Механизмы антикризисного управления в разных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 05:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов и анализ механизма антикризисного управления предприятиями во Франции и России в условиях финансового кризиса.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
изучение экономической сущности и содержания антикризисного управления;
рассмотрение основных задач и принципов антикризисного управления;
проведение сравнительного анализа законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих процедуры банкротства в России и во Франции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного управления 4
1.1 Экономическая сущность понятия «антикризисное управление» 4
1.2. Задачи и принципы антикризисного управления 10
Глава 2. Механизмы антикризисного управления в разных странах 13
2.1. Особенности антикризисного управления во Франции. 13
Анализ основных антикризисных мероприятий по ликвидации последствий финансового кризиса. 13
2.2. Особенности антикризисного управления в России в условиях мирового финансового кризиса 20
2.3. Анализ основных положений и отличительных особенностей законодательного регулирования механизмов антикризисного управления 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая антикриз управл.docx

— 132.22 Кб (Скачать файл)

Целевые параметры инфляции на 2010 год определены на уровне 10%, на 2011 год – 7-8%, на 2012 год - 5-7%.

Дефицит федерального бюджета  в 2009 году находился на уровне 8,9% ВВП (3 418,8 млрд.рублей). В целях возврата к сбалансированной бюджетной политике в 2010-2012 годах был постепенно сокращен объем дефицита бюджета – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году (рис. 5.).[20]

 
Рис. 5 Баланс федерального бюджета 2005-2012гг.

Дефицит нефтегазового бюджета  при этом сократился - с 15% ВВП в 2009году до 9,8%ВВП в 2012 году. Несмотря на постепенное снижение уровня бюджетного дефицита с каждым годом все более остро стоит проблема его финансирования21.

В 2009 году практически весь объем дефицита финансировался за счет средств Резервного фонда (чистое долговое финансирование ожидается на уровне 405,2 млрд. рублей по сравнению с объемом дефицита 3 617,8 млрд. рублей). Большая часть дефицита следующего года также финансировалась за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 году дефицит федерального бюджета на 73,9% финансировался за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и на 26,1% (830,3 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, в 2011 году – соответственно на 36,9% и на 63,1% (1269,1 млрд. рублей), в 2012 году – на 45,5% за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 54,5% (851,7 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований.

Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета приведена  на рис. 6.

Использование Резервного фонда  на финансирование дефицита федерального бюджета привело к тому, что уже в 2010 году он оказался практически полностью исчерпан. В 2011-2012 годах фонд не пополнялся. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, были направлены на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. 

 
 
Рис.6 Источники финансирования дефицита федерального бюджета 2009-2012гг. 
Низкий уровень государственного долга позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются одними из лучших в мире.

2.3. Анализ основных положений и отличительных особенностей законодательного регулирования механизмов антикризисного управления

Государство различным образом  участвует в регулировании экономических процессов на микроуровне, основными из форм его действий являются пассивная (банкротство) и активная (структурные преобразования, устранение деформаций во взаимодействии макро - и микросистем, модернизация экономики, инновации и др.).

Банкротство является одним  из немногих институтов, в формировании которого принимают участие все  государства мира, его историю  можно изучать, таким образом, не только во времени, но и в пространстве.

В странах с развитой рыночной экономикой институт антикризисного управления формировался столетиями и имеет богатые традиции и высокую культуру. В зависимости от экономической модели и национальных особенностей сформировались германская, американская, французская и английская модели института несостоятельности. Нельзя не заметить, однако,  что на этих моделях, точнее, на их реализации, сказались некоторые общие для развитых стран характеристики:

  • отношение общества к процедурам банкротства как естественному экономическому процессу;
  • относительно невысокая доля организаций-должников;
  • наличие развитой инфраструктуры антикризисного управления.

Сравнительный анализ законодательства зарубежных стран позволил выделить два подхода к решению проблемы банкротства предприятий: ликвидация или реорганизация. Доминирует второй подход. Вместе с этим, несмотря на существенные различия в содержании законодательства о банкротстве разных стран, постепенно вырабатывается единообразный подход к регулированию этого процесса, суть которого состоит в дифференциации и возможности выбора процедуры преодоления банкротства в каждом конкретном случае22. Все чаще должник реабилитируется и получает шанс возобновить деятельность, чтобы выполнить свои обязательства перед кредиторами.

В России законодательное  закрепление институт банкротств получил  в 1998 году в федеральном законе о  несостоятельности (банкротстве). В 2002 году был принят новый закон № 127-ФЗ о несостоятельности (банкротстве), который предусмотрел новую для  России стадию финансового оздоровления.

Критический анализ действующих  законодательных норм позволил выработать рекомендации по улучшению российского  института банкротства. Представляется важным обеспечить сочетание в нем  рациональных институтов, с одной  стороны, защищающих интересы кредиторов, а с другой - учитывающих возможности  реабилитации должника. Также предлагается использовать в российской практике антикризисного управления инструменты предупреждения банкротства - такие, как «системы тревоги», что позволит акцентировать внимание на мерах недопущения финансовой несостоятельности и, в дальнейшем, финансового оздоровления предприятий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования были получены следующие основные результаты.

  1. В настоящее время многие российские предприятия испытывают затруднения в функционировании, вызванные как внешними, так и внутренними (неэффективными маркетингом и производственным менеджментом, несбалансированностью финансовых потоков и др.) причинами. Совокупное воздействие разнонаправленных факторов вызывает необходимость в постоянном анализе состояния предприятия с целью ранней диагностики кризисного развития и выработки защитных механизмов антикризисного управления.
  2. Механизм антикризисного регулирования на предприятиях и в экономике в целом имеет очень важное и актуальное значение, особенно в посткризисных условиях. Далее мы рассмотрим более подробно задачи и принципы системы антикризисного управления, а также особенности развития этой системы в условиях экономического кризиса.
  3. В общем случае политика антикризисного управления заключается в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и "включении" механизмов финансового оздоровления организации, обеспечивающих ее выход из кризисного состояния.
  4. Концепция французской системы правового регулирования несостоятельности базируется на утверждении, что целями законодательства о несостоятельности являются: во-первых, сохранение действующих предприятий; во-вторых, сохранение рабочих мест; в-третьих, удовлетворение требований кредиторов.
  5. Основными направления посткризисных мер в России являются следующие: курсовая политика, поддержка банковской системы, финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений,  налоговая, тарифная и бюджетная политика, содействие занятости населения, жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья и др.
  6. Критический анализ действующих законодательных норм позволил выработать рекомендации по улучшению российского института банкротства. Представляется важным обеспечить сочетание в нем рациональных институтов, с одной стороны, защищающих интересы кредиторов, а с другой - учитывающих возможности реабилитации должника. Также предлагается использовать в российской практике антикризисного управления инструменты предупреждения банкротства - такие, как «системы тревоги», что позволит акцентировать внимание на мерах недопущения финансовой несостоятельности и, в дальнейшем, финансового оздоровления предприятий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. План действий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Утверждён Председателем Правительства РФ от 6 ноября 2008 г. № 4863п-П13 // Документ официально опубликован не был.
  2. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Утверждена Правительством РФ 19 июня 2009 г. // Российская газета от 20 марта 2009 г. № 48.
  3. Основные направления антикризисных действий правительства Российской Федерации на 2010 год. Одобрено на заседании Правительства РФ 30 декабря 2009 г. (протокол № 42) // Документ официально опубликован не был.
  4. Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова.- М.: ИНФРА – М, 2009. – 620 с.
  5. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Под ред. Г.А. Александрова. – М.: Изд-во БЕК, 2010. – 544 с.
  6. Жарковская Е.П. Антикризисное управление /Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский.- М.: Омега – Л,2011.- 358 с.
  7. Российская экономика в 2009 году : тенденции и перспективы [Электронный ресурс] / Сайт Всемирного банка. – Режим доступа : http://www.worldbank.org.
  8. Радыгин, А. Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы / А. Радыгин. – М. : Институт Гайдара, 2010. – 592 с.
  9. Материалы официального сайта Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.minfin.ru.
  10. Путин, В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России / В. В. Путин // Комсомольская правда. – 2012. – 13 февраля.
  11. Мировая экономика : выход из кризиса / Под ред. Г. И. Мачавариани. – М. : ИМЭМО РАН, 2010. – 100 с.
  12. Протекционизм не принёс существенного эффекта / Информационный сайт GZT.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gzt.ru/topnews/economics/275059.html.
  13. Удивили всех и себя. Господдержка: кому помогла программа утилизации // Ведомости. – 2010. – 19 октября. – С. 13.
  14. Мау, В. Экономическая политика 2009 года : между кризисом и модернизацией / В. Мау // Вопросы экономики. – 2010. – № 2. – С. 4-25.
  15. Симачев, Ю. В. Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики / Ю. В. Симачев и др. // Вопросы экономики. – 2009. – № 5. – С. 21-46.
  16. Оценка влияния антикризисных мер на практическую деятельность предприятий в 2009 году // Материалы 1-го Международного совещания руководителей национальных объединений работодателей и предпринимателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.rspp.ru/Attachment.aspx?Id=14272.

1 Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова.- М.: ИНФРА – М, 2009. – 620 с.

2 Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Под ред. Г.А. Александрова. – М.: Изд-во БЕК, 2010. – 544 с.

3 Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Под ред. Г.А. Александрова. – М.: Изд-во БЕК, 2010. – 544 с.

4 Жарковская Е.П. Антикризисное управление /Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский.- М.: Омега – Л,2011.- 358 с.

 5 Жарковская Е.П. Антикризисное управление /Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский.- М.: Омега – Л,2011.- 358 с.

6 Российская экономика в 2009 году : тенденции и перспективы [Электронный ресурс] / Сайт Всемирного банка. – Режим доступа : http://www.worldbank.org.

7 Мировая экономика : выход из кризиса / Под ред. Г. И. Мачавариани. – М. : ИМЭМО РАН, 2010. – 100 с.

8 Радыгин, А. Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы / А. Радыгин. – М. : Институт Гайдара, 2010. – 592 с.

9 Путин, В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России / В. В. Путин // Комсомольская правда. – 2012. – 13 февраля.

10 Жарковская Е.П. Антикризисное управление /Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский.- М.: Омега – Л,2011.- 358 с.

11 Мау, В. Экономическая политика 2009 года : между кризисом и модернизацией / В. Мау // Вопросы экономики. – 2010. – № 2. – С. 4-25.

12 Симачев, Ю. В. Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики / Ю. В. Симачев и др. // Вопросы экономики. – 2009. – № 5. – С. 21-46.

13 Оценка влияния антикризисных мер на практическую деятельность предприятий в 2009 году // Материалы 1-го Международного совещания руководителей национальных объединений работодателей и предпринимателей [Электронный ресурс].

14 Оценка влияния антикризисных мер на практическую деятельность предприятий в 2009 году // Материалы 1-го Международного совещания руководителей национальных объединений работодателей и предпринимателей [Электронный ресурс].

15 Симачев, Ю. В. Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики / Ю. В. Симачев и др. // Вопросы экономики. – 2009. – № 5. – С. 21-46.

16 План действий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Утверждён Председателем Правительства РФ от 6 ноября 2008 г. № 4863п-П13

17 Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Утверждена Правительством РФ 19 июня 2009 г. // Российская газета от 20 марта 2009 г. № 48.

18 Основные направления антикризисных действий правительства Российской Федерации на 2010 год. Одобрено на заседании Правительства РФ 30 декабря 2009 г. (протокол № 42)

Информация о работе Механизмы антикризисного управления в разных странах