Дизайн современного города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:07, реферат

Краткое описание

ХХ век по праву называют «веком индустриального дизайна». Родившийся на рубеже XIX и XX столетий он на волне промышленной, а затем и научно-технической революций, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Призванный создавать удобные и эстетичные вещи для человека, формировать комфортную предметную среду, индустриальный дизайн в ХХ веке начал стремительно расширять свои сферы. «От софы до среды города» – очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале ХХ столетия, «от иголки до самолета» – заявляли они в 1960-х (В. Аронов).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.55 Кб (Скачать файл)

ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

ХХ век по праву называют «веком индустриального дизайна». Родившийся на рубеже XIX и XX столетий он на волне промышленной, а затем и научно-технической революций, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Призванный создавать удобные и эстетичные вещи для человека, формировать комфортную предметную среду, индустриальный дизайн в ХХ веке начал стремительно расширять свои сферы. «От софы до среды города» – очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале ХХ столетия, «от иголки до самолета» – заявляли они в 1960-х (В. Аронов). Вышел он и на улицы города: сначала робко, в виде отдельных, порой контрастных архитектурному контексту форм автомобилей, торговых киосков и телефонных будок; затем более активно, формируя целый комплекс предметного наполнения городских пространств, т.н. «градостроительный партер» , сменив традиционные «малые архитектурные формы» и вывески уличной мебелью и оборудованием системой визуальных коммуникаций и суперграфических композиций. Афишные тумбы исчезли, вытесненные билбордами и перетяжками, в большинстве случаев киоски, обрамление дверей и витрин стандартизировались, войдя в одно семейство с автозаправочными станциями (В. Глазычев, 2008). Тем самым было положено начало формирования нового вида проектно-художественной деятельности, а вместе с ними и нового направления в дизайне – «дизайна городской среды».

Определенным кульминационным моментом в развитии городского дизайна стало появление в 1960-е гг. в центрах многих европейских городов благоустроенных пешеходных улиц, оснащенных многопредметными гарнитурами уличной мебели и оборудования, системами визуальных коммуникаций . Организация таких предметно-пространственных комплексов велась, как правило, по заранее разработанному сценарию на основе единого тематического, композиционно-стилевого и колористического решения. В проектах пешеходных улиц и зон наметился новый подход к художественно-стилистической организации городского пространства с использованием метода «фирменных стилей», привнесенного в архитектуру города из индустриального дизайна. Кроме того, пешеходные зоны городских центров, в значительной степени стиравшие на уровне благоустройства и оборудования грань между интерьерными и экстерьерными пространствами, принесли с собой и новое представление о комфортности городской среды, как у ее потребителей, так и проектировщиков: пространственная среда впервые начала организовываться и оборудоваться с использованием принципов эргономики – одного из основных проектных методов дизайна. В результате этого в архитектурно-художественной организации городского ансамбля стало складываться новое мировоззрение с активным включением в этот процесс принципов и проектных методов индустриального дизайна.

В условиях интенсивного процесса урбанизации городской дизайн  достаточно быстро стал одним из самых распространенных средств организации эстетически выразительных городских ансамблей и комплексов, несколько потеснив традиционные малые архитектурные формы, монументально-декоративное искусство. Созвучные своему времени эргономичные, мобильные и легкозаменяемые элементы городского дизайна создавали своеобразный буфер, масштабный, функциональный, художественно-композиционный, визуально-семантический и др., между человеком и новой высотной застройкой города, обеспечив тем самым «высотный» и территориальный рост последнего вне явно выраженного конфликта с человеком .

Таким образом, организация предметно-пространственной среды города, как и исследование этого процесса, сегодня уже не может рассматриваться вне триады: «человек-дизайн-город» , отражающей современные веяния и происходящие в нашем обществе перемены. Каждая из составляющих этой триады, безусловно, имеет свою природу и развивается по собственным законам. Однако, несмотря на сущностные различия и определенную автономность, они находятся сегодня, как никогда ранее, в тесной взаимосвязи. И если две составляющие – «человек» и «город» – уже значительное время находятся в центре внимания ученых из разных областей знания, им посвящено множество научных статей, диссертационных работ, для их исследования созданы специальные НИИ и научные центры, то всестороннее изучение феномена ХХ века – дизайна, в том числе и городского, – пока еще ждет свой очереди. 

Термины «городской дизайн», как и его синоним «дизайн городской среды», уже прочно вошли в наш профессиональный лексикон. Сегодня они используются в обозначении номинаций многих конкурсов, выставок и фестивалей дизайна у нас в стране и за рубежом, в наименовании дизайнерских специальностей и специализаций в дизайнерских, архитектурно-художественных и технических вузах. При этом как самостоятельная область проектно-художественной деятельности дизайн городской среды сложился относительно недавно. Этим отчасти можно объяснить то, что это уникальное явление, возникшее на стыке дизайна, архитектуры и градостроительства, еще недостаточно осмыслено искусствоведами и теоретиками дизайна. До сих пор отсутствуют капитальные научные труды, комплексно охватывающие вопросы истории и теории дизайна городской среды, раскрывающие его специфику, временные и предметные границы, основные этапы развития.

В существующих исследованиях историков и теоретиков дизайна последний рассматривается, как правило, в системе «человек-дизайн», т.е. во взаимосвязи с вопросами эргономики, стиле- и формообразования, конструирования и технологии производства предмета. В центре внимания здесь находится, главным образом, форма предмета либо ряды идентичных форм (идентификация), выстроенные хронологически (исторический аспект) или типологически (типологический аспект). Как ряд предметных форм рассматривается здесь и дизайн городской среды. Согласно общей доктрине предметного дизайна, эти формы должны быть эргономичны и комфортны, технологичны в изготовлении и монтаже, иметь современный внешний вид. Вопросы взаимодействия этих дизайн-форм с архитектурным контекстом и пространственной композицией города в лучшем случае отодвигаются на второй план, либо не рассматриваются вовсе . Наряду с типологическим и историческим направлениями существует целая группа исследований в области дизайна культурологического характера, рассматривающих последний как социокультурное явление, определяя его роль и место в проектно-художественной и общечеловеческой культуре . Вопросы методологии формообразования, задачи композиционного и технического плана в этих исследованиях находятся на втором плане и специально не рассматриваются.

Исследования теоретиков архитектуры и градостроительства в области организации архитектурной и предметно-пространственной среды города в подавляющем большинстве своем можно отнести к системам «город и человек» и «город и дизайн». В первую группу входят труды, связанные с организацией зрительного восприятия архитектурно-пространственной среды города человеком , сценарным или средовым подходом к ее организации и повышением архитектурно-художественной выразительности . Второе направление главным образом составляют исследования в области организации различных подсистем города: цветосветовой и графической среды, систем визуальных коммуникаций и архитектурно-художественного оформления . Вопросы дизайна городской среды в обоих направлениях в определенной мере затрагиваются, однако они не являются объектом специального рассмотрения. При этом объекты городского дизайна здесь представляются как некое дополнение к архитектуре города, носящее, как правило, временный, а вследствие этого и второстепенный характер. Такое положение вещей в целом отвечало доктрине набиравшего обороты в ХХ веке послевоенного индустриального общества.

Ситуация начала кардинально меняться в настоящее время с переходом индустриального общества в постиндустриальное. Современная постиндустриальная цивилизация  ставит во главу угла т.н. «человеческий фактор»: повышение качества жизни человека, персональный комфорт, рост производства нематериальных форм богатства и виртуальных услуг, экологизацию социально-экономического развития и новый тип взаимоотношения человека с природой в качестве органической части общей системы «человек-общество-природа». Фундамент динамичного компьютерно-роботизированного общества составляют наукоемкие и ресурсосберегающие так называемые «высокие технологии». К ним относится микроэлектроника, информатика, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биоинженерия, нанотехнологии и т.п. При этом ориентация ведется на мелкосерийное производство с увеличением количества модификаций од-ного и того же вида товара и услуг.

Современный дизайн окружил человека миром удобных орудий труда предметов быта, принеся с собой «умные вещи», обладающие определенным уровнем интеллекта и интерактивностью – способностью реагировать на поведение человека, вплоть до изменений его эмоционального состояния. Дизайн постиндустриального общества вышел далеко за границы проектирования отдельных промышленно изготовляемых предметов и предметных комплексов – гарнитуров, сервизов, комплектов, наборов. Сегодня он формирует предметно-пространственную среду человека в целом, и не только в переносном (философском) понимании, но и в прямом значении этих слов. Следует отметить, что в процессе развития цивилизации и сам дизайн претерпевает значительные изменения, превращаясь в «постиндустриальный», все больше и больше отличаясь от раннего функционального дизайна кон. ХIХ – нач. ХХ вв., при этом по ряду позиций сближаясь с архитектурой и декоративно-прикладным искусством. Находясь под влиянием и влияя определенным образом на последние, дизайн вступает с ними в контакт и образует новые формы проектно-художественного синтеза.

Происходящая смена ценностных ориентиров в постиндустриальном обществе на фоне развития «умных объектов» меняет в значительной степени представления о комфортности среды обитания человека . А это в свою очередь и перед дизайнером выдвигает качественно новые задачи в организации предметно-пространственной среды «ансамблевого типа – новой волны синкретизма» .

Происходящее сегодня активное и широкомасштабное внедрение дизайна в пространственную среду города все еще носит в значительной степени спонтанный характер, вызывая тем самым необходимость энергичного поиска научно обоснованного механизма управления этим процессом в комплексе с решением задач архитектурно-художественной и планировочной организации пространственной структуры города. Эта проблема приобретает особую остроту и значимость в связи с наметившимися переменами в условиях перехода нашего общества в новую стадию своего развития – постиндустриальную. Выявление современных прогрессивных тенденций в области дизайна города, выработка научно обоснованных принципов, различных концептуальных и теоретических моделей организации предметно-пространственной среды города, отражающих современные тенденции постиндустриальной формации, становятся одним из центральных вопросов в фундаментальных исследованиях архитекторов, градостроителей и дизайнеров.

Таким образом, актуальность моей работы   определилась тремя группами проблем, связанных с отсутствием в настоящее время капитальных трудов и комплексных исследований по истории становления и развития дизайна городской среды, недостатком теоретико-методологического обеспечения организации предметно-пространственной среды города, а также происходящими кардинальными изменениями в дизайне, в т.ч. дизайне городской среды, в условиях современного постиндустриального общества.

 

Поставленная цель обозначила основные задачи исследования:

1. в рамках исследования системы «человек-предмет» раскрыть основные особенности развития дизайна в условиях современного постиндустриального общества;

2. выявить современные тенденции в области организации предметно-пространственной среды города (в системе «дизайн-город»);

3. разработать теоретико-методологическую модель комплексной организации предметно-пространственной среды современного города с учетом «человеческого фактора»  (построение системы «человек-дизайн-город»).

Объектом исследования стал дизайн городской среды как особая форма синтеза, возникающая в результате взаимодействия:

- дизайн-формы (предметной, цветовой, световой, графической – дизайнерский аспект),

- архитектурной формы (объемно-пространственный  аспект),

- градостроительной формы (пространственно-планировочный аспект)

во взаимосвязи с «человеческим фактором», отражая в результате работу системы-триады «человек-дизайн-город» .

При этом особое внимание в работе уделяется дизайну техногенной городской среды высокоурбанизированных образований, в которых многие современные проблемы дизайна городской среды наиболее ярко выражены.

 

Предметом исследования является методология организации предметно-пространственной среды города в комплексе с вопросами формообразования в дизайне, архитектуре и градостроительстве в условиях современного постиндустриального общества.

 

Временные границы исследования

Историко-временные рамки исследования охватывают период кон. XIX – нач.XXI вв. – время расцвета предметного дизайна в условиях индустриальных технологий и его динамичного внедрения в среду города. При этом определенный акцент делается на настоящем времени с выявлением тенденций в области дизайна городской среды в условиях постиндустриального общества.

 

Гипотеза исследования

Современное постиндустриальное общество выдвигает на первый план «человеческий фактор» – повышение качества жизни человека с его индивидуальными особенностями, персональными запросами и творческими мироощущениями; производство нематериальных форм богатства и услуг; экологизацию социально-экономического развития и новый тип взаимоотношений человека с природой. В определенной мере существующую ситуацию по размаху и гуманитарной направленности можно сравнить с эпохой Возрождения. Но возрождение в условиях динамики научно-технического прогресса постиндустриального общества происходит на качественно новом техническом и технологическом уровне, включая информационные и нанотехнологии, биогенную инженерию и др. революционные области современной цивилизации. Кардинальные перспективные изменения во многом коснутся предметного и пространственного окружения человека, отражая его новые потребности и представления о комфорте и синтезе архитектонических искусств и прикладных наук о человеке и его окружении.

Достижение этих целей, связанных с формированием окружающей человека высоко комфортной предметно-пространственной среды, становится возможным при комплексном подходе к организации пространственной структуры современного города и его предметного наполнения, который включает, с одной стороны, традиционную архитектурно-градостроительную методологию, базирующуюся на общенаучном принципе дедукции (»от общего к частному» – от организации систем расселения до генерального плана отдельного архитектурного ансамбля, здания и окружающего его благоустройства), а, с другой стороны, новый альтернативный метод, в основе которого лежит формообразующий принцип постиндустриального дизайна – «эргоцентризм», – идущий пошагово от человека, его психофизиологии, особенностей зрительного восприятия, эргономики к пространственной структуре архитектурного ансамбля и города в целом (»от частного к общему» – общенаучный принцип индукции). Комплексная организация предметно-пространственной среды города при этом подразумевает учет самых новейших тенденций в области предметного дизайна, архитектуры и градостроительства, отражающих современный научно-технический уровень постиндустриальной цивилизации.

Информация о работе Дизайн современного города