Организация судебной власти в государствах Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:14, реферат

Краткое описание

Судебную власть часто называют «третьей властью», поскольку в конституционных текстах и доктрине при перечислении ветвей власти, составляющих систему разделения властей, она обычно следует за законодательной и исполнительной. Однако это ни в какой мере не умаляет ни ее значимости, ни строго очерченной самостоятельности по отношению к другим ветвям власти. Более того, в зависимости от формы правления взаимозависимость законодательной и исполнительной властей может быть большей (парламентская форма правления) или меньшей (президентская республика). Судебная же власть при любой из названных форм правления одинаково отграничена от других ветвей власти, что, разумеется, не исключает ее взаимосвязи с ними (о чем пойдет речь дальше).

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Общая характеристика органов судебной власти…………………..4
Организация судебной власти в государствах
континентальной Европы
Организация судебной власти в Соединённом
Королевстве Великобритании…………..............................................9
Организация судебной власти в Федеративной
Республике Германии………………………………………………....11
Организация вспомогательных судебных органов
в зарубежных странах………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………....21

Вложенные файлы: 1 файл

кпзс.docx

— 47.41 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Общая характеристика органов судебной власти…………………..4
  2. Организация судебной власти в государствах

континентальной Европы

    1. Организация судебной власти в Соединённом

Королевстве Великобритании…………..............................................9

    1. Организация судебной власти в Федеративной

Республике Германии………………………………………………....11

  1. Организация вспомогательных судебных органов

в зарубежных странах………………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………..18

Список используемой литературы……………………………………....21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Судебную власть часто  называют «третьей властью», поскольку  в конституционных текстах и  доктрине при перечислении ветвей власти, составляющих систему разделения властей, она обычно следует за законодательной и исполнительной. Однако это ни в какой мере не умаляет ни ее значимости, ни строго очерченной самостоятельности по отношению к другим ветвям власти. Более того, в зависимости от формы правления взаимозависимость законодательной и исполнительной властей может быть большей (парламентская форма правления) или меньшей (президентская республика). Судебная же власть при любой из названных форм правления одинаково отграничена от других ветвей власти, что, разумеется, не исключает ее взаимосвязи с ними (о чем пойдет речь дальше).

Каждой ветви власти присущи  специфические формы деятельности. У судебной — такой формой деятельности является правосудие — разрешение на основе действующего права экономических, политических и иных конфликтов и споров, участниками которых становятся граждане, их объединения, юридические лица, муниципальные государственные органы и даже само государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика органов судебной власти

 

Если законодательная  власть и исполнительная власть возлагаются  конституциями на один-два высших государственных органа, то с судебной властью дело обстоит значительно  сложнее. Она возложена на вето совокупность судебных органов от самых низовых до верховных. Каждый из судебных органов, независимо от своего места в системе, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руководствуясь исключительно законом и правосознанием. Каждый судебный орган, а не только верховный суд, является носителем судебной власти. Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (от лат. justitia — справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности — юрисдикцией (лат. jurisdictio — судебное разбирательство; судебный округ). Юрисдикционная деятельность может быть в известных пределах присуща и представительным и административным органам, однако подобные случаи суть исключение из правила и, кроме того, такая деятельность административных органов в демократическом государстве всегда подконтрольна суду.

Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Это достигается благодаря применению специальных процессуальных форм, призванных гарантировать права человека в судебном процессе и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств1.

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в  разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного, прежде всего в конституциях и  других законах, международных договорах, а также в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах — указах, декретах, ордонансах, внутригосударственных публично-правовых договорах и т.п. Примечательно, что во многих странах законно изданные нормативные акты ведомственного характера, не говоря уже об актах местного значения, источниками права не признаются. Они обязательны к исполнению соответствующими субъектами, но их правовая обоснованность может быть в любое время относительно легко оспорена и проверена. В странах англосаксонской правовой системы суд в случаях пробелов в законодательстве руководствуется также прецедентным, или общим, правом, включая создание прецедентов высшими судами страны2.

Структуру судебной власти охватывает, прежде всего, сами суды. В  странах англосаксонской правовой системы часто они образуют единую систему, в которой различные  ветви замыкаются на единый верховный  суд. В то же время во все большем числе стран, особенно в континентальной Европе, наблюдается тенденция к полсистемности. Это значит, что в стране создается несколько независимых друг от друга систем специализированных судов во главе со своими высшими судами. Самый яркий пример полсистемности дает Основной закон для Федеративной Республики Германии 1949 года, предусмотревший учреждение наряду с Федеральным конституционным судом еще пяти высших судов: Федеральной судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального трудового суда и Федерального социального суда, которые в целях обеспечения единообразия судебной практики создают совместный сенат.

В странах с романской  правовой системой и некоторых иных часто наряду с системой судов  общей юрисдикции (т.е. рассматривающих  главным образом гражданские  и уголовные дела) создается отдельная  система административной юстиции, возглавляемая органом, который  обычно именуется государственным советом и осуществляет также некоторые иные функции (Франция, Италия), либо верховным административным судом (Швеция)3. Военные суды во многих государствах в мирное время не создаются. Особое место в странах континентальной Европы, включая пост «социалистические», занимают конституционные суды (во Франции — Конституционный совет), которые в некоторых конституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция). В странах, воспринявших англо-саксонскую правовую систему (США, Индия, Япония), и некоторых иных функции конституционного контроля (надзора) возложены на суды общей юрисдикции. В ряде мусульманских стран наряду с государственными действуют шариатские суды. Демократические конституции обычно содержат запрещение чрезвычайных судов, которые могли бы действовать вне установленной законом процедуры.

Структурой судебной власти охватываются, кроме судов, некоторые  иные виды государственных органов  и учреждений, обслуживающих судебную власть, среди которых, прежде всего, нужно отметить органы предварительного расследования и органы прокуратуры. В некоторых странах они встроены в судебную систему, в других существуют отдельно от судов, поддерживая с  ними функциональную связь. Обслуживает  судебную власть и такое учреждение, как адвокатура, главная функция  которой заключается в оказании правовой помощи всем, кто в ней  нуждается. Наконец, в некоторых  странах существует специальная  судебная полиция, подчиненная судебной власти (Италия)4.

Должностные лица, которые  непосредственно осуществляют судебную власть либо теснейшим образом с  ней взаимодействуют, обеспечивая  выполнение ею своих функций (Судьи, прокуроры, следователи и т. д.) имеют  особый правовой статус. Они должны отвечать целому ряду высоких специальных требований как профессионального характера (юридическое образование, стаж юридической работы), так и морального (безупречная репутация, отсутствие судимости и пр.), которые устанавливаются законом, а иногда и конституцией. Чтобы иметь моральное право судить других, самому нужно быть на высоте. На практике, конечно, в каждой стране бывает всякое — и некомпетентность, и коррумпированность, и пристрастность, и просто глупость, и многое другое, но закон в данном случае служит необходимым ориентиром для надлежащего комплектования судебной власти и содержит требуемые средства для ее очищения в случае нужды.

Судейский корпус формируется, как правило, путем назначения, хотя и встречаются случаи выборности. Например, в большинстве штатов США  судьи выбираются, причем нередко  баллотируются как представители  той или иной партии.

Важным принципом, гарантирующим  независимость носителей судебной власти, является их несменяемость: они  не могут быт смещены или перемещены без своего согласия иначе, как по решению высшей власти, причем им гарантируются особые возможности защиты. Например, в США федерального судью можно уволить досрочно только в порядке импичмента5.

В странах континентальной  Европы обычно устанавливается, верхний  возрастной предел, по достижении которого судья или иной чиновник судебной власти автоматически выходит в  отставку с сохранением ряда льгот  и привилегий. Законодательство обычно устанавливает несовместимость  функции судьи с иными занятиями, а также запрещает судьям (магистратам) участие в политических, а порой  и профсоюзных объединениях.

Суды имеют собственный  аппарат управления, то есть Высшие органы судейского самоуправления. Общее  название, этому институту, не совсем точное: в отдельных странах оно  полностью соответствует действительности, в других — лишь частично. Но с  этой оговоркой им можно пользоваться. В Италии, Франции, Румынии это  Высший совет магистратуры, в Испании  — Генеральный совет судебной власти, в Колумбии — Высший совет судейского корпуса (Judicatura), в Польше — Всепольский совет судейского корпуса (Krajowa Rada Sadownictwa), в Болгарии — Высший судебный совет и т.д. Такие органы в перечисленных странах являются конституционными, причем в некоторых из них конституции регулируют их статус довольно подробно (например, во Франции, Италии).

Так, согласно ст. 130 Конституции  Республики Болгария 1991 года, Высший судебный совет (ВСС) состоит из 25 членов. Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и Главный прокурор являются его  членами по праву. В качестве остальных  его членов избираются юристы с высокими профессиональными и нравственными  качествами, имеющие не менее 15 лет  юридического стажа. Половина из них  избирается Народным собранием, а другая половина — органами судебной власти на пять лет без права на немедленное  переизбрание. На заседаниях ВСС председательствует министр юстиции, который, однако, не участвует в голосованиях. Решения ВСС о назначении, повышении, понижении, перемещении и освобождении от должности судей, прокуроров и следователей, а также решения о предложении кандидатур председателей обоих верховных судов и Главного прокурора, представляемых Президенту для назначения (при повторном представлении Президент не может отказать в назначении), принимаются тайным голосованием (ч. 1 и 2 ст. 129, ст. 131)6.

 

 

 

 

 

 

 

2.Организация судебной власти в государствах

континентальной Европы

2.1 Организация судебной власти в Соединённом Королевстве Великобритании

 

Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и  упрощению, но она осталась все-таки весьма сложной и сильно децентрализованной.

Хотя Великобритания и  единая страна, Англия, Уэльс, Шотландия  и Северная Ирландия имеют собственные  судебные системы, с заметными различиями в праве, организации и судопроизводстве, однако, подавляющее большинство  современного права применяется  на территории всей Великобритании. Право  разделено на уголовное и гражданское. Различие между ними отражено в судопроизводстве, применении различных судов, в которых слушаются дела и наказаниях, которые могут быть наложены.

Правовая система Англии и Уэльса основана на прецедентном праве, которое основано на общем праве, принципах равноправия, а также на законах парламента и Европейского Содружества. Общее право, которое основано на обычае и рассматривается в судебных делах судьями, никогда не было специально определено или кодифицировано. Оно служит основой права за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

Низшая судебная инстанция  по гражданским делам — помощники  судей в графствах. Они могут  рассматривать малозначительные дела с ценой иска менее 11 ф.ст. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют магистраты — граждане, не являющиеся профессиональными судьями (хотя и часто имеют юридическое образование). На них возложены функции мировых судей. Вознаграждения они не получают.

Более крупные гражданские  дела (с ценой иска до 1 тыс. ф. ст.) рассматривают суды графств. Те уголовные дела, которые не подсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны, созданным в 1971 г. Он может действовать в различных формах: дело может рассматривать окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств), судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда), адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристер или солиситор), исполняющий обязанности судьи. Если обвиняемый не признает обвинения, дело рассматривается с участием присяжных заседателей. Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высокого суда. Этот суд состоит из королевской скамьи, возглавляемой лордом — главным судьей, канцлерского суда, возглавляемого вице-канцлером, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей — председателем. Каждое из этих отделений может рассматривать любое гражданское или уголовное дело, но это дело должно соответствовать профилю отделения7

Информация о работе Организация судебной власти в государствах Западной Европы