Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылкой и основой Возрождения был гуманизм – стремление ряда ученых, философов, политиков, деятелей искусства заменить традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, постановлений Соборов и сочинений отцов церкви изучением человека, его психологии и морали. Представители гуманизма противопоставляли церковно-схоластической учености (studia divina) светские науки и образование (studia humana). Светские (гуманитарные) науки изучали не бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и стремления, используя при этом не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы. Гуманизм естественно обусловил резкое повышение интереса к античному наследию. Если Реформация апеллировала к первоначальному христианству, не знавшему иерархии и сложных обрядов католической церкви, то гуманизм органически связан с возрождением античной (дохристианской) древности, когда философия и наука не были служанками богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава I. Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т.Кампанеллы»

§ 1 Создание «Утопии» Т. Мором и «Города Солнца» Т. Капанеллой……………………………………………………………6
§ 2 Социальное равенство и рабство
§ 3 Семья
§ 4 Экономика
§ 5 Управление и власть
§ 6 Религия
§ 7 Оценка утопических проектор Т. Мора и Т. Кампанелла
Заключение…………………………………………………..
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа СПЗ-10 Зямилева Альбина.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: История политических и правовых учений

на тему: «Сравнительный анализ проектов идеального государства  в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца»  Т. Кампанеллы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы СПЗ-10

Зямилева А.Р.

   
 

Проверил:

доцент

 

Насибуллин Р.А.


 

 

 

 

 

Уфа – 2012 год

Содержание

                                                                                                         

 

Введение………………………………………………………………3

Глава I. Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т.Кампанеллы»

 

§ 1 Создание «Утопии» Т. Мором и «Города Солнца»  Т. Капанеллой……………………………………………………………6

§ 2 Социальное равенство и рабство

§ 3 Семья

§ 4 Экономика

§ 5 Управление и власть

§ 6 Религия

§ 7 Оценка утопических проектор Т. Мора и Т. Кампанелла

Заключение…………………………………………………..

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

XVI в. – век  великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений  в жизни Европы. В ряде стран (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) складывались большие и сильные дворянские монархии. В процессе преодоления феодальной раздробленности лишались прежней власти и привилегий крупные феодалы. Централизованные абсолютистские государства способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение и представительство нации, народа, страны. Одновременно падал политический авторитет католической церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы. Еще больший урон был причинен ее духовной монополии, религиозному и теологическому авторитету.

Рядом с борьбой  религиозных течений усиливалась  и развивалась рационалистическая критика религиозного мировоззрения. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы.

Предпосылкой  и основой Возрождения был  гуманизм – стремление ряда ученых, философов, политиков, деятелей искусства  заменить традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, постановлений Соборов и сочинений отцов церкви изучением человека, его психологии и морали. Представители гуманизма противопоставляли церковно-схоластической учености (studia divina) светские науки и образование (studia humana). Светские (гуманитарные) науки изучали не бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и стремления, используя при этом не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы. Гуманизм естественно обусловил резкое повышение интереса к античному наследию. Если Реформация апеллировала к первоначальному христианству, не знавшему иерархии и сложных обрядов католической церкви, то гуманизм органически связан с возрождением античной (дохристианской) древности, когда философия и наука не были служанками богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности.

Просвещенные люди писали истории о вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые их окружали. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где были все равны и одинаковы.

Во всех утопиях  проходит мысль, что в будущем  человечество  не  будет знать  деления на расы. Люди будут говорить на  одном  языке  и  будут  иметь общие интересы.

Утопия - это  «царство  будущего»,  которое человек создает себе  в грезах. Это то лучшее будущее, ради которого человек борется, живет1.

Первые европейские  утопии XVI—XVII веков произвели сильное  воздействие на ум и воображение. Но они не были самыми  ранними.  Мечты  о  счастье,  об идеальном устройстве общества  издавна  волновали  умы  апостолов,  низов  и элиты.

Сейчас наиболее известны две из дошедших до нас  утопий. Это «Остров Утопия» англичанина  Томаса Мора и «Город Солнца» итальянца Томмазо Кампанеллы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Томас Мор «Утопия»

Томас Мор2 (англ. Sir Thomas More, более известный как Saint Thomas More; 7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель. Святой Католической церкви. Был канцлером у одного из самых жестоких из английских королей – Генриха.

Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом), причем эта  книга сохранила своё значение для нашего времени – не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века (в частности «Quatuor Navigationes» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Navigationes» Веспуччи он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его приключения)3. Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.

Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь  же полезная, сколь и забавная о  наилучшем устройстве государства  и о новом острове Утопия».

«Утопия» делится  на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.

Само слово «Утопия» переводится с латыни как «место, которого нет, и не может быть4», что наводит на мысль о том, что и сам автор не верил в возможность осуществления того, о чем он пишет. Это, однако, не мешало советским исследователям называть Мора чуть ли не первым коммунистом.

Попытки изобретения  идеального общественного устройства были и до Мора. В частности, в  трактате «Политика» Платона5, который сам Мор хорошо знал и из которого заимствовал многие идеи. «Достаточно внимательно прочитать «Государство» Платона и «Утопию» Т. Мора, чтобы убедиться, насколько велико было влияние первого на второго. Совпадают не только отдельные положения и принципы устройства идеального государства у одного и другого мыслителя, но порой даже и словесные выражения. Современные исследователи и комментаторы вскрывают целые пласты «платонизма» в «Утопии»».

Книга написана в популярном в то время жанре «рассказа  путешественника». Якобы некий мореплаватель  Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство которого его так поразило, что он рассказывает о нём другим.

«Правда, в отличие  от «Государства» Платона, у Мора нет, той раскаленной атмосферы диалектического спора, которым насыщено «Государство». Это диалог не спорящих, это диалог, напоминающий скорее атмосферу школьного урока: один из участников больше спрашивает, другой – отвечает и рассказывает.» . Да и как тут спорить, когда мифический остров видел лишь один из персонажей романа.

Рабы  при всеобщем равенстве

Первая часть «Утопии» посвящена критике государственного устройства Англии: Р. Гитлодей сходу отвергает и архаический традиционализм , и чрезмерную жестокость английских законов о воровстве (воров, говорит он, «повсеместно вешали иногда по двадцати на одной виселице») и бесчеловечную практику огораживаний («овцы пожирают людей»). В целом английское общество осуждается за слишком далеко зашедшую имущественную поляризацию населения: на одной стороне: «жалкая бедность», на другой «дерзкая роскошь».

Что же Гитлодей предлагает взамен? Рабовладельческое общество! Таким образом, идеи о всеобщем равенстве слегка преувеличены. Впрочем, рабы в утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом (то же самое, кстати, было и при Сталине, когда миллионы заключенных бесплатно работали на благо Родины).

Чтобы стать рабом, нужно  совершить тяжкое преступление (в  том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут  быть даже помилованы. А могут и не быть.

Всеобщее равенство  есть и у рабов: равенство между  собой. Одинаково одеты, одинаково  стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей. О масштабах  свободы даже для честных утопийцев  можно судить по следующему пассажу: «Каждая область метит своих рабов собственным знаком, уничтожить который – уголовное преступление, равно как появиться за границей или же разговаривать о чем-либо с рабом из другой области».

Причем для раба нет  никакой возможности бежать (либо донесут, либо внешний вид выдаст). Причем доносы всячески поощряются, а молчание о побеге жестоко наказывается. «У рабов же не только нет возможности сговориться, но им нельзя даже собраться поговорить или обменяться приветствиями». Правда, остается надежда на освобождение в случае прилежного труда.

Сам Мор соглашается  с Гитлодеем по поводу рабства. Действительно: это лучше, чем по 20 человек на виселице. Да и бесплатная рабочая  сила на благо общества – зачем  ее убивать. Впрочем, тут тоже есть сомнения. Вряд ли преступник предпочтет до конца жизни вкалывать (у Сталина в лагеря сажали на несколько лет) – уж лучше сразу умереть. Так что, скорее всего, отказавшись от казни преступника, общество побудило бы его совершить самоубийство – тягчайший грех.

 

Утопия  и религия

Государство Утопии было гуманно по отношению к своим гражданам. В частности, оно было вполне терпимо к вопросам религии.

Дело в том, что сам  Мор был идейным католиком (да так, что поплатился за это жизнью). Поэтому отказаться от религии на Утопии он не мог. Зато ввел свободу вероисповедания. Каждый верит в то, что хочет, хоть в черта лысого. Правда, публичная агитация против религии запрещена.

Основная религия на острове – католицизм, но рационализированный  и освобожденный от всего, что  считалось Мором лишним. Так, священники на Утопии избираются народом.

Но, с другой стороны, вопросы веры на острове также  регламентируются государством. Так, запрещено  думать, «будто души гибнут вместе с  телом, что мир несется наудачу, не управляемый провидением. И потому утопийцы верят, что после земной жизни за пороки установлены наказания, за добродетель назначены награды. Того, кто думает по-иному, они даже не числят среди людей, и не считают они его гражданином».

Как мы видим, общество Утопии ограничено со всех сторон. Свободы нет практически ни в чем. Всеобщая уравниловка.

Власть  равных над равными

Государством не может  не быть власти, иначе это анархия. А раз есть власть, не может быть равенства! Человек, распоряжающийся  жизнями других, всегда находится  в привилегированном положении. Как Мор предлагает решить эту проблему? Ежегодными выборами. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек – князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече.

Верховный орган государства  – сенат, который учитывает все, что производится в отдельных  районах государства и при  необходимости осуществляет перераспределение  произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в  год.

На практике это означает, что у руля будет находиться лишь один компетентный руководитель, ибо за год разобраться в хозяйстве и научиться управлять невозможно.

Семья как базовая ячейка общества

На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом.

Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в  общую копилку.

Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно  основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Несложно представить, в какие волнения это на практике выльется.

Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с  самого начала регламентирована. Обедать, правда, позволяется не только в общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. То есть детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат работать.

Утопия  и экономика

Социалисты-теоретики особо хвалили Мора за отсутствие на Утопии частной собственности. По словам самого Мора, «повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо6». И вообще, «для общественного благополучия имеется единственный путь – объявить во всем равенство»

Чтобы не сделать кого-то из утопийцев богаче, Мор отменяет на Утопии хождение денег. Свое презрение  к золоту утопийцы выражают тем, что  делают из него цепи для рабов и ночные горшки. Обменять его на что-нибудь ценное у других государств они почему-то не догадываются. Или просто не хотят.

Информация о работе Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы