Сущность и виды неплатежеспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:10, контрольная работа

Краткое описание

Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов может быть регламентационным (законы, постановления) и творческим (программы, тендеры, консалтинг и т.п.). Государственное антикризисное регулирование отражает отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования. Государственное антикризисное регулирование исходит из анализа ситуации, постановки целей, разработки инструментов, направленных на решение поставленных задач. Политика антикризисного регулирования - это направление деятельности правительства, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, стабилизирующих экономическую ситуацию, формирующих механизм регулирования, способный влиять на рыночную конъюнктуру с учетом стратегии антикризисного регулирования.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Сущность и виды неплатежеспособности предприятия…………...... …....4
3. Причины неплатежеспособности предприятия…………………………….9
4. Оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям…………………………………………………………………...13
5. Заключение……………………………………….…………………………..20
6. Список литературы…………………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

текст работы.docx

— 43.14 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Введение……………………………………………………………………..3 

2. Сущность и виды неплатежеспособности предприятия…………...... …....4

3. Причины неплатежеспособности предприятия…………………………….9

4. Оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям…………………………………………………………………...13

5. Заключение……………………………………….…………………………..20

6. Список литературы…………………………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Одна из важнейших задач  государственного регулирования экономики - создание условий для преодоления  кризисных явлений в деятельности предприятия. Решается данная задача путем  выработки и реализации антикризисных мер. Государство как гарант стабильности общественного воспроизводства вынуждено вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов в ситуациях экономического (финансового) кризиса. Одной из функций государства в экономике в последние годы является антикризисное регулирование.

Антикризисное регулирование - комплекс планомерных действий законодательных  и исполнительно-распорядительных органов федерального, над регионального, регионального и муниципального уровней по защите хозяйствующих объектов (предприятий, фирм) от разрушения.

Государственное регулирование  деятельности хозяйствующих субъектов  может быть регламентационным (законы, постановления) и творческим (программы, тендеры, консалтинг и т.п.). Государственное антикризисное регулирование отражает отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования. Государственное антикризисное регулирование исходит из анализа ситуации, постановки целей, разработки инструментов, направленных на решение поставленных задач. Политика антикризисного регулирования - это направление деятельности правительства, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, стабилизирующих экономическую ситуацию, формирующих механизм регулирования, способный влиять на рыночную конъюнктуру с учетом стратегии антикризисного регулирования.

 

2. Сущность и виды неплатежеспособности предприятия

 

   Неплатежеспособность - неспособность предприятия вовремя в необходимых объемах удовлетворить свои платежные обязательства. Неплатежеспособность может быть устойчивая и хроническая.

В соответствии с классификацией различают следующие виды неплатежеспособности:

  1. Экономическая несостоятельность, определяемая как несоответствие доходов предприятия его расходам. В данном случае поддержание функционирования происходит за счет внешних источников, а именно дополнительного капитала, предоставляемого инвесторами, согласными на доходность ниже рыночной. Закономерным итогом экономической несостоятельности является закрытие предприятия или сокращение масштабов деятельности до уровня, на котором возможно самофинансирование.
  2. Деловая несостоятельность характеризуется как состояние, в котором предприятие прекратило свои операции, результатом чего стали убытки, понесенные кредиторами.
  3. Техническая неплатежеспособность, представляющая собой состояние текущей нехватки ликвидных средств для удовлетворения обязательств предприятия.
  4. Неплатежеспособность в преддверии банкротства: балансовая оценка совокупной кредиторской задолженности превышает реальную рыночную стоимость активов.
  5. Легальное банкротство - официально признанная неплатежеспособность предприятия.

 

В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  №127-ФЗ от 27 сентября 2002 г., несостоятельность  определяется как «признанная арбитражным  судом неспособность должника в  полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». При этом «денежное  обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ основанию». Содержащаяся в законе норма позволяет отметить, что несостоятельность является, по сути, крайней формой неплатежеспособности предприятия, т.е. юридически признанной неспособностью должника удовлетворить платежные обязательства. Стремление обеспечить сохранность имеющихся ресурсов ставит платежеспособность контрагента на одно из первых мест среди показателей, на которые ориентируются партнеры при построении взаимоотношений. Неплатежеспособное предприятие создает угрозу потери ресурсов, как своих собственных, так и привлеченных. Особенно актуальной проблема разработки классификации неплатежеспособности является в свете того, что в существующих исследованиях неплатежеспособность обычно не выделяется как отдельное понятие, а рассматривается вкупе с банкротством. При этом зачастую происходит подмена понятий неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства. Так, например, вводится термин «скрытое банкротство», подразумевающий снижение стоимости предприятия. Однако данное явление не всегда свидетельствует даже о неплатежеспособности, а тем более о банкротстве предприятия. Также вводится термин «явное банкротство», означающий неспособность предприятия своевременно оплачивать свои долги. Под технической неплатежеспособностью подразумевается любая неспособность предприятия погасить свои обязательства, то есть любой вид неплатежеспособности может быть назван техническим.

Классификацию неплатежеспособности можно производить по следующим признакам:

  1. по характеру развития;
  2. по причинам возникновения;
  3. по степени легитимности;
  4. по отношению неисполненных обязательств к определенному виду деятельности;
  5. по отношению к определенному периоду времени;
  6. по перспективе восстановления платежеспособности;
  7. по периоду восстановления платежеспособности.

Именно признак по периоду  восстановления платежеспособности позволяет  определить глубину неплатежеспособности. Так как неплатежеспособность является следствием кризисной ситуации, то под относительным размером просроченных обязательств следует понимать степень развития кризиса на предприятии. То есть, чем глубже неплатежеспособность, тем более тяжелым является финансовое состояние предприятия. В качестве критерия неплатежеспособности целесообразно использовать время, необходимое для ее устранения. Чем глубже неплатежеспособность, тем больший срок необходим для погашения обязательств. Срок восстановления платежеспособности определяется исходя из реального состояния должника, и учитывает не только текущее соотношение обязательств с активами, но и будущие тенденции развития предприятия.

Есть пять степеней неплатежеспособности: зарождающаяся, прогрессирующая, устойчивая, хроническая и абсолютная. При  определении временных интервалов степеней неплатежеспособности используются приведенные в ФЗ от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  сроки процедур, применяемых по отношению  к должнику.

 

Закон содержит следующие  временные промежутки:

  1. интервал продолжительностью три месяца - срок, по истечению которого в отношении предприятия, не исполняющего свои обязательства, может быть возбуждено дело о банкротстве;
  2. длительность процедуры наблюдения, т.е. семь месяцев;
  3. период реабилитационных процедур - два года;
  4. срок мирового соглашения, продолжительность которого может варьироваться в широком диапазоне от трех - пяти до двадцати - двадцати пяти лет.

Исходя из этого: 1) зарождающейся  является неплатежеспособность, которая  может быть устранена в течение  трех месяцев; 2) прогрессирующей - десяти месяцев; 3) устойчивой - двух лет и  семи месяцев; 4) хронической - периода  мирового соглашения; 5) абсолютно неплатежеспособное предприятие либо вообще не способно обрести платежеспособность за сколь  угодно длительный срок, либо этот срок столь длителен, что превышает  два года и десять месяцев, и срок мирового соглашения, приемлемый для  кредиторов. Абсолютная неплатежеспособность является сигналом о нецелесообразности заключения мирового соглашения и необходимости  проведения конкурсного производства.

Не следует полагать, что  предприятие обязательно проходит через все приведенные выше степени  неплатежеспособности. Такой вариант  возможен только при постепенном  развитии кризиса и, соответственно, нарастании неплатежеспособности. Возможна и ситуация, когда под воздействием каких-либо форс-мажорных обстоятельств, предприятие становится сразу глубоко  неплатежеспособным.

Классификация неплатежеспособности по времени наступления также  связана с диагностикой кризиса. Постоянный мониторинг платежеспособности не только в настоящий момент, но и на будущий период, позволяет предприятию выявить возможную неплатежеспособность еще до момента ее возникновения. Таким образом, существуют два вида неплатежеспособности: реальная, то есть уже возникшая, и прогнозная, возникновение которой вероятно в будущем. Последний классификационный признак - перспектива восстановления платежеспособности, также связан с прогнозированием дальнейшего развития предприятия. Если при сохранении текущих методов хозяйствования предприятие в перспективе способно обрести платежеспособность, то неплатежеспособность следует охарактеризовать как временную (к этому виду относятся первые четыре степени неплатежеспособности: с зарождающейся по хроническую). В противном случае неплатежеспособность является нарастающей (степень абсолютной неплатежеспособности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Причины неплатежеспособности предприятия

 

Неплатежеспособность прямо  пропорциональна объему обязательств. Абсолютно платежеспособным является предприятие, капитал которого полностью является собственным, а обязательства отсутствуют. Так как обязательства возникают всегда (например, по налогам), это означает, что данное предприятие с авансом исполняет свои обязательства. Оно никому не должно, и вопрос о его неплатежеспособности просто не возникает. В то же время предприятие может абсолютно не иметь собственного капитала, работать целиком на заемных средствах и оставаться платежеспособным - все зависит от выручки. Неплатежеспособность, прежде всего обратно пропорциональна выручке. Чем меньше выручка, тем выше неплатежеспособность. В общем и целом неплатежеспособность предприятия как тенденция прямо пропорциональна объему обязательств и обратно пропорциональна величине среднедневной выручки. Если за определенный период темпы роста обязательств были выше темпов прироста выручки, то предприятие продвинулось в направлении роста неплатежеспособности.

В общем случае причинами  неплатежеспособности являются факторы, влияющие на снижение или недостаточный рост выручки и опережающий прирост обязательств.

Замедление темпов роста  выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается при:

  1. «затоваривании», когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения на нее потребности;
  2. растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию;
  3. «сужении» рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров.

Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях, когда:

  1. предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки. Здесь может быть и разрыв между сегодняшними вложениями и завтрашним приростом выручки;
  2. предприятие загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки;
  3. предприятие наращивает средства в расчетах, которые практически не имеют отношения к выручке;
  4. предприятие несет убытки.

Данный комплекс общих  причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчета  по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка. Ситуация особо усугубляется, когда отсутствует  планирование и управление денежными потоками.

В целом причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным:

  1. отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству, по цене);
  2. неудовлетворительному финансовому руководству предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами.

Взаимные неплатежи между  хозяйствующими субъектами, высокие  налоговые и банковские процентные ставки приводят к тому, что предприятия  оказываются неплатежеспособными.

Внешним признаком несостоятельности  предприятия является приостановление  его текущих платежей и неспособность  удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня  наступления сроков их исполнения. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса, так как решения о несостоятельности предприятия принимаются по признании неудовлетворительности структуры баланса. Основная цель проведения предварительного анализа финансового состояния предприятия - обоснование решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным в соответствии с системой критериев, утвержденных законодательством. Согласно действующему российскому законодательству оценка структуры баланса и решение по отнесению предприятия к неплатежеспособным производится по итогам анализа следующих показателей:

Информация о работе Сущность и виды неплатежеспособности предприятия