидатов. В Городе Солнца существует народное собрание (Большой Совет), который критикует деятельность правящих, заявляет требования об их смещении, намечает кандидатов на посты. Он собирается каждое новолуние и полнолуние. В нем присутствуют все от двадцати лет и старше, и всем предлагается поодиночке высказаться о том, какие есть в государстве недочеты, какие должностные лица исполняют свои обязанности хорошо, какие - дурно... Должностные лица (кроме высших) сменяются по воле народа... Все по отдельности подсудны старшему начальнику своего мастерства. Таким образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами... Тюрем и палачей у них нет...Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели”.               
           Должностным лицам помогают советом, так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой). 
            В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. "Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы". Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку. 
            Представления Т. Кампанеллы о путях утверждения нового общества туманны. Город Солнца основан неким мифическим народом, сведущим в философии и астрологии. По мере распространения необходимых познаний весь мир придет к тому, что будет жить согласно их (соляриев) обычаям. Порядки Города Солнца он называет, "образцом для посильного подражания", государственным устройством, "открытым посредством философских умозаключений".

 

 

 

 

 

 

 

§2. Идеи социального равенства

В тюрьме Кампанелла, безусловно, размышлял о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло. «Город Солнца» — идеальное, с точки зрения автора, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев»3. Эта мысль была особенно актуальна для угнетённого народа. Кампанелла пришёл к выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй, где все люди будут равны между собой. Подробности этой идеи Т. Кампанелла тщательно прорабатывает и описывает. Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве:  знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными. 
      Так как должность каждого определяется с детства сообразно с расположением и сочетанием звезд, наблюдавшихся при его рождении, то благодаря этому все, работая каждый в соответствии со своими природными склонностями, исполняют свои обязанности как следует и с удовольствием, так как для всякого они естественны. Это одинаково относится как к военному делу, так и ко всякого рода другим занятиям.

Информация о работе Устройство идеального государства по произведению Томмазо Кампанелла «Город солнца»