Антикризисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 08:56, реферат

Краткое описание

Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределил необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена - предприятия, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.
Рыночная реформа, кризисное состояние российской экономики и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий, выбор методов антикризисного управления, превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы антикризисного управления……………………...5
1.1 Сущность, цели и задачи антикризисного управления…………..5
1.2 Причины и факторы неплатежеспособности предприятия……..11
2 Стратегия антикризисного управления…………………………………...16
2.1 Концепция создания системы антикризисного управления……16
Заключение…………………………………………………………………...28
Библиографический список…………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по фин менеджменту.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

ИМЭК

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Таможенное дело и право »

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Антикризисное управление предприятием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Студентки группы 59–п

                                                                                               Згода Е.М., Рутман А.С.

                                                                                               Научный руководитель:

                                                                                 Казанцева А.С.    

 

 

 

 

 

Омск 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1 Теоретические основы антикризисного управления……………………...5

1.1 Сущность, цели и задачи антикризисного управления…………..5

1.2 Причины и факторы неплатежеспособности предприятия……..11

2 Стратегия антикризисного управления…………………………………...16

2.1 Концепция создания системы антикризисного управления……16

Заключение…………………………………………………………………...28

Библиографический список…………………………………………………29

 

 

 

Введение

Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределил необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена - предприятия, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.  
         Рыночная реформа, кризисное состояние российской экономики и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий, выбор методов антикризисного управления, превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности.  
          В течение последних пятнадцати лет в силу сложившегося устойчивого кризиса неплатежей абсолютное большинство российских предприятий легко подпадает под критерии признания их банкротами. Следует отметить, что банкротство одного отдельно взятого промышленного предприятия никогда не происходит «локально», кризисные явления не ограничиваются рамками данного предприятия. Любой, достаточно крупный, субъект хозяйственной деятельности связан разнообразными отношениями с большим количеством других предприятий. Поэтому самого пристального внимания требуют, прежде всего, определение понятия банкротства, глубокий и всесторонний анализ механизма его осуществления, связь антикризисного управления и банкротства, причины и формы проявления банкротства как практически неизбежного результата кризисных процессов на предприятиях, формулирование адекватных процедур и управленческих решений.  
 
Мировой опыт развития менеджмента свидетельствует о том, что в целом проблема налаживания эффективного антикризисного управления на предприятиях сложна в практическом отношении и требует серьезнейшей проработки в методическом плане. В период системной трансформации в России эта проблема стала практически ключевой, определяющей реальное выживание производственного сектора нашей экономики. В связи с этим изучение особенностей антикризисного управления в России в современных условиях не только актуально, но и жизненно важно для выживания и функционирования предприятий и организаций.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы антикризисного управления 
1.1. Сущность, цели и задач антикризисного управления 

Структурная перестройка экономики России, с одной стороны, и открытие внутреннего отечественного рынка для зарубежных товаропроизводителей, с другой стороны, поставили в сложное финансовое положение  большую часть предприятий различных организационно-правовых форм. 
           Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием обусловлена природой проводимых в России реформ. Речь идет о реформах, как на уровне государственного регулирования экономиками, так и на уровне предприятия, т.е. менеджмента. Ключевой задачей государственного управления экономикой в этом направлении является создания условий для эффективного хозяйствования предприятий. Главная задача руководителей предприятий – организация такого менеджмента, который будет эффективен в условиях ограничений, диктуемых полномасштабным действиям механизма банкротства. 
           В целом менеджмент, обеспечивающий эффективную работу в кризисном режиме, представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на перевод предприятия в иной режим работы. Ключевая характеристика этого режима – устойчивое финансовое положение. 
Решение именно этих задач находится в центре системы мер, именуемой в зарубежной литературе кризис – менеджментом, а в отечественной литературе-антикризисным управлением. 
Под этими терминами понимают либо управление в условиях наступившего кризиса, либо управление, которое должно способствовать выводу предприятия из этого состояния. Прежде всего, речь идет о состоянии, при котором предотвращается неплатежеспособность и несостоятельность предприятий. Иными словами антикризисное управление социально экономической системой должно обеспечивать реализацию бизнес-процессов в режимах, которые не приводят к несостоятельности. 
С точки зрения стратегии антикризисное управление должно создать предприятию условия для формирования в течение достаточно длительного периода конкурентного преимущества, позволяющего производить потребляемую рынком продукцию и получать достаточно денежных средств для оплаты всех своих обязательств, возникающих при ее создании и сбыте. 
В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. 
Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы, предполагаемые и реальные факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.  
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях: 
- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; 
- кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; 
- к кризисам можно и необходимо готовиться; 
- кризисы можно смягчать; 
- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства; 
- кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми; 
-управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами.

Главными из них являются: 
· склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения,уверенности; 
· диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях; 
· снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;  
· усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции. 
Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий.

Главными из них являются: 
- мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений,реализации инновационных программ; 
- осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений; 
- усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности; 
- использования антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации. 
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации. 
Некоторые из характеристик антикризисного управления рассмотрим более подробно. 
1. В развитии любого управления существуют две его противоположности – интеграция и дифференциация. Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации и наоборот.  
2. Нет управления без ограничений, которые могут быть внутренними и внешними. И эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. 
3. Одной из важных характеристик антикризисного управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления. 
4. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.  
Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.  
Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления:  
1) Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. В данном случае имеется ввиду не только общий профессионализм управления, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления.  
2) Искусство управления, данной  природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать такие личности, которые способны чутко  реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях. 
3) Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременностью, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении. 
4) Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научном обоснованном анализе позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса. 
5) Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Но не всякое лидерство. Существует множество его оттенков и модификаций. Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием  к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью. Опора на лидерство может сыграть решающую роль в преодолении кризиса или его смягчении. Но для этого необходимы поиск и проектирование лидерства. 
6) Особую роль в эффективности антикризисного управления играют оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль. 
7) Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными. От этого не может не зависеть антикризисное управление. 
8) Значительным фактором эффективности антикризисного управления является система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его  своевременного обнаружения и распознания. Причем весьма эффективными здесь могут быть использование компьютеров и работа специализированных операторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Причины и факторы неплатежеспособности предприятия 
Самая злободневная проблема Российской экономики – неплатежеспособность. Продолжающийся кризис платежных отношений остается главной угрозой возобновления спада в экономике и препятствием для начала устойчивого экономического роста. 
Предприятие осуществляет производственную и коммерческую деятельность вступает в отношение с налоговыми органами, банками, другими предприятиями. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, в силу которых оно становиться должником и будет обязано в определенный срок совершить платеж, поставить товар, оказать услугу. 
Кризисное предприятие, имеющее хроническую неплатежеспособность, наносит серьезный урон интересам многих категорий участников рынка. Такое состояние предприятия означает поглощение ресурсов или средств кредиторов, а так же образование недоимки по налогам и другим обязательным платежам, что блокирует поступление в доходную часть государственного бюджета. 
Платежеспособность предприятия подтверждена влиянием, которые генерируются как самим хозяйствующим субъектом, так и возникающим из вне. Исследование причин и предпосылок неплатежеспособности предприятия является ключевым вопросом антикризисного управления. Учитывая, что предприятие в системе антикризисных процедур является одновременно субъектом и объектом, наиболее важным представляется деление факторов на  внутренние и внешние. Внешние факторы не зависят от организации работы предприятия. Внутренние – напрямую зависят от уровня антикризисного менеджмента на предприятии. В целях определения этапов и мер по оздоровлению финансов организации был сформулирован подробный перечень возможных причин отрицательно влияющих на платежеспособность предприятия [30, с. 308]. 
Внешние причины: 
1.Общеэкономические: 
- рост инфляции (выше 3-4%); 
- ухудшение платежеспособности населения, снижения уровня реальных доходов населения; 
-рост безработицы; 
2. Государственные: 
- величина налоговых изъятий, на которые хозяйственный субъект систематически уменьшает свой финансовый поток, осуществляя платежи налогов и сборов; cчитается, что налоги формируют финансовые ресурсы всего общества, а управлять этими общественными финансовыми ресурсами призван государственный аппарат; 
- неплатежеспособность федеральных, муниципальных органов по своим заказам и обязательствам. Если товаропроизводитель кредитует поставкой своих товаров бюджетного покупателя, а последний не запланировал деньги, чтобы своевременно и в полном объеме расплатиться с данным кредитором, то это повлияет на платежеспособность товаропроизводителя; 
- повышение цен на энергоресурсы, газ, воду, тепло, транспорт, материальные и иные, регулярно необходимые ресурсы и услуги которые включаются в издержки предприятия. Рост  этих издержек негативно отражается на платежеспособность субъекта. Товары и услуги цены, на которые велики, т.к. учитываются затраты на ресурсы трудно реализовать на рынке, поскольку такие цены не соответствуют текущей платежной способности спроса, что ведет к ухудшению платежеспособности. 
3.Рыночные: 
- отсутствие государственной поддержки отечественных производителей товаров и услуг; 
- снижения спроса на продукцию из-за увеличения на рынке товаров-субститутов, дешевых товаров из ближнего и дальнего зарубежья или из-за более качественных товаров конкурентов; 
- высокая стоимость кредиторских ресурсов;

4.Прочие: 
-негативные демографические тенденции; 
- стихийные бедствия, техногенные катастрофы; 
-  ограбление организаций, убийство руководителя. 
Конкретные пути выхода организации из кризисного финансового состояния зависят от причин ее нестабильности, прежде всего от внутренних причин. Рассмотрим их более подробно. 
Внутренние причины: 
1. Операционные (производственные): 
- низкий уровень использования основных фондов, простои оборудования; 
- высокий уровень физического и морального износа основных фондов (оборудования), составляющих производственный аппарат данного хозяйствующего субъекта. Передовые, высокопроизводительные  машины и оборудование позволяют с положительной доходностью выпускать качественную продукцию, которая находя платежеспособный спрос обеспечивает предприятию ритмичный кругооборот и рост финансового потока.; 
-  устаревшая технология производства продукции и оказания услуг; 
-  высокий размер страховых и сезонных запасов, с одной стороны, запасы сырья и материалов и комплектующих обеспечивают ритмичную работу предприятия; запасы готовой продукции позволяют быстро удовлетворять незапланированный спрос. С другой стороны такие вложения не всегда бывают экономически выгодны и приводят к застою финансового потока; 
- низкое качество продукции и услуг. Данное условие не дает предприятию получать максимальную прибыль в текущих спросовых ограничениях; 
- высокая себестоимость изготовления продукции; 
- перерасход ресурсов, наличие брака; 
- нарушение трудовой дисциплины, нерациональная организация труда работников, превышение численности работников; 
- несвоевременное поступление сырья и материалов; 
- снижение объема продаж, а следовательно снижение выручки. 
2. Финансовые: 
-неэффективная структура активов (низкая их ликвидность); 
- высокая доля заемного капитала; 
- низкая рентабельность производства; 
- неэффективная долгосрочная и краткосрочная финансовая политика; 
- высокая доля и рост дебиторской задолженности, в том числе просроченной; 
- высокая доля и рост кредиторской задолженности поставщикам, бюджетным и внебюджетным фондам, перед персоналом; 
- рост доли готовой продукции в запасах на складе комплектующих; 
- рост расходов на энергоресурсы на единицу готовой продукции; 
- недостаток собственного капитала. 
При анализе деятельности организации надо учесть неправильно принятые долгосрочные инвестиционные решения: 
- незавершенные объекты строительства; 
- перерасход инвестиционных ресурсов; 
- ошибочно составленный бизнес-план по новым проектам; 
- поставки дорого и не оправдавшего технических характеристик оборудования; 
- недостаток капитала для модернизации производства; 
Следовательно, что платежеспособность предприятия подвержена влияниям, которые генерируются, как самим хозяйствующим субъектам, так и возникающим из вне. Внешние и внутренние факторы, которые отмечены выше, постоянно дестабилизируются государственные финансы. Выявленные связи отягощаются фактором дисбаланса функционально - управленческой  конфигурации предприятия, последствиями технологической старости их основных фондов. Таким образом, платежеспособность хозяйствующего субъекта влияет на всех без исключения внешних субъектов.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием