Механизмы антикризисного управления в разных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 05:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов и анализ механизма антикризисного управления предприятиями во Франции и России в условиях финансового кризиса.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
изучение экономической сущности и содержания антикризисного управления;
рассмотрение основных задач и принципов антикризисного управления;
проведение сравнительного анализа законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих процедуры банкротства в России и во Франции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного управления 4
1.1 Экономическая сущность понятия «антикризисное управление» 4
1.2. Задачи и принципы антикризисного управления 10
Глава 2. Механизмы антикризисного управления в разных странах 13
2.1. Особенности антикризисного управления во Франции. 13
Анализ основных антикризисных мероприятий по ликвидации последствий финансового кризиса. 13
2.2. Особенности антикризисного управления в России в условиях мирового финансового кризиса 20
2.3. Анализ основных положений и отличительных особенностей законодательного регулирования механизмов антикризисного управления 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая антикриз управл.docx

— 132.22 Кб (Скачать файл)

Антикризисное управление в широком  смысле это сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Это управление в условиях неопределённости, риска. В этом случае антикризисное  управление применяется на любом  предприятии независимо от его экономического положения (используется и на самых успешных предприятиях) и от его стадии жизненного цикла (используется на всех стадиях жизненного цикла).

Решение второй задачи преодоление  кризиса всегда носит специфический  характер, и поэтому его можно  назвать антикризисным управлением  в узком смысле.

Антикризисное управление в узком  смысле это предотвращение банкротства  предприятия, восстановление его платёжеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из данной кризисной  ситуации и восстановление его конкурентоспособности. Антикризисное управление в узком  смысле чаще всего имеет место  на стадии спада.

Концептуальная установка антикризисного управления организациями выражается в следующих основных положениях:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • кризисы в определённой степени можно ускорять, предварять и отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться;
  • кризисы можно смягчать, кризисные процессы в определённой степени управляемы, управление процессами выхода из кризиса способно ускорить эти процессы и минимизировать их негативные последствия;
  • управление в условиях кризиса требует особых подходов, инструментов, знаний и навыков.

В условиях, когда предприятие состоятельно, нормально функционирует на рынке, имеет положительные экономические  и финансовые результаты, антикризисное  управление должно быть нацелено на профилактику (предотвращение) кризисных явлений. Антикризисное управление - это целый  комплекс взаимосвязанных мероприятий  от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное  управление базируется на некоторых принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного8.

К числу основных принципов организации  антикризисного управления предприятием относятся:

Постоянная готовность к возможному нарушению финансового равновесия организации. Финансовое равновесие организации  очень изменчиво в динамике.

Ранняя диагностика кризисных  явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение  кризиса на предприятии несет  угрозу самому существованию предприятия  и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность  возникновения кризиса должна диагностироваться  на самых ранних стадиях с целью  своевременного использования возможностей ее нейтрализации.

Срочность реагирования на кризисные  явления. Каждое появившееся кризисное  явление не только имеет тенденцию  к расширению с каждым новым хозяйственным  циклом, но и порождает новые сопутствующие  ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные  механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.

Адекватность реагирования предприятия  на степень реальной угрозы его финансовому  равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства  в подавляющей своей части  связана с финансовыми затратами  или потерями. При этом уровень  этих затрат и потерь должен быть адекватен  уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).

Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства  предприятие должно рассчитывать исключительно  на внутренние финансовые возможности.

Выбор эффективных форм санации  организации. Если масштабы кризиса  не позволяют выйти из него за счет внутренних ресурсов, организация должна прибегнуть к механизмам внешней  санации.

Таким образом, политика антикризисного управления заключается в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и "включении" механизмов финансового оздоровления организации, обеспечивающих ее выход из кризисного состояния.

 

Глава 2. Механизмы антикризисного управления в разных странах

2.1. Особенности антикризисного  управления во Франции.

Анализ основных антикризисных  мероприятий по ликвидации последствий  финансового кризиса.

Как показывает практика большинства  зарубежных стран (Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др.), одним из ключевых, элементов современной системы несостоятельности является наличие специального правительственного учреждения с конкретными обязанностями по вопросам банкротства, способного контролировать действия законодательства и представлять соответствующие рекомендации относительно действий правительства в данной области (другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт специалистов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе).9

Можно выделить несколько часто  встречающихся функций и полномочий государственных органов по банкротству  зарубежных стран (рис. 4).

Как правило, компетенция и функции  государственных органов по банкротству  установлены законом. Вместе с тем, государственные органы по банкротству  многих стран имеют свои специфические  особенности. Так, государственные  органы по банкротству стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции  по банкротству.

Законы о банкротстве  разных стран рассматривают различные  стадии процедур несостоятельности, но все они, как правило, начинающиеся с внешнего управления имуществом должника. На этой начальной стадии внешний  управляющий имеет широкие полномочия, предоставленные либо судом (Франция, Германия), либо кредиторами во внесудебных  процедурах (Великобритания и еще 70 стран англосаксонской правовой системы), и позволяющие изымать и продавать имущество должника, изучать информацию о должнике, учитывать интересы кредиторов, предлагать ликвидацию, мировое соглашение или реабилитацию должника10.

В большинстве правовых систем, прежде всего, используется стандарт несостоятельности, ориентированный на ликвидность  или приток наличности. Как французский  закон, так и правовые системы, берущие  из него свое начало, основываются только на остановке платежей. Эта же норма  содержится в законе о банкротстве  США, который специально отменил  проверку баланса как непрактичную [1].

Рис. 4. Функции органов  по банкротству в зарубежных странах

Примечательно, что банкротство  является одним из немногих институтов гражданского права, в формировании которого принимают участие все  страны мира. Поэтому его историю  можно изучать не только во времени, но и в пространстве. Рассмотрим достижения и отличительные особенности  законодательства в этой области  во Франции.

По сравнению с законодательствами других стран законы Франции предусматривают  более сильную защиту предприятий, обусловленную приоритетом интереса к проблеме сохранения рабочих мест, т.е. преследуется такая цель, при которой несостоятельные предприятия сходили бы с дистанции задолго до официального объявления их банкротами. Для этого существует «система тревоги», когда заинтересованные круги оповещаются о приближении состояния неплатежеспособности. Акцент в законодательстве сделан на том, чтобы предупреждать, а не лечить.

В 1985 г. были приняты и ныне действуют  Закон «О восстановлении предприятий  и ликвидации их имущества в судебном порядке», декрет с таким же названием  и Закон «О конкурсном управлении, ликвидаторах и экспертах по определению  состояния предприятий»11.

Концепция французской системы  правового регулирования несостоятельности  базируется на утверждении, что целями законодательства о несостоятельности  являются:

  • во-первых, сохранение действующих предприятий;
  • во-вторых, сохранение рабочих мест;
  • в-третьих, удовлетворение требований кредиторов.

В зависимости от размеров предприятия-должника применяются две процедуры разбирательства  по делу о несостоятельности: обычная (общая) и упрощенная. Последняя используется в отношении предприятий со штатом персонала не более 50 человек и  годовым оборотом не более 20 млн фр. Суть ее состоит в том, что суд не назначает судебного администратора. Должник сам представляет свои интересы в суде, сохраняя при этом контроль над предприятием.

При рассмотрении дела о несостоятельности  предприятия суд анализирует  его предшествующую деятельность, определяя  момент вступления в стадию неуплаты по задолженности. Отрезок времени, начиная с установленного момента  и кончая датой принятия ходатайства  о Несостоятельности, именуется периодом подозрительности. При опротестовании сделок с таким предприятием, включая заблаговременное погашение отдельных долгов, дачу закладных или прав на удержание имущества, безвозмездную передачу имущества или продажу его за неадекватную стоимость, большое значение придается тому факту, что они были совершены именно в этот период.

После принятия ходатайства о несостоятельности  предприятия начинается период наблюдения, который длится до шести месяцев. В это время производится оценка ситуации и выбор варианта вынесения  решения: реорганизация или ликвидация. Причем в данный период ни один работник не может быть уволен с предприятия-должника по инициативе администрации.

Предпочтительной среди реорганизационных  процедур является сдача предприятия  в аренду с правом выкупа на срок не более двух лет, а среди ликвидационных - продажа предприятия как производственной единицы. Эти приоритеты определены с точки зрения сохранения рабочих  мест. Усиленный социальный аспект проявляется и при определении  сверхприоритета при выплатах: предпочтение отдается выдаче заработной платы персоналу предприятия-должника, а не выплатам прочим категориям кредиторов. Кроме того, особая роль при проведении процедуры банкротства отводится представителю работников предприятия-должника, мнение которого учитывается при принятии решения суда. При несогласии с решением представитель работников имеет право подать на апелляцию.

В 1994 г. в правовом регулировании  несостоятельности произошли изменения: законом № 94-475 от 10 июня 1994 г. в нормативные  акты были внесены поправки, согласно которым процедуры несостоятельности  теперь применимы к коммерсантам, ремесленникам, лицам, занятым в  сельском хозяйстве, и к любым  юридическим лицам частного права. Указанные поправки также немного  усилили защиту прав кредиторов12.

Процедура банкротства начинается с введения наблюдения, назначения администратора, однако должник может  продолжать самостоятельно управлять  и распоряжаться имуществом.

Проводимое на основании  соглашения должника и кредиторов восстановление предприятия предполагало предварительное  удовлетворение требований государства  и осуществление капиталовложений. Кроме того, французское законодательство отличается своим жестким отношением к кредиторам. По обеспеченным обязательствам не начисляются никакие проценты (за исключением договоров займа, заключенных на срок более одного года, кредитов с отсрочкой по выплате  более чем на один год). За счет предметов  обеспечения могут погашаться расходы  на управление должником, предметы обеспечения  могут предоставляться администратором  с разрешения суда в качестве обеспечения  новых займов, которые имеют более  высокий приоритет.

Если соглашение о выплате  долгов между должником и кредиторами  не достигается, суд утверждает подготовленный администратором план восстановления предприятия.

Выслушав администратора, представителей должника, кредиторов и трудового коллектива, суд может  принять решение об утверждении  плана восстановления или о ликвидации предприятия. В плане указываются лица, на которых возлагается его осуществление, а также пределы полномочий этих лиц. План должен содержать меры по поддержанию и финансированию должника, уровень занятости, размеры предстоящих увольнений, необходимые изменения в уставе.

Суд может также принять  решение об уступке предприятия (полной или частичной). Предметом  уступки может быть только целостный  технологический комплекс. Цессионарий  до полной оплаты стоимости имущества  не вправе каким-либо образом распоряжаться  им. В результате цессионарий получает активы должника, освобожденные от обязательств перед кредиторами. Требования кредиторов удовлетворяются за счет вырученной суммы. В первую очередь удовлетворяются требования по заработной плате, затем требования по возмещению расходов по продолжению деятельности предприятия. Далее идут обеспеченные кредиторы, пособия руководителю должника и оставшиеся средства распределяются пропорционально среди необеспеченных кредиторов.

Информация о работе Механизмы антикризисного управления в разных странах