Дизайн современного города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:07, реферат

Краткое описание

ХХ век по праву называют «веком индустриального дизайна». Родившийся на рубеже XIX и XX столетий он на волне промышленной, а затем и научно-технической революций, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Призванный создавать удобные и эстетичные вещи для человека, формировать комфортную предметную среду, индустриальный дизайн в ХХ веке начал стремительно расширять свои сферы. «От софы до среды города» – очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале ХХ столетия, «от иголки до самолета» – заявляли они в 1960-х (В. Аронов).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.55 Кб (Скачать файл)

Глава 2. «Дизайн и город: дизайн городской среды как особый вид проектно-художественного синтеза» включает три раздела, раскрывающие становление дизайна городской среды как обособленного вида проектно-художественной деятельности и его современные тенденции в условиях постиндустриального общества.

Раздел 2.1. «Становление дизайна городской среды как вида про-ектно-художественного синтеза» раскрывает понятие и предпосылки ста-новления «дизайна города» («дизайна городской среды») как особого вида проектно-художественной деятельности, возникшей в результате синтеза дизайна с архитектурой и градостроительством, монументально-декоративным искусством, скульптурными и предметными формами в пространственной среде города.

Комплексный подход к организации предметно-пространственной среды города. Динамичное развитие дизайна и его переход в начале прошлого века в индустриальную стадию (с самостоятельным объектом проектирования, методологическим и проектным инструментарием) привели к значительному расширению его предметных границ. Уже в первой половине ХХ в. методы дизайна стали использоваться и при организации предметно-пространственной среды города. Особо в этом динамично развивающемся процессе следует отметить новые формы предметного искусства в Советской России, где в 1920-е гг. начал зарождаться комплексный подход к организации предметно-пространственной среды города с использованием проектного инструментария дизайна, архитектуры, монументального и декоративного искусства. Это проявилось в виде:

- монументально-декоративного  оформления городских центров  для празднеств и гуляний, военных  парадов и шествий: использование  широкого арсенала художественно-декоративных  средств, включая нетрадиционные  для архитектуры динамические  и кинетические установки (предметные  формы) в пространственной среде  города ;

- проектных концепций  и схем цветовой организации  города .

В послевоенное время в условиях восстановления и всеобщего подъема мировой экономики получают быстрое развитие международные выставки, спортивные и общественные форумы, в восстанавливаемых центрах городов создаются пешеходные улицы как особая форма общественно-торговых центров. Все это дало толчок развитию дизайна в городской среде, появлению новых форм ее организации. Среди них:

- системы визуальных коммуникаций  в крупных городских торговых  и административных центрах, транспортно-коммуникационных  узлах (вокзалах, морских и аэропортах);

- фирменные графические  стили общественных форумов, спортивных  состязаний (олимпийские игры, спортивные  чемпионаты, спартакиады и пр.), промышленно - торговых ярмарок, выставок и др. крупных событий;

- проекты колористического  решения, вечерней подсветки, монументальной пропаганды и художественно-декоративного оформления городов и их ансамблей.

Уровни организации предметно-пространственной среды города. Пространственная среда города и ее предметное наполнение – сложный объект дизайнерской деятельности. В его структуре можно выделить как минимум три иерархических уровня:

1. уровень единичных объектов – отдельные сооружения архитектуры, скульптурные и предметные формы – «элементы городского дизайна»;

2. уровень архитектурных ансамблей и градостроительных комплексов - общественные центры, жилые образования и др., для которых проектируются гарнитуры уличной мебели и оборудования, системы визуальных коммуникаций, разрабатывались принципы формообразования предметно-графического ряда (фирменные стили);

3. уровень планировочных схем градостроительного характера – проекты колористической, световой организации города, его комплексного архитектурно-художественного оформления и т.п. 

Все это определило предметные границы и методологическую основу новой области дизайнерской деятельности – дизайна городской среды.

Окончательно как самостоятельный вид проектно-художественной деятельности городской дизайн сформировался во второй половине двадцатого столетия как особая форма синтеза дизайна с архитектурой, градостроительством и монументально-декоративным искусством, став своего рода феноменом ХХ века . Постепенно выкристаллизовывается объект его деятельности и арсенал исследовательских и проектных методов.

При этом от архитектуры и градостроительства городской дизайн перенял такие черты, как ансамблевость, стремление к уникальности общего композиционного решения, образность и художественную выразительность, контекстуализм. Методология и философия индустриального дизайна проявились в использовании индустриальных методов и новейших технологий в производстве формирующих предметный слой города элементов, эргономического подхода к его организации, метода «фирменных стилей» и новомодных тенденций дизайна в художественно-стилевом формообразовании.

Градостроительный партер. Становление и развитие городского дизайна в условиях динамичного процесса урбанизации (высотной застройки городских центров) привели к формированию в центральных зонах крупных городов градостроительного партера – организации пространства и его предметного наполнения в уровне двух первых этажей застройки в определенной степени автономной и независимой от общей архитектурно-художественной композиции и образно-стилистического. В формировании градостроительного партера наряду с архитектурно-градостроительными средствами, с помощью которых происходила фиксация в пространстве ее «опорных точек» (наиболее значимых функциональных и композиционных узлов), особо активно использовался арсенал проектных методов дизайна. Градостроительный партер в определенной степени можно рассматривать как некую форму синтеза дизайна и градостроительства при организации пространственной структуры города и ее предметного наполнения. 

Метод фирменных стилей в дизайне города. Рожденный в лоне индустриального дизайна, будучи одним из ведущих его проектных инструментов, «метод фирменных стилей» в дизайне города нашел свое развитие и свои специфические особенности, образуя своеобразный вид взаимодействия с архитектурно-художественным стиле образованием. Метод фирменных стилей в дизайне города в соотнесении с архитектурным контекстом перенимает его определенные качества, становясь «индивидуальным (локальным) архитектурно-художественным стилем ансамбля», призванным выявлять его уникальность, отражая в формообразовании объектов городского дизайна определенные объективно действующие «законы места» .

Суперграфика как синтез дизайна, архитектуры и градостроительства. Одним из ярких проявлений синтеза дизайна (его графических форм), архитектуры и градостроительства стало широкое распространение в городской среде с середины ХХ в. такого нового в архитектуре города явления как «суперграфика», визуально независимой от плоскости или объема сооружений, на которых она изображается, как правило, зрительно их трансформирующей и предметной форме в целом. Ее отличие от также контрастирующей в архитектурной среде рекламы заключается в идейно-смысловой или сюжетной направленности, подчеркнутой декоративности. Трансформируя визуально отдельную объемную форму суперграфика, при этом, как правило, подчиняется общей композиционной и сюжетной линии градостроительного ансамбля, становясь в его структуре пространственной и смысловой доминантой (акцентом) .

Появившись изначально в городе на архитектурных объемах, причем зачастую как средство реабилитации художественно деградированных объектов, супер графика затем нашла широкое распространение и в скульптуре, предметных формах, объектах городского дизайна и транс-порта.

Пешеходная улица: идеальная комфортная среда города. Дизайн принес с собой в пространственную среду города более высокий уровень комфортности. И на смену широко распространенному прежде термину «малая архитектурная форма» в 1980-е гг. пришло понятие «уличная мебель и оборудование». Тем самым на первый план была выдвинута «комфортность» городской среды, вместо «архитектурной ансамблевости», в рамках которой предметные формы рассматривались в первую очередь как функциональные и художественно-декоративные элементы общего архитектурного ансамбля. Теперь предметные формы в городской среде, по подобию интерьерной мебели и оборудования, в первую очередь, должны были стать максимально функциональными, удобными и эргономичными, а также современными и технологичными в производстве.

Определенным кульминационным моментом в истории развития градостроительного партера и городского дизайна в целом стало распространение в Европе в 1960-е гг. пешеходных улиц, задавших новую планку в представлениях о комфорте городской среды. Стремление сделать пространство пешеходных улиц и их оборудование столь же комфортным как интерьерное потребовало обратиться к новому в то время виду проектно-художественной деятельности – дизайну, – обладавшему уникальными проектными методами «эргономики» и «фирменных стилей». Функционально насыщенные , благоустроенные, оснащенные уличной мебелью и системой визуальных коммуникаций, решенные в едином стилевом ключе, включая колористику, графические композиции и шрифты, предметное формообразование, они на многие годы стали визитной карточкой того или иного города, излюбленным местом прогулок горожан и своего рода идеалом представлений комфортной городской среды.

Динамичные предметные формы в городской среде. Развитие таких художественно-стилевых постмодернистских течений в дизайне как «оп-арт» и «эл-арт», нацеленных на создание динамических зрительных образов в пространстве и времени, привело к появлению в городской среде кинетических объектов, приводимых в движение действием ветра и водяных струй, электромагнитными силами и моторами. Эти кинетические формы вместе с динамической вечерней подсветкой зданий и сооружений, свето-звуковыми эффектами и «живыми картинами» рекламы на движущемся транспорте привносили в город движение, а вместе с ним и жизнь в «застывшую музыку в камне». Кроме того кинетические объекты и объекты оп-арта в городе создали предпосылки и стали первыми прообразами интерактивной предметно-пространственной среды.

 

Раздел 2.2. «Дизайн города: современные тенденции» посвящен выявлению новейших тенденций в области современного городского дизайна.

В процессе исследования современного отечественного и зарубежного опыта были выявлены наметившиеся тенденции в дизайне городской среды, проявляющиеся в «интерактивности и интеллектуальности», «ландшафтной морфологии» в формообразовании элементов городского дизайна, формировании «локальных архитектурно-художественных стилей» градостроительных ансамблей и комплексов, «появлении высококомфортных городских пространств», «стирании границ между интерьерными и экстерьерными пространствами в городе».

Интерактивность и интеллектуальность предметно-пространственной среды города (эмоционально-психологический аспект). Такие тенденции постиндустриального дизайна как интерактивность и интеллектуальность предметов, проявившие себя в предметном дизайне («умные вещи»), находят все большее отражение и в дизайне города. Однако в отличие от интеллектуальных форм предметного дизайна, ориентируемых зачастую на конкретного индивидуального пользователя, дизайн городской среды в лучшем случае может реагировать на группы потребителей, объединенных по определенному функционально-целевому, социально-демографическому и др. признаку. И «индивидуализация предметов» в дизайне городской среды происходит в рамках их узкой специализации (среда для детей, среда для инвалидов, среда для туристов и т.д.) и по пути расширения числа этих специализаций, а также придания объектам городского дизайна свойств «адаптироваться» под различные группы потребителей, т.е. обладать таким образом определенным интеллектом и интерактивностью. Дизайн города в итоге призван увязывать все эти многоаспектные и узкоспециализированные компоненты в единое целое, функционально, композиционно, стилистически. При этом дизайн городской среды не исключает присутствие в городской среде и «умных вещей» в традиционном понимании этого термина – различных торговых, информационных и др. технических устройств – автоматов, способных реагировать на поведение человека, вступая в диалог с ним.

Ландшафтная морфология в формообразовании элементов городского дизайна (экологический аспект). В дизайне постиндустриального общества, ставящего во главу угла экологический подход к организации окружающей среды, появилось новое направление «ландшафтный дизайн», нацеленное на решение актуальных проблем современного техногенного общества, связанных с дефицитом естественного природного компонента в окружающей человека предметной среде. Подчиненный общей философии дизайна, ландшафтный дизайн дополняет существующий арсенал средств садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры современными проектными приемами и методами дизайна, ставя первостепенной задачу формирования у зрителя ассоциативных образов живой природы, создания необходимого психологического комфорта в окружающей его среде («плывущие» в зеркальном фасаде «живые» облака, стекающие по бетонной стене струи «живой» воды, образы ветвей «живых» деревьев в металлоконструкциях) .

Локальные архитектурно-художественные стили ансамбля (художественно-стилистический аспект) как средство индивидуализации, повышения художественной выразительности, стилистической и пространственной целостности архитектурно-градостроительного ансамбля и образности города в целом. В основе формирования локального архитектурно-художественного стиля градостроительного ансамбля лежит метод «фирменных стилей», взятый из арсенала средств индустриального дизайна. Однако, в отличие от последних, локальный архитектурно-художественный стиль базируется на более глубоких пред проектных исследованиях и носит более объективный характер. Кроме того, использование метода фирменных стилей в архитектуре тесным образом связано с определенным природным и архитектурным контекстом.

В исторически сложившихся архитектурно-градостроительных ситуациях такой «локальный архитектурно-художественный стиль» выполняет, как минимум, следующие четыре группы задач:

1. формирование художественно-стилистической целостности архитектурного ансамбля;

2. повышение художественной выразительности архитектурно-градостроительного градостроительного ансамбля и выявления его индивидуальности и уникальности;

3. выявление «законов места» – общих принципов художественного стиле образования ;

4. возрождение исторически ценных семантических характеристик – опираясь на исторически ценные, порой утраченные, компоненты архитектурно-градостроительного ансамбля локальный архитектурно-художественный стиль, возрождая их, становится своеобразной «памятью места» .

Таким образом, локальный архитектурно-художественный стиль ансамбля, перенимая определенные качества «фирменного стиля» в дизайне и «исторического художественного стиля» в архитектуре, но существенно отличается от них, представляя собой самостоятельное и уникальное явление в дизайне города.

Информация о работе Дизайн современного города