Дизайн современного города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:07, реферат

Краткое описание

ХХ век по праву называют «веком индустриального дизайна». Родившийся на рубеже XIX и XX столетий он на волне промышленной, а затем и научно-технической революций, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Призванный создавать удобные и эстетичные вещи для человека, формировать комфортную предметную среду, индустриальный дизайн в ХХ веке начал стремительно расширять свои сферы. «От софы до среды города» – очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале ХХ столетия, «от иголки до самолета» – заявляли они в 1960-х (В. Аронов).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.55 Кб (Скачать файл)

«Метод сценарных карт» в организации пространственной среды архитектурно-градостроительного ансамбля . В его основе лежит сценарный подход к организации предметно-пространственной среды города, согласно которому композиция градостроительного ансамбля представляется в форме видеоряда зрительных картин (видовых кадров), построенных по специально разработанному сценарию . И она раскрывается зрителю по подобию пространственно-временных искусств постепенно – в процессе его движения. Поэтому пути движения зрителя и получаемая им информация (объем, содержание, последовательность) получает решающее значение в построении пространственно-временной композиции градостроительного ансамбля. Для этого составляется «сценарная карта» – схема планировочного характера, на которой выделяются главные «зрительные каналы» – пути движения зрителя, условно разделенные на отрезки – «носители информации» (зрительных кадров) . Полученная в результате идеализированная картограмма частоты смены зрительных кадров – сценарная карта – становится материальной основой для последующего составления самого архитектурно-художественного сценария развития пространственно-временной композиции градостроительного ансамбля. В этом сценарии «прописываются» конкретные средства его реализации: цветографические и пластические, места размещения и формообразование объектов мо-нументально-декоративного искусства и городского дизайна, организации микропластики земли и благоустройства и др. При этом следует отметить, что метод сценарных карт может использоваться не только в условиях организации предметно-пространственной среды существующего градо-строительного ансамбля, но и на стадии формирования планировочной структуры вновь проектируемого объекта, влияя тем самым и на выбор объемных архитектурных средств. Таким образом, уместным становится говорить о «индуктивной градостроительной модели» как о новом, альтернативном традиционному подходе к организации пространственной структуры города .

 

Раздел 3.3. «Теоретико-методологическая модель-концепция комплексной организации предметно-пространственной среды города» по-священ теоретико-методологической модели-концепции дизайна города, диалектически объединяющей в себе традиционный дедуктивный и альтернативный индуктивный подходы к организации пространственной структуры города.

Полученная в результате исследования и проектных экспериментальных поисков альтернативная «индуктивная градостроительная модель» во многом дополняет существующую традиционную «дедуктивную градостроительную модель», а вместе они фактически представляют собой «две стороны одной медали» – диалектический подход к организации пространственной структуры города и его предметного наполнения, основу для построения «теоретико-методологической модели-концепции комплексной организации предметно-пространственной среды города».

Охватывая различные уровни пространственной организации – от систем расселения до генерального плана отдельного архитектурного объекта (дедуктивная модель) и от предметного окружения человека до предметно-пространственной среды градостроительного ансамбля (индуктивная модель), – обе модели касаются объемно-пространственной композиции как на уровне отдельного сооружения, так и проекта детальной планировки архитектурно-градостроительного ансамбля. Их объединяющим звеном становится сценарная карта, носящая с одной стороны планировочный характер, а с другой стороны, отражающая психофизиологические особенности восприятии человека.

Принцип ярусности в организации предметно-пространственной среды архитектурно-градостроительного ансамбля. Наряду со сценарной картой, регламентирующей пространственную композицию архитектурно-градостроительного ансамбля «по горизонтали», в работе был сформулирован принцип «ярусности» в организации предметно-пространственной среды архитектурно-градостроительного ансамбля, отражающий развитие его пространственной композиции «по вертикали» . 

В результате исследований третьей главы выявлены особенности организации предметно-пространственной среды города в рамках традиционного дедуктивного подхода, сформировавшегося в условиях индустриально развитого общества середины ХХ века, в т.ч. возникшие здесь проблемы – композиционные, экологические, масштабности высотной застройки, информативности и художественной выразительности.

В то же время был разработан альтернативный подход к организации пространственной структуры города, базирующийся на общенаучном методе индукции и берущий свои истоки в контекстуализме (средовом подходе) конца ХХ века. Идущий «от человека», основанный на принципе эргоцентризма, отражающий современные веяния постиндустриального общества, дополняя существующий дедуктивный подход, он способен в значительной мере решить возникшие проблемы в организации предметно-пространственной среды в рамках традиционного градостроительства.

Все это позволило в итоге сформировать теоретико-методологическую модель-концепцию дизайна города, диалектически объеди-няющую в себе традиционный дедуктивный подход (дедуктивную градостроительную модель) и разработанный в процессе исследования альтернативный индуктивный подход к организации пространственной структуры города (индуктивную градостроительную модель).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа является итогом многолетних научно-исследовательских, учебно-методических и проектно-практических работ автора в области организации предметно-пространственной среды города как актуальной и перспективной творческой архитектурно-дизайнерской проблемы. На его основе, а также обобщения существующего исторического и теоретического опыта автором сформулировано новое направление в теории и практике архитектурной деятельности – дизайн города, которое представлено в работе как обособленный вид проектно-художественной деятельности, основанный на синтезе дизайна с монументально-декоративным искусством, архитектурой и градостроительством, направленный на комплексную организацию предметно-пространственной среды города, включая различные иерархические уровни: предметный, объемно-пространственный (архитектурный), пространственно-планировочный (градостроительный); отвечающий современным представлениям о функциональности, информативности и художественной выразительности городской среды, ее комфортности.

Впервые представлен целостный взгляд на решение проблем дизайна городской среды в виде теоретико-методологической концепции ком-плексной организации предметно-пространственной среды города. Она объединяет в себе два методологических подхода к организации простран-ственной структуры города:

1. традиционную методологию градостроительного проектирования, основанную на общенаучном принципе дедукции, решающую проектные задачи по снисходящей от стратегических экономгеографических моделей и схем районной планировки к генеральным планам и проектам детальной планировки ансамблей и отдельных архитектурных объектов и элементов благоустройства;

2. альтернативный подход, начавший формироваться в лоне средового проектирования конца ХХ века, идущий от человека, его предметного окружения к организации предметно-пространственной среды и пространственно-планировочных структур; базирующийся на общенаучном методе дедукции.

Таким образом, предлагаемая синтетическая модель-концепция выво-дит организацию предметно-пространственной среды города на качественно новый уровень, соотнося ее с традиционными методами градостроительного проектирования, с одной стороны, и человеком-индивидумом постиндустриальной формации с учетом ценностных ориентиров и представлений о комфорте, с другой стороны, а также наметившимися современными тенденциями в дизайне городской среды. В ней впервые человек (потребитель), дизайн (предмет) и город (пространство) рассматриваются как составляющие и взаимовлияющие  компоненты единой триады «человек-дизайн-город», являющейся главным объектом современной проектной деятельности архитектора-дизайнера при организации предметно-пространственной среды города.

 

Основные выводы исследования

Обобщение результатов проведенного исследования в области дизайна городской среды позволяет сделать следующие выводы:

1. На рубеже ХХ и ХХI вв. в условиях постиндустриального общества обозначился переход индустриального дизайна в новое качество – производство предметов потребления вне индустриального направления с использованием новейших информационных технологий, с превалированием в объектах проектирования эмоциональной и эргономической составляющих, с высоким уровнем индивидуальности объектов дизайна. Дизайн в обществе информационных технологий вступил в новую стадию своего развития – постиндустриальную. Его отличительными признаками являются:

- миниатюризация предметов  – объектов дизайна, когда «форма  предмета перестает следовать  строго за функцией», а начинает  «следовать за эргономикой»;

- виртуальность – кибер-дизайн, бестелесный дизайн, при котором «форма предмета начинает терять свою материальность»;

- искусственный интеллект  предметов (»умные вещи») – окружающие  человека предметы все больше  превращаются из послушных «слуг»  в «партнеров» и «форма предмета  начинает следовать за эмоцией  человека»;

- интерактивность – реагирование  предмета на поведение человека, включая изменения его эмоционального  состояния, а также перемены окру-жающей обстановки; форма предмета теряет свою жесткую предопределенность и предсказуемость, превращаясь в более гибкую «форму-хамелеон».

Постиндустриальный дизайн принес с собой и новые формы синтеза как с различными видами проектно-художественной культуры (архитектурой, градостроительством, скульптурой и декоративно-прикладным искусством), нашедшим выражение в появлении таких новых художественно-стилевых течений, как «хай-тек», «арт-дизайн», «эл-арт», «кинетическое искусство», а также в рамках системы «человек-предмет», который кардинально меняет существовавшие до сих пор традиционные формы тактильно-визуального контакта человека с предметом; такой синтез происходит на различных уровнях – интеллектуальном, психоэмоциональном, биомеханическом.

2. Современное постиндустриальное  общество выдвинуло доктрину  «Нового Ренессанса», поставив во  главу угла человеческий фактор, связывая свое развитие с повышением  качества жизни человека, его  духовным ростом, новым типом  взаимоотношений с природой. И  в постиндустриальном дизайне  особое место получает эргономика, призванная обеспечить максимально  удобные для человека предметы  и комфортную среду. При этом  эргономика значительно расширяет  свои как объектные, так и предметные  границы. Сегодня уместным становится  говорить о «биоэргономике» (ее микроуровень), и «эргономике пространства» (ее мега уровень). В условиях интеллектуального общества эргономика начинает касаться не только традиционных аспектов, связанных с антропометрией и моторикой человека, но и его эмоциональной составляющей, эстетикой предметов и среды. Тем самым в постиндустриальном дизайне выдвигаются новые направления теоретических и прикладных исследований и экспериментальных поисков.

 

3. В работе предлагается  «эргоцентрическая модель предметного формообразования» в постиндустриальном дизайне, в основе которой лежит система «человек-предмет». Проектная модель представляет собой ряд иерархических уровней – взаимосвязанных и взаимопроникающих друг в друга предметных и пространственных «оболочек человека», обеспечивающих ему комфортные условия для функциональных процессов жизнедеятельности:

- «биомеханический уровень»  «диффузионного» и непрерывного  так-тильного контакта человека с предметом, предусматривающий взаимопроникновение друг в друга (медицинские протезы, киборг-дизайн);

- «уровень продолжительного  тактильного контакта» составляет  одежда и аксессуары, в которые  облачается человек (и, как особая  их форма, экзоскелет), с которыми он непосредственно соприкасается и которые обеспечивают удобство и комфорт для человеческого тела и его движений;

- «уровень кратковременного  сенсорного контакта и моторики»  – предметное окружение человека, с которым он вступает в  непосредственный кратковременный  сенсорный контакт, но оно, в отличие  от предыдущего, определяется преимущественно  моторикой, связанной с выполнением  определенных функциональных действий  человека с предметом;

- «уровень зрительного  контакта» – предметно-пространственное  окружение, с которым человек  вступает в визуальный контакт, соответственно, организация предметно-пространственное  окружение во многом определяется  особенностями психофизиологии  человеческого восприятия.

Пограничными областями «эргоцентрической модели» являются архитектурное пространство (верхняя граница) и область биогенного синтеза (нижняя граница).

Рассматривая предметно-пространственную среду как своеобразную систему оболочек, развивающихся от человека, эргоцентрическая проектная модель, таким образом, определяет принципиально новый системный подход к организации пространства на микроуровне (человек-предмет), с использованием иных, кардинально отличных от архитектурных, проектных принципов, основанных на философии постиндустриального дизайна

4. Одной из перспективных  областей постиндустриального дизайна сегодня является дизайн города (городской дизайн), призванный обеспечить масштабную, информационно насыщенную, функционально и психологически комфортную предметно-пространственную среду для человека. Как самостоятельный вид проектно-художественной деятельности дизайн городской среды сформировался во второй половине ХХ века как особый вид синтеза дизайна с архитектурой, градостроительством, монументально-декоративным искусством, став своего рода феноменом двадцатого столетия. Он имеет свой обособленный объект проектной деятельности и арсенал исследовательских и проектных методов.

При этом от архитектуры и градостроительства городской дизайн перенял такие признаки и особенности и черты, как ансамблевость, стремление к уникальности общего композиционного решения, образность и художественную выразительность, контекстуализм. Методология и философия индустриального дизайна проявляются в использовании высокотехнологичных методов в производстве формирующих градостроительный партер элементов, методов эргономического проектирования, метода «фирменных стилей» и использование в формообразовании элементов предметного наполнения городской среды актуальных художественно-стилевых течений индустриального и  постинду-стриального дизайна.

Информация о работе Дизайн современного города