Сущность и виды неплатежеспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:10, контрольная работа

Краткое описание

Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов может быть регламентационным (законы, постановления) и творческим (программы, тендеры, консалтинг и т.п.). Государственное антикризисное регулирование отражает отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования. Государственное антикризисное регулирование исходит из анализа ситуации, постановки целей, разработки инструментов, направленных на решение поставленных задач. Политика антикризисного регулирования - это направление деятельности правительства, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, стабилизирующих экономическую ситуацию, формирующих механизм регулирования, способный влиять на рыночную конъюнктуру с учетом стратегии антикризисного регулирования.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Сущность и виды неплатежеспособности предприятия…………...... …....4
3. Причины неплатежеспособности предприятия…………………………….9
4. Оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям…………………………………………………………………...13
5. Заключение……………………………………….…………………………..20
6. Список литературы…………………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

текст работы.docx

— 43.14 Кб (Скачать файл)
  1. сальдо встречных денежных потоков (основной).
  2. коэффициент текущей ликвидности;
  3. коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Формальными критериями признания  структуры баланса неудовлетворительной и отнесения предприятия к неплатежеспособным, характеризующими состояние баланса на определенную фиксированную дату являются:

1) коэффициент текущей  ликвидности. Экономическая сущность  названного показателя - отражение  способности обеспечении предприятия  оборотными средствами для функционирования  производства и своевременного  погашения задолженности предприятия  своими собственными средствами.

2) коэффициент обеспеченности  собственными средствами. Экономическая  сущность этого показателя - отражение  такого уровня оборотных средств предприятия, который обеспечивал бы нормальное функционирование производства.

3) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует  наличие реальной возможности  у предприятия восстановить либо  утратить свою платежеспособность  в течение определенного периода.

Однако вышеперечисленных  показателей оценки не достаточно, в их число необходимо включить такие  обобщающие показатели финансового  состояния предприятия, как рентабельность его производственных фондов, рентабельность продукции, прибыль и итоговый результат  денежного потока. Стабильный положительный  результат, обеспечивающий развитие предприятия  на основе увеличения прибыли и стоимости  капитала, означает, что рассматриваемое предприятие устойчиво.

Для выявления неплатежеспособных предприятий нужен комплексный  анализ их финансового состояния. При  этом необходимо выбрать показатель, обладающий адекватным рыночным отношениям экономическим содержанием. Такому требованию отвечает рентабельность капитала, уровень которой своевременно сигнализирует  об угрозе несостоятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Оказание государственной  поддержки неплатежеспособным предприятиям

Неплатежеспособным предприятиям может быть оказана государственная  финансовая поддержка. Порядок предоставления такой поддержки определен соответствующим  Положением (Приложение 2 к постановлению  Правительства РФ от 20.05.94 г. №498). На основе этого Положения осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:

  1. восстановление платежеспособности и поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий;
  2. финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства.

Безвозвратные государственные  ассигнования предоставляются исключительно  на:

  1. финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
  2. возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что повлечь их банкротство;
  3. финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;
  4. финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.

Безвозмездные государственные  ассигнования отражаются в пассиве  баланса предприятия как целевые  финансовые поступления и не влекут за собой изменения доли государства, а также его посредников в  уставном капитале предприятия. Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.

Финансирование мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности или поддержание эффективной  хозяйственной деятельности, а также  финансирование реорганизационных  или ликвидационных мероприятий, в  том числе направленных на предотвращение негативных социальных последствий  банкротства, производится в соответствии с договором, заключаемым между  органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением, обеспечивающим контроль за целевым  использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на возвратной основе), с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Правительства РФ (субъекта РФ) с другой.

Основанием для предоставления государственной финансовой поддержки  неплатежеспособным предприятиям являются:

  1. наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
  2. наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.02.1993 г. № 2284;
  3. безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки;
  4. наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;
  5. наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.

 

Согласно постановлению  Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498 государственная  финансовая поддержка не предоставляется  неплатежеспособным предприятиям те в  случае, если в течение трех лет  до момента обращения предприятия  за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с  законодательством установлены  условия хозяйствования, при которых  не возмещаются его затраты на производство товаров (работ, услуг)) ему  предоставлялась такая поддержка.

Указанным выше постановлением Правительства РФ Федеральному управлению поручено выступать от имени государства  как кредитора при решении  вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости  от их организационно-правовой формы  и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды. Органами, осуществляющими от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования может выступать:

  1. Министерство финансов РФ либо уполномоченный финансовый орган субъекта РФ, если источником финансирования санационных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта РФ;
  2. федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды.

Средства государственной  финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным  планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес- планом). В случае если установлено не целевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование санационных мероприятий, невыполнение плана-графика поступлений средств, а также невозможность достижения поставленной цели, Федеральное управление обязано прекратить осуществление указанных мероприятий. Если государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.

Важным моментом является влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятия. Влияние налоговых ставок на состояние  производства на всех этапах промышленного  цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем) столь велико, что необходимо обосновывать границы налогового бремени. Отсутствие необходимых бюджетных резервов, невозможность переноса срока платежей из-за наличия непокрытых расходов вынудили строить налоговое законодательство с упором на фискальную функцию налогов. При этом виду крайне низкой доходности отечественного производства и невозможности опустить планку бюджетных расходов ниже необходимого минимального уровня, тяжесть налогового бремени для большинства предприятий оказалась непосильной. Взимаемые налоги, сборы, отчисления, другие обязательные платежи, включаемые в налоговую систему РФ, зачастую изымают у предприятия не только весь чистый доход, но и ресурсы простого воспроизводства.

Это не только идет в ущерб  налогоплательщику, но и подрывает  материальную базу будущего поступления  налоговых платежей. Неплатежеспособность большинства российских предприятий, конечно, вызвана не налоговой системой. В основе их тяжелого финансового положения лежит обвальная утрата собственных оборотных средств в период либерализации цен. Но действующий в России порядок налогообложения предприятий тем и не совершенен, что он не учитывает реальную способность налогоплательщика вносить в бюджет суммы, предусмотренные законодательством. Например, начисления на фонд заработной платы до последнего времени (до введения в действие единого социального налога) в совокупности могли превышать 40% его величины, что совершенно неприемлемо с точки зрения уровня затрат.

На сегодняшний день в налоговых законах имеются  лишь некоторые косвенные положения, трактовка которых позволяет  рассматривать их в качестве определенных скидок предприятиям, несущим убытки и испытывающим финансовые трудности. К таким положениям относятся:

 

  1. разрешение исчислять  сумму причитающихся к уплате налога на добавленную стоимость  и налога на прибыль исходя из фактических  цен реализации в случае невозможности  реализовывать продукцию, работы, услуги по ценам выше себестоимости. Это положение при соблюдении установленных законом правил позволяет предприятиям, продукция которых не приносит им достаточной выручки, не вносить в бюджет налог на прибыль, а по налогу на добавленную стоимость выводить отрицательную разницу во взаимоотношениях с бюджетом;
  2. разрешение направлять на покрытие убытка (в течение пяти лет с момента его возникновения) прибыль текущего года при условии, чтобы направляемые на эти цели суммы не уменьшали величину налогооблагаемой прибыли более чем на 50%.

 

Предварительным условием для применения этой льготы является полное использование на покрытие убытков прошлых лет суммы имеющихся у предприятия резервов;

  1. освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС денежных средств и других активов, полученных в результате аукционов, инвестиционных торгов и инвестиционных конкурсов.

Последняя льгота имеет  отношение к неплатежеспособным предприятиям в связи с тем, что  они, как правило, остро нуждаются  в инвестициях. Подавляющее большинство  предприятий, находящихся в тяжелом  финансовом положении, пришло к такому состоянию из-за невозможности обновлять  производственный аппарат, результатом  чего явились высокая себестоимость  и низкое качество выпускаемой продукции. Для выхода из финансового кризиса  этим предприятиям так или иначе нужно менять организацию производства, осуществлять инвестиции в свою компанию это совершенно не зависит от того, какая форма антикризисного воздействия будет применена к той или иной компании. Ведь даже ликвидация предприятия далеко не всегда предполагает его полное физическое уничтожение и чаще всего сводится к перемене собственника с последующим организационно-техническим преобразованием. Следовательно, новый владелец так же, как и прежний, встает перед проблемой инвестирования.

Одним из действенных инструментов, способных продвинуть решение проблемы кризиса инвестирования, является система  налоговых льгот. Сегодняшние льготы, предоставляемые инвесторам, включают в себя:

  1. освобождение от уплаты НДС предприятий, учреждений и организаций, ввозящих на территорию РФ оборудование, машины и механизмы, предназначенные для производственного развития предприятий, учреждений и организаций по заключенным контрактам, и прошедших регистрацию в установленном порядке;

 

  1. освобождение  от всех видов налогов:
    • средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных торгов;
    • средств, выделяемых органами власти субъектов РФ для кредитования процесса приватизации;
  1. освобождение специализированных инвестиционных фондов приватизации от авансовых платежей по налогу на прибыль, от налога на дивиденды по принадлежащим им акциям, налога, выплачиваемого при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг.

 

При всей важности вышеперечисленных  налоговых льгот их влияние на расширение инвестиционной активности не может быть значительным. Прежде всего, эти льготы не столько усиливают заинтересованность лиц, осуществляющих инвестирование, сколько освобождают от уплаты налогов получателей средств. Учитывая, что инвестор вкладывает реальные деньги, а получает акции компаний с неизвестными перспективами, трудно рассматривать полученные инвестором налоговые льготы по этим акциям как льготы по инвестициям. Реальных выгод не получает и объект инвестирования. Ведь по существу льготы по средствам, переданным ему в результате инвестиционного конкурса, есть не что иное, как исправление глубокой деформации самого налогового законодательства. Последнее рассматривает безвозмездно получаемые средства как прибыль и добавленную стоимость а, следовательно, как объект обложения соответствующими налогами.

 

 

 

 

5.Заключение

Одним из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки является предоставление предприятиям, находящимся  в тяжелом финансовом положении, государственной поддержки. Основной предпосылкой предоставления государственной  финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям является обеспечение  их эффективной работы после получения  финансовых средств. Другим действенным  механизмом должна стать ликвидация неэффективных предприятий. Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также определение неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью, базируется на селективном подходе, учитывающем: текущий спрос на продукцию предприятий, основные характеристики производственного и рыночного потенциалов предприятий (состояние основных производственных фондов и мощностей данных предприятий, уровень технологии, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции), оценку внутренних резервов предприятия для выхода из кризисного финансового состояния, а также оценку эффективности планов финансового оздоровления. Во время кризиса погибают, прежде всего, нежизнеспособные, слабые предприятия. Рассматривая банкротство в качестве инструмента институциональных преобразований, Правительство РФ предусматривает комплекс мер по совершенствованию действующей законодательной базы. Одновременно с усовершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве) и выводом неэффективных предприятий из числа действующих с использованием механизмов законодательства, будет осуществляться санация предприятий.

Информация о работе Сущность и виды неплатежеспособности предприятия