Реформирование отношений собственности,как условие эффективного антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:24, реферат

Краткое описание

Собственность - основа производства, а значит экономического развития общества в целом. Собственник средств производства владеет и самостоятельно распоряжается ими, использует их для организации производства и извлечения дохода. Итак, чтобы разобраться в отношениях собственности, следует выяснить вопросы: кому принадлежат средства производства? Кто владеет, кто пользуется и кто распоряжается ими?

Вложенные файлы: 1 файл

реформирование отношений собственности.doc

— 407.92 Кб (Скачать файл)

   Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

   Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

   Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров. В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада.

   Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.

   Приватизация - это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности. После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные общества, холдинги и т.д.

   Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия промышленности и сельского хозяйства.

   Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительно широкие масштабы, приватизация проходила, например, в Великобритании, путем распродажи и безвозмездного распределения акций, подряда на оказание услуг, продажи государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет.

   Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.

   Цели приватизации связаны с повышением эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики.

   Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

   Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано официально. В результате, происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы другими странами:

· дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;

· разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки;

· предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.

   В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

   Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.

   В современной западной экономике одновременно сосуществуют все три известные нам типа присвоения с их различными формами. В нашей стране идет переход к рыночной экономике, вырабатываются специфические для нас черты, а также проявляется общая тенденция синтеза форм собственности.

   Таким образом, в России взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности. 

4. Реформирование отношений собственности как условие эффективного антикризисного управления. 

   Даже самая разумная приватизация не может решить проблему  эффективного хозяйствования. Приватизация означает передачу предприятия из государственной собственности в частную или групповую. Сама же по себе смена собственника не равнозначна кардинальному изменению в управлении процессом производства, которое непосредственно не зависит от того, кто именно владеет предприятием и присваивает приносимый им доход: частное лицо, группа, государство. Эффективное управление и высокопроизводительный труд зависят прежде всего от следующего:

- правовой и экономической среды, в которой функционирует предприятие;

- хозяйственного механизма, в том числе методов и форм государственного регулирования, и политико-экономического курса;

- подбора кадров и их заинтересованности в высокоэффективном  труде.

   Все эти моменты могут быть отрегулированы одинаково плохо или хорошо как на государственных, так и на частных (групповых) предприятиях.

   Но если так, то почему частные предприятия в западных странах характеризуются, как правило, более высоким уровнем организации и управления в сравнении с государственными предприятиями в современной России?

   Разница в эффективности определяется именно тем, что управленцы частных предприятий обладают значительно большей экономической самостоятельностью и получают долю от обеспеченного ими экономического эффекта, которая может достигать значительных размеров, в то время как государственные предприятия в России оказались этого лишены. В результате в нашей экономике пустила корни безынициативность, и пышным цветом расцвели разбазаривание и растаскивание госсобственности.

   Если государственным предприятиям предоставить ту же долю самостоятельности и те же самые права в установлении зарплаты и распоряжении прибылью (после уплаты налогов и передачи соответствующей

части дохода собственнику капитала - государству), а также возложить на них ту же долю экономической ответственности за результаты хозяйствования, которыми обладают частные предприятия, эффективность первых и вторых не будет принципиальным образом отличаться.

   При этом необходима коррекция отношений собственности со взятием на вооружение лучших черт и из капиталистического, и из социалистического хозяйствования при нейтрализации их отрицательных свойств.

   Из арсенала рыночно-капиталистического хозяйствования заимствуется акционирование всех предприятий, в том числе и государственных. Это позволит привлекать на государственные предприятия дополнительные инвестиции в форме продажи акций при сохранении контрольного пакета за государством. В то же время необходимо принятие закона, гарантирующего владельцам акций доход в качестве фиксированной доли от прибыли и устанавливающего норматив соотношения между фондом оплаты труда (включая оклады директоров) и величиной прибыли, причём вне зависимости от решений так называемого общего собрания акционеров, принимаемых в действительности владельцами контрольного пакета акций. Такое нововведение позволит в существенной мере устранить легализованный обман акционеров,

процветающий во всех странах с рыночно-капиталистическим хозяйством.

   В настоящее время во всём мире действует такой механизм. Лицо, покупающее акции и не имеющего никакого отношения к их контрольному пакету, отдаёт  за акции реальные деньги, которыми по своему произволу распоряжается владелец контрольного пакета. Взамен владельцу акций вовсе не гарантируется доля от доходов предприятия. Уровень доходов на акции поддерживается только с целью привлечения новых капиталов путём очередной эмиссии акций, аналогично как и в беззастенчиво действующих пирамидальных структурах. Спекулянтами акции используются в биржевой игре ради наживы. Рядовыми гражданами акции покупаются с целью сохранения своих сбережений, далеко не всегда достигаемой в условиях вмонтирования непрерывной умеренной инфляции в хозяйственный механизм западных стран, при поддержании уровня банковского процента по вкладам на уровне, близком к уровню инфляции. Вот этот механизм замаскированного обмана основной массы населения со стороны финансового капитала надо устранить в России.

   Очищая рыночно- капиталистический способ хозяйствования от его отрицательных сторон, нельзя забывать и о преодолении марксистских догм в используемом планово-распределительном механизме. В частности, в общественном сознании нужно окончательно преодолеть влияние тенденциозной концепции прибавочной стоимости, согласно которой всякая прибыль на капитал является результатом неоплаченного труда рабочих при совершенно неоправданном включении в состав этой прибыли предпринимательского дохода. Нужно учитывать, что прибыль создаётся далеко не только трудом в сфере материального производства. Она не в меньшей мере, а с развитием общества и в большей, является также результатом применения новой информации, в том числе научно-технических разработок, а также более рационального комбинирования факторов производства за счёт его разумной организации и эффективного управления. Соответственно, в хорошо организованном хозяйстве руководители предприятий и учреждений должны получать оклады, соизмеримые с прибылью капиталистов при непременном достижении соответствующего роста эффективности. В то же время 

совершенно недопустимо положение, когда предприятие поставлено на грань банкротства, а его директор получает высокую зарплату.

   Подчёркивая необходимость становления системы, в которой уровень доходов будет пропорционален  эффективности общественно полезной деятельности, следует отметить целесообразность безвозмездной передачи части акций трудовому коллективу, а также и его администрации, учитывая роль управленческого труда в процессе производства.

   Формирование эффективных хозяев в аграрном секторе имеет свою специфику. Здесь особенно недопустимы шаблоны. Нужно создать благоприятные условия для формирования различных типов хозяйств, от фермерских до кооперативных, ни в коем случае не допуская государственного давления в направлении роспуска коллективных хозяйств. Пусть сама жизнь определяет, какие хозяйства в какой местности наиболее эффективны. При этом необходимо особо подчеркнуть неприемлемость приватизации земли в форме абсолютизации частного владения, что превратит земельные участки в объекты спекуляции.

   Нельзя игнорировать печальный опыт возвращения земли её бывшим владельцам в Болгарии, которые в своём большинстве не пожелали

организовывать на ней сельскохозяйственное производство. В результате страна с ещё недавно процветающим сельским хозяйством, осуществлявшая масштабный экспорт продовольствия, теперь вынуждена его импортировать. Уровень безработицы в стране, ввергнутой в состояние хозяйственной разрухи, достиг 20%.

Информация о работе Реформирование отношений собственности,как условие эффективного антикризисного управления