Идеальные города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:26, доклад

Краткое описание

Много лет назад одна умная женщина объяснила мне, что у человека идеальные отношения могут сложиться либо с пространством, либо со временем. И с тем, и другим одновременно - никак.
Это правда. Я могу заблудиться в собственном дворе, если меня подвезут не с той стороны, и из всех доступных мне измерений наиболее уверенно чувствую себя в четвертом.
Я ощущаю время, как рыба океан - оно впереди, сзади, вверху, внизу, везде. Оно идет не по прямой, оно вообще никуда не идет. Я помню, где, на какой глубине лежат, чуть сдвигаясь от движения, выражения лиц, цветущие каштаны, всегда напоминавшие мне о смерти, под каким слоем штукатурки осталась жирно-коричневая линия, проведенная соком грецкого ореха по стене подъезда. За каким поворотом моих гольфстримов остались грустить белые потрескавшиеся босоножки моей бабушки, где в последний раз прошли мимо меня их толстые высокие каблуки.

Вложенные файлы: 1 файл

идеальные города.docx

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Много лет назад одна умная  женщина объяснила мне, что у  человека идеальные отношения могут  сложиться либо с пространством, либо со временем. И с тем, и другим одновременно - никак.

 
Это правда. Я могу заблудиться в  собственном дворе, если меня подвезут не с той стороны, и из всех доступных  мне измерений наиболее уверенно чувствую себя в четвертом.

 
 
Я ощущаю время, как рыба океан - оно  впереди, сзади, вверху, внизу, везде. Оно  идет не по прямой, оно вообще никуда не идет. Я помню, где, на какой глубине лежат, чуть сдвигаясь от движения, выражения лиц, цветущие каштаны, всегда напоминавшие мне о смерти, под каким слоем штукатурки осталась жирно-коричневая линия, проведенная соком грецкого ореха по стене подъезда. За каким поворотом моих гольфстримов остались грустить белые потрескавшиеся босоножки моей бабушки, где в последний раз прошли мимо меня их толстые высокие каблуки. 
 
Я назову эту воду - Молдавией. Я назову ее детством, сны о котором затягивают меня неотвратимо-медленно, как затягивает в себя расширяющийся от ужаса зрачок. Я вглядываюсь в них, как в отражение в зеркале - если смотреть долго и пристально, увидишь совсем другое лицо, совсем другого себя, которого можно о чем-то - спросить, и бояться ответа.  
 
Чем старше становлюсь, все больше и ярче помню, все чаще снится город моего детства, все чаще говорю во сне на языке, которого совсем не помню наяву. 
 
 
Мой Кишинев - это двор, это третий этаж. Мир конечен, его форпост - это холм с деревянным домом, там живет моя подруга. Куда теперь жизнь занесла Светочку, потемнели ли ее светло-желтые кудряшки, поседели ли уже? Кто пьет теперь козье молоко от потомков черной соседской козы? Сносилась ли, заржавела ли та телега, которая оставила рубец на моем левом колене? Каким волосом покрылись, как огрубели тела тех, с кем играл в складских ящиках? Кто нашел мои секретики, закопанные четверть века назад? Нашел ли? Я помню, где они спрятаны от червей и дождей под зеленым стеклом и песком.  

 

 

  

 

 

 

Много лет назад одна умная  женщина объяснила мне, что у  человека идеальные отношения могут  сложиться либо с пространством, либо со временем. И с тем, и другим одновременно - никак. 
 
Это правда. Я могу заблудиться в собственном дворе, если меня подвезут не с той стороны, и из всех доступных мне измерений наиболее уверенно чувствую себя в четвертом. 
 
Я ощущаю время, как рыба океан - оно впереди, сзади, вверху, внизу, везде. Оно идет не по прямой, оно вообще никуда не идет. Я помню, где, на какой глубине лежат, чуть сдвигаясь от движения, выражения лиц, цветущие каштаны, всегда напоминавшие мне о смерти, под каким слоем штукатурки осталась жирно-коричневая линия, проведенная соком грецкого ореха по стене подъезда. За каким поворотом моих гольфстримов остались грустить белые потрескавшиеся босоножки моей бабушки, где в последний раз прошли мимо меня их толстые высокие каблуки. 
 
Я назову эту воду - Молдавией. Я назову ее детством, сны о котором затягивают меня неотвратимо-медленно, как затягивает в себя расширяющийся от ужаса зрачок. Я вглядываюсь в них, как в отражение в зеркале - если смотреть долго и пристально, увидишь совсем другое лицо, совсем другого себя, которого можно о чем-то - спросить, и бояться ответа.  
 
Чем старше становлюсь, все больше и ярче помню, все чаще снится город моего детства, все чаще говорю во сне на языке, которого совсем не помню наяву.

 
 
 
Мой Кишинев - это двор, это третий этаж. Мир конечен, его форпост - это  холм с деревянным домом, там живет  моя подруга. Куда теперь жизнь занесла  Светочку, потемнели ли ее светло-желтые кудряшки, поседели ли уже? Кто пьет теперь козье молоко от потомков черной соседской козы? Сносилась ли, заржавела  ли та телега, которая оставила рубец  на моем левом колене? Каким волосом  покрылись, как огрубели тела тех, с  кем играл в складских ящиках? Кто нашел мои секретики, закопанные четверть века назад? Нашел ли? Я помню, где они спрятаны от червей и дождей под зеленым стеклом и песком.  
 
  

 

 

 

Я до сих пор разбиваю абрикосовые косточки камнем - но теперь на московском асфальте. Покупаю вареную  кукурузу за углом московской улицы  так же, как покупал ее за углом  соседнего дома - давно, в городе, имени которого уже нет, в детстве, которого не будет. Мой город звали  иначе. Мой мир был конечен.  
 
Теперь мой мир огромен. Он расчерчен маршрутами самолетов, разбит на клетки рельсами поездов. Я могу обойти с закрытыми глазами пару десятков аэропортов, даже страх полетов утих, просыпаясь ненадолго лишь на взлете и перед тем, как шасси коснутся земли. И я лечу в город своего детства – спустя 22 года.  
 
- Слушай, мы же одногодки вроде, а ты так плохо знаешь русский? 
 
- Я в Италии живу уже два года, сама из села под Бендерами. И так не хорошо знала, а теперь совсем стала забывать. Мы дома – на румынском. Вот, за документами лечу, выхожу замуж за итальянца. Ветеринарного врача! - дородная девица на соседнем кресле с трудом застегивает ремень на пышном теле, и смотрит на меня с гордостью.  
 
Я одобрительно киваю без капли лицемерия. Для не закончившей среднюю школу дочери сельской почтальонши замужество с положительным пятидесятилетним вдовцом – заслуженная награда после нелегальной жизни в Италии, сбора фруктов за копейки, и черт его знает, каких еще тяжелых заработков в чужой стране. Я успеваю выслушать ее историю, пока мы час стоим в очереди перед паспортным контролем. Перед нами прилетел турецкий самолет, и парень с лычками мучается с каждым из группы турков по полчаса – «виз у них нет, денег нет, что с ними делать? Ладно, граждане России пошли без очереди!». Пожилая гражданка России передо мной резво подхватывает чемодан, и с ревом «Россия, вперед!» сметает турков. 
 
Пожилой таможенник лениво смотрит на мою сумку, я улыбаюсь, и качаю головой.  
 
- Проходите. 
 
- Спасибо, удачи. 
 
Только выйдя из зоны контроля я понимаю, что говорили мы на языке моего детства. Он так и не забылся насовсем, а только спрятался куда-то вглубь сознания.  

 
 
 
К конторке диспетчера такси выстроилась  очередь. «Вы что, мужчина, не видите – снег, проблема с машинами». Снег-то я вижу, неплохой снегопад, но все же не снежная буря, и почему нет машин – я понять не могу. Понимаю я, когда все-таки забиваюсь в такси: снег в городе не убирают, и автомобили буксуют на летней резине, забив город пробками. 
 
Я прошу позвать меня, когда найдется машина, и прошу буфетчицу налить коньяк – отметить прилет. «Сколько, говорите, не были? Так долго? Ну, с возвращением!». Юг – это юг. В целом люди экспрессивней и отзывчивей, чем в мегаполисе. Уже в машине я слушаю, как диспетчер переругивается с водителями – за две недели я пойму, что так они общаются всегда. Я еду, и читаю новые называния улиц, написанные латиницей. В припадке национального самосознания переименован весь город. Доходит до смешного – кое-где былое название присвоили другой улице. Раньше в каждом городе Молдовы центральной была улица Ленина, теперь – Штефана чел Маре.  
 
Несмотря на пробки, доезжаем мы быстро. Он, оказывается, совсем маленький, мой город – километров 15 в поперечнике. 
 
Как только я открываю дверь снятой квартиры, звонит мобильный: у моих родителей сверхъестественное чутье.  
 
- Ты где? 
 
- В Молдове. 
 
- Я как тебя туда занесло?  
 
- Самолетом. 
 
- Ну, не важно. Пиши. Яков Израилевич, номер....., Ленуца......., Анна Ивановна......., тетя Маша. Ты помнишь Машу? 
 
Яков Израилевич мертв, Ленуца в Италии, Анна Ивановна ложится на операцию - рак. 
Но тетю Машу, номенклатурную чиновницу, я помню. Помню сигареты Дойна , каленые орешки, холеную медведицу, перед которой покорно раздвигалось пространство ее трехкомнатной квартиры. 
 
- Буна зива. Могу ли я услышать Марию К.? 
 
- Это я, деточка, - в трубку вплывает облако дыма. - Ты кто? 
 
- Я внук Александры, помните? 
 
Молчание. 30 секунд. 40. 50. 
 
- Да. Ты младший, или старший? 
 
- Старший. 
 
- Ты в Кишиневе? 
 
- Да. 
 
- Как бабуля? 
 
- Она умерла в январе. 
 
Молчание. 30 секунд. 
 
- Я устала. Приходи завтра. 
 
Завтра я приезжаю на Штефана чел Маре. Звоню. Мужской голос отвечает мне:  
 
- Мама вас ждет. Надеюсь, Вы вовремя?  
 
...

 
 
 
Дверь в сталинском доме, не знавшая  кодового замка - за ненадобностью. Абсолютно  седой качок, увешанный золотом.  
 
- Мама сейчас выйдет. 
 
И старая медведица выходит. С сигаретой в зубах, с ниткой жемчуга на шее, накрашенная, невозмутимая, как памятник. 
 
Молча смотрит минуту, две.  
 
- Красивый. Очень высокий. Красивый в мать (отец твой был страшен, как байбак), высокий-то в кого? Раздевайся. Я не люблю беспорядка. Обувь поставь сюда. Повесь пальто ровно. Жорж поможет. 
 
- Ешь. Как ушла Александра? Во сколько лет? 
 
- В 85. Рак. 
 
- Как мне сейчас. 
 
... 
 
Сорок секуд тишины. Минута. Вечность. 
 
- Жорик. Дай парню водки. И прекрати махать телефоном. Выпьем молча. За Сашеньку. Она была моей подругой. Лучшей подругой. Лучшая – не значит любимая. Лучшая - значит, верная. Ты родился в 53-м в Кишиневе, а мог - на крайнем севере, если бы не она. Поменяй блюда. Я устала после перелета. 
 
- Перелета? 
 
- Да. Я поняла, что умираю, и полетела в Москву. Я там выросла. Когда прилетела, умирать передумала. Будут врачи, операции, одышка, тяжесть, но будет жизнь. 
 
Я не ем сома. Я вообще мало ем. 
 
Ядовито-розовые, в глубоких впадинах губы говорят: 
 
- Мало ешь. Мало пьешь. Жора, налей ему. 
 
Выпив залпом сто грамм водки, медведица говорит: сейчас будет мой сериал, а потом я спать. 
 
- У нее железный режим, - говорит Жорж. - давай мамаше твоей позвоним… 
 
- Привет, старая. У тебя все еще красивые ноги? А то я только на них смотрел, когда ты со мной математику делала. 
 
- Да ты же еще в люльке был! 
 
- Девятый класс. Какая там люлька!.. 
 
- Знаешь, - он задумчиво смотрит на меня сквозь рюмку, - бывают телки - с хорошем телом. Или с мордой. Или умные, но крокодилы. Ученые крокодилы, говорящие. У твоей матери было все. Жалко, я был в девятом классе, а она - в одиннадцатом. 
 
- Она пополнела, Жорик. Ей почти 60. У нее двое детей. Она почти не помнит тебя. 
 
- И все равно. Пусть позвонит, если соберется в наши края.  
 
Я вызываю такси. В моем списке телефонов есть самый важный номер телефона, полученные через шестые руки: телефонный номер Светочки. И я еду к дому, в котором родился. Он не изменился, лишь виноград, который обвивал весь дом, срубили. Даже хутор во дворе прежний, только дети старых хозяев пристроили к нему каменное здание. Захожу в подъезд, поднимаюсь на третий этаж, но так и не решаюсь позвонить в дверь, которая когда-то закрылась за мной навсегда. Я курю, оперевшись на чугунный крюк, торчащий из стены – когда-то он оцарапал мое плечо, сейчас он мне по пояс…

 
 
 
 
Я выхожу из подъезда, и узнаю невысокую  спортивную блондинку, идущую мне навстречу, сразу же – и она узнает меня. Странно и страшно встречаться  спустя столько лет. Страшно, что  все воспоминания распадутся, как  «секретики» из бутылочного стекла и фантиков – откопанные, они превращаются в осколки и истлевшие клочки бумаги. И странно, что мы остались друг для друга такими же – моя подруга детства совсем не изменилась, только теперь у нее есть бюст, водительские права, тринадцатилетний сын и муж-татарин. Мы идем в бывшее кафе-мороженное – поход туда был когда-то запретным удовольствием: оно находилось на границе дозволенной нам территории.  
 
Я чокаюсь за встречу молдавской водкой, и – наконец-то – мои гештальты с грохотом замыкаются. Мы проговорили 8 часов, как будто встретились после пионерлагеря, и обмениваемся впечатлениями о каникулах. 
 
- Ты представляешь, эти придурки под новый год всю ночь воровали друг у друга елку! 
 
- Какие придурки, какую елку? 
 
- Примария (мэрия) воюет с силовиками. Мэр хочет праздновать Рождество как в Румынии и Европе - 25 декабря, силовики - по-старому, 7 января. Мэр ставит елку на центральной площади, силовики дожидаются ночи, крадут её и переставляют в центральный парк. Мэр обижается и перетаскивает елку под двери примарии. Они всю ночь крали друг у друга 20-метровую елку… 
 
Тем временем за соседним столом в разгаре банкет: там празднуют день рожденья ребята лет 20. Среднеарифметическая попса в кафе сменяется молдавской музыкой, и подпившие подростки начинают танцевать. Хору. 20-летние поддатые ребята танцуют национальный танец.  
В другом зале - там тоже банкет, и тоже хора, из 50-летних… 
Светка, увидев мое удивление, только машет рукой - когда народ доходит до кондиции, всегда начинается хора, говорит она. 
 
Это настолько неожиданно стороннему взгляду – фольк-элементы на молодежной вечеринке. Как будто реальность чуть заметно сдвинулась, и не сразу понимаешь – что не так? 
Многие из этого поколения молдаван уже почти не говорят по-русски. У них румынская музыка, румынский язык, заработки в Италии и Франции... 
 
- Знаешь, - говорю я, - в Совке было несомненное достоинство: опыт мирного сосуществования разных культур. Увы, мы его не смогли сохранить. 
 
- Главное, что люди могут сохранить друзей детства. Приезжай лучше летом. Помнишь, как я залезала на дерево, и стряхивала тебе орехи? Попробуем повторить.  
 
- Вот только орех с тех пор сильно вырос. 
 
- Ну так и мы выросли. Больше натрясем. 
 
… скоро наступит май. И я вернусь, потому что мне теперь есть куда возвращаться.

 

 

 

Взгляд  на будущее природы и города из прошлого и настоящего

Градостроительство выражает одно из самых заметных и наиболее видимых проявлений взаимосвязи  человека с природой. Любой город  располагается на земле в конкретных условиях природного ландшафта. Климат, рельеф, реки и озера, лесные массивы, почва, геология и т. д. предопределяют возникновение города и пути его  дальнейшего развития. Одновременно существует и обратное направление  этого взаимодействия — любой  город преобразует (в разной степени) свою природную основу, постоянно  изменяет ее.

Изучение проблемы урбанизации  ландшафтов и их последствий в  динамике на протяжении веков является незаменимым материалом для исследований, посвященных взаимоотношению природы  и города, разработке обоснованных предложений по улучшению городской среды, сохранению и восстановлению природы в городах настоящего, разработке проектов на будущее.

Города будущего — проблема, уже несколько веков волнующая  не только специалистов-градостроителей, но и живущих в городе. Представление  о будущем городской среды  во многом меняется под влиянием развития общества, научно-технического прогресса.

Еще в эпоху Возрождения  в Италии появляется ряд трактатов, в которых излагаются теоретические  предложения об устройстве города будущего. Некоторые из них, например сочинение  Л. Б. Альберти «Десять книг о зодчестве» (1452 г.), представляют интерес с точки  зрения развития представлений о  связях города с природой. Впервые, почти за 500 лет до нашего времени, когда работы по переустройству пригородных  зон приобрели значительный размах, в сочинении высказана мысль  о большом значении окружающих город  территорий. Альберти предлагает беречь леса и луга, насаждать новые рощи и сады, прокладывать пригородные  дороги по самым красивым местам. Он понимает значение природного ландшафта  для оздоровления города, для его  внешнего облика. При этом не упускает из виду и его хозяйственное значение, рекомендует осваивать земли  на высоких речных и морских берегах, избегать заболоченных мест, располагать  застройку с учетом ветров и т. п. Аналогичные соображения высказывали  Пал-ладио, Вазари, Леонардо да Винчи и другие мыслители и практики градостроительства. Однако предлагаемые некоторыми из них идеальные города часто были примитивны и даже уступали реально существовавшим в эту эпоху городам, таким, как Флоренция, Сиена, Виченца, Верона.

Идеальный город флорентийца Филарете «Сфорцинда» (1460—1464) представлял собой правильную восьмиугольную звезду. От городских ворот к центру стягиваются прямые улицы. Филарете изображает свой город-крепость на холмистой местности, на берегу реки, среди садов.

Информация о работе Идеальные города