Дизайн современного города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:07, реферат

Краткое описание

ХХ век по праву называют «веком индустриального дизайна». Родившийся на рубеже XIX и XX столетий он на волне промышленной, а затем и научно-технической революций, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Призванный создавать удобные и эстетичные вещи для человека, формировать комфортную предметную среду, индустриальный дизайн в ХХ веке начал стремительно расширять свои сферы. «От софы до среды города» – очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале ХХ столетия, «от иголки до самолета» – заявляли они в 1960-х (В. Аронов).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.55 Кб (Скачать файл)

Одним из ярко выраженных форм синтеза дизайна (его графических форм), архитектуры и градостроительства стало появление с середины ХХ века в пространственной среде города такого уникального явления как «суперграфика». Визуально трансформируя объемную композицию архитектурной или предметной формы, суперграфика при этом, как правило, подчиняется общей композиционной и сюжетной линии градостроительного ансамбля, играя в его структуре роль пространственной и смысловой доминанты (акцента).

Синтез дизайна и градостроительства проявился в формировании в условиях высотной застройки городских центров градостроительного партера – относительно автономного и независимого от общей архитектурно-планировочной композиции города пространства в уровне двух первых этажей застройки, оборудованного уличной мебелью и системой визуальных коммуникаций. В его организация преимущественно используются проектные методы дизайна, в частности «эргономическое проектирование» и «метод фирменных стилей». Градостроительный партер стал своего рода буфером между высотной архитектурой городских центров и человеком, функциональным, масштабно-пластическим, ин-формативно-психологическим, художественно-семантическим, обеспечивший в ХХ веке масштабный рост и развитие города вне явного конфликта с человеком.

Один из ведущих проектных методов дизайна «метод фирменных сти-лей» нашел свое использование и развитие в дизайне города, образуя на методологическом уровне своеобразный синтез с архитектурно-художественным стилеобразованием и превращаясь в локальный художественный стиль архитектурного ансамбля, призванный подчеркнуть его уникальность и индивидуальность, и отражая при этом в формообразовании определенные объективно действующие «законы места».

 

5. Дизайн вместе с эргономикой  принес с собой в пространственную  среду города более высокий  уровень комфортности. Соответственно, на смену широко распространенным  прежде терминам «афиша», «вывеска», «малая архитектурная форма»  в 1980-е гг. пришли понятия «уличная  мебель и оборудование», «визуальные  коммуникации», «медиа-фасады». Тем  самым на первый план, вместо  принципа «архитектурной ансамблевости», в рамках которого предметные формы рассматривались прежде всего как деталь общего художественного целого, была поставлена комфортность и информативность городской среды. Определенным кульминационным моментом в истории развития градостроительного партера стало появление во второй половине ХХ века пешеходных улиц – многофункциональных городских пространств с повышенным уровнем комфорта.

Следуюшим этапом развития комфортной среды города становится появление в конце ХХ века в его пространственной структуре «дизайн-пространств» – относительно компактных и соразмерных человеку, функционально продуманных и высокооснащенных технически пространств, обладающих интерактивностью и определенным уровнем интеллекта. Эти высококомфортные городские пространства микроуровня организуются отличными от традиционных архитектурных проектными и техническими средствами. Упор здесь делается на дизайн и эргономическое проектирование. В основе построения таких «дизайн-пространств» лежит основной принцип формообразования в постиндустриальном дизайне – «принцип эргоцентризма», ставящий во главу угла человеческий фактор. Формируемые в градостроительном партере высококомфортные, интеллектуальные дизайн-пространства организуют вокруг человека своеобразную оболочку (верхняя граница «эргоцентрической модели») и по уровню своей комфортности начинают стирать границу между внутренним и внешним пространством в городе.

 

6. В дизайне современного  города в концу ХХ века возникло новое направление для решение возникшей в условиях техногенной среды совре-менного города проблемы дефицита естественного природного компонента – «ландшафтный дизайн». Подчиненный общей философии дизайна ланд-шафтный дизайн дополняет существующий арсенал средств садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры современными проектными приемами дизайна, ставя первостепенной задачу формирования у зрителя ассоциативных образов живой природы, создания необходимого психологического комфорта в окружающей человека среде. Арсенал средств ландшафтного дизайна здесь в значительной степени пополняют приемы формирования таких художественно-стилевых течений как «зоооморфный дизайн», «оп-арт», «кинетическое искусство» и «эл-арт». Последние, преследовавшие цель создания динамических зрительных образов в пространстве и времени, привели к появлению в городской среде кинетических объектов, приводимых в движение действием ветра, воздушных масс и водяных струй, элетромагнитыми силами и моторами. Эти кинетические формы вместе с динамической архитектурной подсветкой,     свето-музыкальными инсталляциями, медиа-фасадами и «живыми картинами» рекламы на движущемся транспорте привносили в город (»застывшую музыку в камне») движение, а вместе с ним – и образы живой природы. Кроме того, кинетические формы и объекты оп-арта в городе стали первыми прообразами интерактивной предметно-пространственной среды.

 

7. Традиционная методология современной градостроительной практики базируется на общенаучном методе дедукции и включает ряд иерархически взаимосвязанных проектных уровней, расположенных по нисходящей: проект районной планировки – генплан города – ПДП градостроительного ансамбля – генеральный план отдельного архитектурного объекта. Однако построенные на методе дедукции, а тем самым неся в определенной степени односторонний характер, эти традиционные методы организации пространственной структуры города на основе индустриальных методов в условиях интенсивного процесса урбанизации и массового строительства привели во второй половине     ХХ века к возникновению ряда проблем, связанным с гипертрофированным масштабом новых градостроительных образований, в особенности в центрах городов, оторванностью их от естественного природного окружения, переусложненностью функционально-пространственной структуры, чрезмерной техногенностью предметной среды, разрушением композиционной целостности. Острота этих проблем в особенности ощущается в современных условиях постиндустриального общества, ориентированного на человеческий фактор. И решение многих из них, как показывает практика, сегодня невозможно без активного использования арсенала средств, накопленного городским дизайном.

На основе обобщения опыта средового подхода и проектных разработок по архитектурно-художественному оформлению городов, базировавшихся на сценарном подходе, в основе которого лежал общенаучный метод индукции, в работе была предложена альтернативная методологическая модель-концепция организации пространственной структуры города – «индуктивная градостроительная модель», основанная на принципе «эргоцентризма». В основе ее построения лежат «метод сценарных карт» и «принцип ярусности градостроительного партера», учитывающих психофизиологические особенности человека и, в первую очередь, – его зрительного восприятия.

Полученные в результате исследования альтернативная «индуктивная градостроительная модель» в соотнесении ее с традиционной «дедуктивной градостроительной моделью» позволили построить теоретико-методологическую модель-концепцию комплексной организации предметно-пространственной среды города, отражающей взаимодействие названных градостроительных моделей на различных иерархических уровнях пространственной организации города, представляя в итоге новый синтетический подход к гармоничной организации пространственной структуры города и её предметного наполнения.

 

1. Михайлов С.М. Три аспекта  реконструкции улицы Советской  в городе Оренбурге. По результатам XIV научно-проектного семинара Союза  Дизайнеров России//Вестник Оренбургского  государственного университета, 2005,    № 9 (сентябрь). С. 11-13 (0, 3 п.л).

2. Михайлов С.М., Михайлова  А.С. Становление универсального  проектного метода дизайнера  в первых школах дизайна –  Баухаузе и ВХУТЕМАСе в 1920-е гг.//Мир науки, культуры, образования, 2008, № 5 (декабрь). С. 104-106 (0,3 п.л. /0,15 п.л.).

3. Михайлов С.М. Пространство  как объект дизайнерской деятельности. Понятие «дизайн-пространство»//Мир  науки, культуры, образования, 2009,   № 6 [18] (ноябрь). С. 77-78 (0,3 п.л).

4. Михайлов С.М. Метод «фирменных  стилей» в организации предметно-пространственной  среды города//Дизайн и технологии, 2010, № 17(59). С. 22-28 (0,3 п.л).

5. Михайлов С.М. К понятию  «ландшафтный дизайн» в условиях  современной техногенной среды//Дизайн  и технологии, 2010, № 15(57). C. 21-23 (0,3 п.л).

6. Михайлов С.М. Метод «Сценарных  карт» в организации пред-метно-пространственной среды современного города//Мир науки, культуры, образования, 2009, № 6 [18] (ноябрь). С. 49-51 (0,3 п.л).

7. Михайлов С.М., Михайлова  А.С. Постиндустриальный дизайн: новые  виды синтеза//Декоративное искусство  и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ, 2009, № 4. С. 230-237. (0,3 п.л./0,15 п.л.).

8. Михайлов С.М., Белов М.И. Принципы организации предметно-пространственной  среды пешеходных улиц (1960-1980-е  гг.)//Мир науки, культуры, образования, 2010, №6 [25] (декабрь) Часть 2, С. 80-83 (0,4 п.л./0,2 п.л.).

9. Михайлов С.М., Белов М.И. Метод «фирменных стилей» в  ди-зайне пешеходных пространств города (на примере квартала «Николай-фиртель» в Берлине)//Мир науки, культуры, образования, 2010, №6 [25] (декабрь) Часть 1,  С. 37-39 (0,4 п.л./0,2 п.л.).

 

Монографии

10. Дизайн архитектурной  среды. Краткий терминологический  словарь-справочник/Н.Д. Дембич, В.И. Захаров, Л.В. Листовская, С.М. Михайлов/Под ред. С.М. Михайлова. – Казань: «ДАС», 1994. – 240 с.: ил. (8 п.л./3 п.л.).

11. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: Учеб. для вузов/Под ред. С.М. Михайлова. – Казань: «Новое знание», 1999. – 240 с.: ил. (16,5 п.л./11,5 п.л.).

12. Михайлов С.М. История  дизайна. Том 1: Учеб. для вузов. – М.: Со-юз Дизайнеров России, 2002. – 270 с.: ил. (16,5 п.л.).

13. Михайлов С.М. История  дизайна. Том 2: Учеб. для вузов. – М.: Со-юз Дизайнеров России, 2004. – 396 с.: ил. (24,75 п.л.)

14. Михайлов С.М., Михайлова  А.С. История дизайна. Краткий курс: Учебное пособие/Под ред. С.М. Михайлова. – М.: Союз Дизайнеров России, 2004. – 289 с.: ил. (18,12 п.л./12,6 п.л.)

15. Михайлов С.М., Михайлова  А.С. Основы дизайна: Учеб. для вузов/ Под ред. С.М. Михайлова. – Казань: Дизайн-квартал, 2008. – 288 с.: ил.          (30 п.л./ 21 п.л.).

 

Учебно-методические работы

16. Комплексное проектирование  предметно-пространственной среды  жилого района. Методические указан. к курс. проекту «Планировка и застройка жил. района» для студ. спец.-2901/С.М. Михайлов, О.Д. Григорьев, З.З. Сафин. – Казань: КИСИ, 1985. – 21 с.: ил. (1,5 п.л./0,5 п.л.).

17. Грубов В.А., Дембич А.А., Михайлов С.М. Градостроительное проектирование: Учебное пособие/В.А. Грубов, А.А. Дембич, С.М. Михайлов. –   Казань: КХТИ, 1985. – 56 с.: ил. (3,75 п.л./1,25 п.л.).

18. Дизайн жилой среды: Учебное пособие/В.И. Захаров, С.М. Михайлов. – Казань: КИСИ, 1992 (3 п.л./1,5 п.л.).

19. Композиционное моделирование  в учебном градостроительном  проектировании: Учебное пособие/А.А.Дембич, С.М. Михайлов. – Казань: КИСИ, 1993. – 49 с.: ил. (3 п.л./1,5 п.л.).

 

Научные статьи в других изданиях

20. Михайлов С.М. Пешеходная  торговая улица как форма простран-ственной организации культурно-бытового обслуживания в малом историческом городе – центре туризма (на примере городов Поволжья)//Архитектура Среднего Поволжья: Межвузовский сб. – Казань: КХТИ, 1982. – С. 35-38 (0,3 п.л.).

21. Михайлов С.М. Проект  благоустройства Ново-Южного района           г. Чебоксары//Архитектура СССР. – 1984, № 2. – С. 36-37 (0,3 п.л.).

22. Михайлов С.М., Григорьев  О.Д. Малая архитектура как инструмент  гармонизации пространственной  среды исторического города// Градостроительство  ТАССР: Межвузовский сб. – Казань: КХТИ, 1984. – С. 25-26 (0,2 п.л./0,1 п.л.).

23. Михайлов С.М., Романов  А.Г. Схема цветового оформления  города/ Экспресс-информация//Современ. состоян. и тенденции


Информация о работе Дизайн современного города