Шпаргалка по "Арбитражному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 22:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Арбитражному процессу"

Вложенные файлы: 1 файл

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

— 220.88 Кб (Скачать файл)

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части  решения должны быть указаны:

1) наименование лица, обязанного  уплатить сумму задолженности,  его место нахождения или место  жительства, сведения о его государственной  регистрации;

2) общий размер подлежащей  взысканию денежной суммы с  определением отдельно основной  задолженности и санкций.


 

53-РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ  ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Рассмотрение дел о  привлечении к административной ответственности: Арбитражный суд  в порядке административного  судопроизводства рассматривает дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Привлечение к административной ответственности должно быть связано с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Порядок рассмотрения этих дел определяется по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными КоАП РФ и нормами АПК РФ, касающимися административного судопроизводства. Таким образом, сам порядок административного судопроизводства определен в АПК, КоАП содержит положения о назначении административного наказания, порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях и др.

Основание для возбуждения  производства по делу – заявление органа или должностного лица, уполномоченных в соответствии с КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях (далее – административные органы). Круг таких лиц определен в ст. 28.3 КоАП (должностные лица ОВД (милиции), налоговых органов, таможенных органов и пр.).

Составы административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, определены статьей 23.1 КоАП. Например, производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (статья 6.14 КоАП).

Заявление о привлечении  к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (территориальная подсудность). Когда место нахождения или место жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, неизвестно или это лицо находится или проживает за пределами Российской Федерации, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Заявление о привлечении  к административной ответственности  подается в арбитражный суд в  письменной форме, подписывается заявителем или его представителем и должно содержать следующие данные:

• наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

• наименование заявителя, его  должностное положение и его  местонахождение;

• дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

• должность, фамилия и  инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

• сведения о лице, в отношении  которого составлен протокол об административном правонарушении;

• нормы закона, предусматривающего административную ответственность  за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

• требование заявителя о  привлечении к административной ответственности;

• перечень прилагаемых документов.

Заявитель обязан направить  другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых  к нему документов, которые у них  отсутствуют, заказным письмом с  уведомлением о вручении.

К заявлению обязательно  прилагается протокол об административном правонарушении и документы, прилагаемые к протоколу.

В случае несоблюдения требований, предъявляемых к заявлению о привлечении к административной ответственности, заявление может быть оставлено без движения либо возвращено заявителю.

Дела о привлечении  к административной ответственности  рассматриваются в судебном заседании  судьей единолично в срок, не превышающий  пятнадцати дней со дня поступления  в арбитражный суд соответствующего заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству  и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен КоАП.

Арбитражный суд может  продлить срок рассмотрения дела не более  чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного  заседания лиц, участвующих в  деле. Их неявка в случае надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

По делам о привлечении  к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, положенных в основу составления протокола об административном правонарушении, возложена на то лицо или орган, которые указанный протокол составили. На них же лежит обязанность представления всех необходимых доказательств. При этом арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе. В этом состоит одно из основных отличий административного судопроизводства от искового производства.

Арбитражный суд в судебном заседании устанавливает:

• имелось ли событие административного  правонарушения;

• имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

• имелись ли основания  для составления протокола об административном правонарушении;

• имелись ли полномочия на составление протокола у административного органа, составившего протокол;

• предусмотрена ли законом  административная ответственность за совершение данного правонарушения;

• имеются ли основания  для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Арбитражный суд также  определяет меры административной ответственности.

При рассмотрении арбитражным  судом дела о привлечении к административной ответственности ведется протокол судебного заседания.

Решение по делу о привлечении  к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ «Решение арбитражного суда».

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к  административной ответственности  арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

• решение о привлечении  к административной ответственности;

• решение об отказе в  удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Решение по делу о привлечении  к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. После вступления решения в законную силу оно является обязательным и подлежит исполнению.

Рассмотрение дел об оспаривании  решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Арбитражный суд в порядке  административного судопроизводства рассматривает дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Порядок рассмотрения этих дел определяется по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными нормами АПК РФ для административного судопроизводства и положениями КоАП.

Основание для возбуждения  производства судом – заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Таким образом, оспариваются решения органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях во внесудебном порядке.

Заявление об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, привлеченного к ответственности (заявителя). Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом, В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Также по ходатайству заявителя  арбитражный суд может приостановить  исполнение оспариваемого решения.

Заявление подается в арбитражный  суд в письменной форме, подписывается заявителем или его представителем и должно содержать следующие данные:

• наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

• наименование заявителя, его  местонахождение или место жительства;

• наименование административного  органа, принявшего оспариваемое решение;

• название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;

• права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его  мнению, оспариваемым решением;

• требование заявителя и  основания, по которым он оспаривает решение административного органа;

• перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются  текст оспариваемого решения, а  также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.

Дела об оспаривании решений  административных органов рассматриваются  судьей единолично в срок, не превышающий  десяти дней со дня поступления в  арбитражный суд заявления, включая  срок на подготовку дела к судебному  разбирательству и принятие решения  по делу, если иные сроки не установлены  федеральным законом.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного  заседания лиц, участвующих в  деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, «ели суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

По делам об оспаривании  решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Арбитражный суд в судебном заседании:

• проверяет законность и  обоснованность оспариваемого решения;

• устанавливает наличие  соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение;

• устанавливает, имелись  ли законные основания для привлечения к административной ответственности;

• устанавливает, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности;

• устанавливает, не истекли  ли сроки давности привлечения к  административной ответственности, а  также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение  в полном объеме. В рамках административного судопроизводства суд не только осуществляет защиту прав граждан-предпринимателей и организаций, но и осуществляет функции судебного контроля за действиями государства в лице его органов и должностных лиц.

Решение по делу об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ «Решение арбитражного суда».

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд принимает  одно из следующих решений:

• решение о признании  оспариваемого решения административного органа незаконным и об его отмене полностью или в части либо об изменении решения;

• решение об отказе в  удовлетворении требования заявителя.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

 

 

 

54- РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Арбитражный суд рассматривает  дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Это могут быть акты, принятые государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом. Возможность обращения в арбитражный суд с заявлением должна быть предусмотрена федеральным законом (например, статья 138 Налогового кодекса предусматривает возможность обжалования в суд актов налоговых органов).

Производство возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц (граждан, организаций, иных лиц), обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим и осуществляется по общим правилам искового производства с некоторыми особенностями. Данные лица обращаются в суд за защитой именно своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, нарушенных, по их мнению, оспариваемым актом. В суд с заявлением в интересах граждан, организаций, иных лиц вправе также обратиться прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы.

Основания для обращения  заявителя в арбитражный суд  – оспариваемый акт (или его отдельные положения) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу и в силу этого нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Требования к заявлению  о признании нормативного правового акта недействующим.

Заявление подается в арбитражный  суд в письменной форме и подписывается заявителем или его представителем. В заявлении должны быть указаны:

• наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

• наименование заявителя, его местонахождение, если заявителем является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

• наименование органа государственной  власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

• название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

• права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

• название нормативного правового  акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

• требование заявителя  о признании оспариваемого акта недействующим;

• перечень прилагаемых  документов (см. статью 126 АПК РФ).

Заявитель обязан направить  другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых  к нему документов, которые у них  отсутствуют, заказным письмом с  уведомлением о вручении. К заявлению прилагается текст оспариваемого нормативного правового акта.

Подача заявления в  арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Судебное разбирательство  по делу об оспаривании нормативного правового акта.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судьями коллегиально в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает его соответствие другому нормативному правовому акту (федеральному конституционному закону, федеральному закону, др.), имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возложено на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившему по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.

Отказ заинтересованного  лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

Решение суда по делу об оспаривании  нормативного правового акта.

Решение по делу об оспаривании  нормативного правового акта принимается  арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ «Решение арбитражного суда».

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений:

• о признании оспариваемого  акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

• о признании оспариваемого  нормативного правового акта или  отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Копии решения арбитражного суда направляются лицам, участвующим  в деле, в арбитражные суды РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Президенту РФ, в Правительство РФ, Генеральному прокурору РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, в Министерство юстиции РФ. Копии решения могут быть направлены также в иные органы и иным лицам.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового  акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и при необходимости в иных изданиях.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ), может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Арбитражному процессу"