Контроллинг в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: Раскрыть теоретические аспекты контроллинга в антикризисном управлении.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
• Изучить стратегический контроллинг и оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии.
• Раскрыть принципы и функции контроллинга.
• Провести анализ взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.
• Раскрыть понятие «контроллинг». Его применение на практике.
• Выявить значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия
• Проанализировать роль контроллинга в антикризисном управлении
• Рассмотреть концепции системы контроллинга и инструментарий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.……………………………………….….6
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи ....................................................6
1.2 Принципы и функции контроллинга ……………..……………………...…9
1.3 Роль контроллинга в антикризисном управлении …………………….…12
1.4 Концепции системы контроллинга и инструментарий ………………….17
2 ОПЕРАТИВНЫЙ И СТРАТИГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………...………..23
2.1 Стратегический контроллинг ……………………………………………...23
2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии….25
2.3 Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии ………………………………………….…......27
3 КОНТРОЛЛИНГ, КАК КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ….............................................................30
3.1Значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия……………………………………………………………….……..30
3.2Концепция контроллинга в системе менеджмента…...……………………36
3.3 Разработка маркетинговой стратегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом гот.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Контроллер использует внутрение и внешние источники информации, обрабатывает ее и направляет внутренним или внешним адресатам. Сотрудники всех подразделений, в свою очередь, также должны предоставлять ему необходимую информацию.

Отчет руководству фирм о результатах своей деятельности, подготовленный контроллером должен ориентироваться на конкретного пользователя и не содержать материалов расследования для доказательства чьей-то вины. Не следует часто менять форму отчета и приводить слишком много расчетных данных. Числовую информацию желательно сопровождать пояснениями, графиками, таблицами и помнить, что отчет составляется для достижения определенной цели.

Важное место в работе контроллера занимает координация (или координирование) работы предприятия, направленная на улучшение взаимодействия всех подразделений как системы различных звеньев, выполняющих общую задачу.

Механизм контроллинга основан на четырех основополагающих принципах:

1. движения и торможения;

2. своевременности;

3. стратегического сознания;

4. документирования.

Рассмотрим принцип движения и торможения.

Разработка и реализация правильных (обоснованных) стратегических решений – необходимое условие успешной деятельности предприятия и его движения вперед. Создание и сохранение условий для успеха тесно связано с понятием «инновация». Инновация как изменение или обновление имеет место при использовании в работе новых, прогрессивных приемов и методов. Как известно, инновационные решения плохо программируются и обычно встречают сопротивления тех, кто привык работать старыми методами. Российская практика в этом случае не является исключением. Контроллер обязан активно воздействовать на работников, тормозящих прогресс, добиваться постоянного обновления всей деятельности фирмы, особенно в сфере менеджмента.

Характерная особенность нововведения – применение в областях, иногда достаточно удаленных от сферы их первоначального появления.

При осуществлении инновационной политики необходимо учитывать возможность появления новых, неожиданных рынков продукта.

Важное свойство инноваций – смена предшествующей системы технологии и переход на принципиально новый уровень. Только такой подход дает возможность эффективно внедрять новинки. При этом временной отрезок между появлением нововведения и доводкой до уровня рыночной продукции не должен быть значителен. Отметим также, что успешное внедрение новинки невозможно без соответствующей технологической базы.

Инновации не обязательно должны быть связаны с самыми передовыми достижениями в бизнесе. Зачастую как инновация может рассматриваться применение уже известных технологий, но в новых областях, дающих значительный экономический эффект (например, открытие новых рынков). С другой стороны, инновационность предприятия связывается не только со способностью его коллектива изобретать новое, но с лучшим использованием уже имеющегося. Таким образом, нововведение выступает особым инструментом, средством, позволяющим осуществить новый вид бизнеса.

Принцип движения торможения в контроллинге создает объективные условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного и эффективного в практику конкретного предприятия с учетом его специфики и возможностей. При этом материал для инноваций вовсе не обязательно находится только в сфере конкретного бизнеса. Важно, чтобы он подходил для данного предприятия и обеспечивал быстрый и высокий результат.

Далее рассмотрим принцип своевременности.

Контроллинг как функция, ориентированная на будущее, служит раннему выявлению новых возможностей и рисков для предприятия. Способность компании к своевременному реагированию на рыночные изменения зависит от временного интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретным действием, а также от зарплаты, времени на изменение плана и внедрения новинки. В интересах укрепления позиций фирмы контроллер обязан учитывать вновь возникающие шансы и риски и их возможное влияние на прибыль. Поэтому контроллер постоянно наблюдает за «окружающей средой» сотрудников, из которых постоянно поступупает множество сигналов. Контроллер определяет: какая информация важна, и кто принимает решения, каким образом передать информацию тем, кто выполняет решения.

Охарактеризуем принцип стратегического сознания.

Информация, полученная от работников, имеет важное значение для проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивое будущее фирмы.

Руководители предприятия, его подразделений и сотрудники на практике нередко принимают тактические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные выгоды в текущем плане, но не соответствующее стратегическим задачам предприятия. В результате, выиграв (и порой немало) сегодня, фирма может гораздо больше потерять завтра.

 

3.2Концепция контроллинга в системе менеджмента.

В России интерес к контроллингу стал появляться в начале последнего десятилетия, когда закрепились рыночные принципы хозяйствования.    

    Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков. Сегодня контроллинга приобрел самоценность, стал одним из наиболее прогрессивных методов управления и используется в наиболее крупных и на средних предприятиях и организациях России.

      Контроллинг важен и необходим не только в связи с активным освоением у нас современной теории управления, но и реформированием властных структур и делегированием более широких полномочий муниципальным учреждениям и предприятиям.

Контроллинг - система экономических инструментов для эффективного управления предприятием, с помощью которых можно определить его цели и постоянно следить за степенью их достижения. Разные предприятия ставят перед собой различные цели. Именно поэтому контроллинг призван обеспечивать разнообразные инструменты для контроля за их производственно-хозяйственной деятельностью, поскольку набора средств, одинаково успешно применимого на всех предприятиях не существует.   

    Контроллер на предприятии постоянно сравнивает достигнутые результаты с плановыми показателями и может в любое время установить реальное положение предприятия, его соответствие намеченному курсу.

   В основе контроллингового цикла регулирования лежит следующий процесс: целеполагание - идеальные и реальные цели; планирование - стратегическое и оперативное; сравнение сделанного и намеченного; анализ выявленных «узких мест» деятельности организации, ее экономического роста, анализ отклонений от плана; корректирующие мероприятия, управление, инновации.

Контроллинг обеспечивает стабильность и долгосрочное существование предприятия. Согласование, управление и достижение целей происходит внутри самоуправляющейся системы. Работа данной системы в заданном режиме свидетельствует о ее нормальном развитии.

        Контроллинг активно содействует рационализации информационных потоков на предприятии. Благодаря постоянному сопоставлению полученных результатов с намеченными целями, контроллинг позволяет предприятию эффективно использовать ресурсы и быстро адаптироваться к изменениям, что превращает контроллинг в очень эффективный управленческий инструмент.

      Предприятие формулирует свои цели и прокладывает курс при помощи стратегического контроллинга. Оперативный же контроллинг отслеживает прохождение по маршруту. В том и другом поле контроллинга возникают задачи по планированию и контролю. Для их успешного решения применяют соответственно стратегическое планирование и стратегический контроль, оперативное планирование и оперативный контроль, опирающиеся на управленческую информационную систему предприятия. Стратегическое планирование призвано направлять усилия предприятий на выгодные рынки, где будут востребованы их услуги. Оно помогает выявлять будущие потенциальные возможности (равно как и опасности, для их предотвращения), а также ключевые факторы успеха и разрабатывать на их основе стратегии, что сделать очень непросто.

     Контроллинг и маркетинг между собой тесно связаны посредством системы планирования. Стратегическое планирование обеспечивает анализ потенциала существующих сегментов рынка и помогает поиску новых сегментов, оперативное - использует маркетинговый инструментарий для выработки текущих мероприятий, корректировки политики предприятия и т.д. Стратегический контроль помогает выяснить, следует ли в будущем придерживаться избранного и осуществляемого сегодня курса. Проверка результатов и оценка внешнего окружения предприятия позволяют сделать вывод о том, стоит ли изменить долгосрочные цели. Система раннего оповещения гарантирует, что даже слабые сигналы об опасности не останутся без внимания и будут использованы для корректировки курса. С функциональной точки зрения контроллинг - подсистема управления, нацеленная на процессы планирования и контроля, на их координацию и информационную поддержку.

Важно также обеспечить функциям контроллинга институциональную поддержку, т.е. создание такой его системы, которая при наличии соответствующих полномочий позволит менеджменту решать заранее определенные комплексы задач. Важным инструментом достижения высоких рыночных результатов, а также профилактики управленческих рисков является аудит, который выступает в качестве одной из основных составляющих концепции контроллинга. Сотрудники предприятия, которым поручена реализация контроллинга на практике, обычно очень тесно взаимодействуют с работниками, осуществляющими внутренний аудит на предприятии.

 

3.3 Разработка маркетинговой стратегии и  системы контроллинга в антикризисном  управлении предприятием.

Уже не раз отмечалось, что в условиях трансформации российской экономики в деятельности хозяйствующих субъектов существенно повысился фактор неопределенности, увеличился риск. Выживание предприятий в этих условиях все чаще зависит от действия долгосрочных факторов. Их учет возможен в значительной мере в рамках реализации маркетинговой стратегии, нацеленной на поддержание и развитие производства,  повышение профессионального и квалификационного уровня сотрудников фирмы, совершенствование ассортимента и рост конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоение новых рынков, на повышение эффективности функционирование компании.

Главная проблема сегодня на многих предприятиях связана с неумением правильно организовать маркетинг, с тем, что прежде всего из-за недостатка информации они не могут найти тот продукт, который востребован сегодня рынком. Налаживая тонкие связи в рамках производственной региональной и межрегиональной кооперации, можно решать проблему финансового оздоровления предприятий. Не обязательно оказывать помощь всем предприятиям, завязанным в единую технологическую цепочку, поддержать, скажем, последнее в этой технологической цепочке предприятие, выпускающее конечную продукцию, которое, соответственно, оплатит продукцию своих смежников и поставщиков.

Так, умелое управление маркетингом позволило АО «Пемос», выпускающему синтетические моющие средства, превратиться из аутсайдера в лидеры отечественного рынка бытовой химии. До кризиса августа 1998 г. завод представлял грустное зрелище. На заводе не было «живых» денег, и продукцию обменивали на все то, что можно было обменять, с тем чтобы выменянную на стиральные порошки продукцию можно было хоть как-то продавать в дальнейшем за деньги, а если это не удавалось, то рассчитаться с бюджетом и партнерами по бизнесу натуральными продуктами других предприятий.

Такой бартер приводил к тому, что немногочисленные торговые предприятия, которые покупали у завода моющие средства за «живые» деньги, постепенно, не  выдержав конкуренции, уходили с рынка, тогда как предприятия, получавшие моющие средства по бартеру, зачастую выбрасывали их на рынок по ценам в 2 раза ниже отпускной цены завода, ибо это для них было средством обналичивания денег. В итоге, объемы производства на заводе снизились до 10-15% проектной мощности.

Приведенный пример показывает, что в условиях перехода к рынку предприятия не могут обойтись без использования маркетинговой стратегии. Она нацелена на поддержание и развитие процесса производства, интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, повышение качества продукции и расширение товарного ассортимента, освоение новых рынков, увеличение сбыта и, в конченом счете, на повышение эффективности деятельности предприятия.

Разрабатывая и воплощая в жизнь маркетинговую стратегию, направленную на увеличение добавленной стоимости или  снижение издержек, предприятие предлагает потребителям товар, ценность которого превосходит предложения конкурентов.

Планирование маркетинговой стратегии, выступая в качестве одной из функций антикризисного управления:

      основывается на оценке перспектив развития внешней среды деятельности фирмы, состоянии внешней конъюнктуры. Нестабильность экономики, постоянно меняющиеся условия ее развития затрудняют прогнозируемость многих процессов во внешней среде. В то же время в современном управлении нацеленность на адаптацию  организации к изменениям во внешней среде приобретает особую актуальность. В связи с этим очень важно располагать информацией о состоянии экономической конъюнктуры страны (объеме производства продукции и предоставляемых услуг, динамике внутреннего и внешнего товарооборота, уровне платежеспособного спроса населения и индексе стоимости жизни, масштабах инвестиционной активности,  других показателях, характеризующих экономическую ситуацию в стране и происходящих в ней изменениях;

      предусматривает анализ сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, поскольку  успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек производства и другими способами воздействия на внутренние факторы производства. Одна из  главных особенностей  управления в период кризиса заключается в том, что  реализация решений, использующих преимущественно инструменты  внутрифирменного управления,  становится основным содержанием антикризисных мероприятий;

      предполагает сбор и анализ информации о партнерах фирмы, потребителях ее продукции, конкурентах.

Решающим фактором, определяющим дееспособность предприятия, фирмы, корпорации, выступают инновационная деятельность, любые улучшения на всех направлениях их функционирования. Для российских хозяйствующих субъектов, столкнувшихся с конкуренцией, проблемой выживаемости в жестких условиях рынка, особое значение приобретает разработка и осуществление эффективной научно-технической политики.

Информация о работе Контроллинг в антикризисном управлении