Контроллинг в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: Раскрыть теоретические аспекты контроллинга в антикризисном управлении.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
• Изучить стратегический контроллинг и оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии.
• Раскрыть принципы и функции контроллинга.
• Провести анализ взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.
• Раскрыть понятие «контроллинг». Его применение на практике.
• Выявить значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия
• Проанализировать роль контроллинга в антикризисном управлении
• Рассмотреть концепции системы контроллинга и инструментарий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.……………………………………….….6
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи ....................................................6
1.2 Принципы и функции контроллинга ……………..……………………...…9
1.3 Роль контроллинга в антикризисном управлении …………………….…12
1.4 Концепции системы контроллинга и инструментарий ………………….17
2 ОПЕРАТИВНЫЙ И СТРАТИГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………...………..23
2.1 Стратегический контроллинг ……………………………………………...23
2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии….25
2.3 Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии ………………………………………….…......27
3 КОНТРОЛЛИНГ, КАК КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ….............................................................30
3.1Значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия……………………………………………………………….……..30
3.2Концепция контроллинга в системе менеджмента…...……………………36
3.3 Разработка маркетинговой стратегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом гот.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Нарушение платежеспособности компании в современных условиях чаще всего становится  следствием неадекватности ее инновационной стратегии  изменениям во внешней среде. В стратегическом планировании большинства российских предприятий инновационной деятельности пока еще не уделяется соответствующего ее значению внимания. В результате прежняя продукция и технологии устаревают, рынки предприятия не обеспечивают прибыльности, происходит сокращение активов, теряется платежеспособность. Низкая инновационная активность приводит к кризису и крупные предприятия в отраслях с высокими технологиями,  и средние и малые фирмы, выступающие на динамичных рынках.

Зарубежный опыт констатирует, что в условиях конкуренции непрерывное внедрение новшеств, способность руководства предприятия к инновационной деятельности представляют собой решающий фактор поддержания  высокого уровня его доходности.  Необходимость инноваций диктуется изменениями, происходящими во внешней среде, в которой действует фирма, а также угрозой устаревания выпускаемой ею продукции.

Нововведения касаются разработки и организации выпуска нового продукта или услуги, усовершенствования выпускаемой продукции, выхода фирмы на новые рынки и расширение существующих рынков, технологии и организационной структуры управления предприятием, ее адаптации к изменениям, происходящим на рынке, снижения затрат на производство и реализацию продукции, других аспектов функционирования компании. Компании, пренебрегающие инновационной деятельностью, оказываются в конечном счете беззащитными перед ухудшением рыночной конъюнктуры. Поэтому формирование мировоззренческой концепции и приоритетов в области инноваций, понимания важности нововведений - одна из важнейших задач российских менеджеров.

Предприятие может  добиться крупных успехов и признания на рынке, если будет использовать в управлении наиболее передовые, прогрессивные методы. К числу таких новаций следует отнести практику внедрения контроллинга. Использование системы контроллинга в антикризисном управлении, как вытекает из зарубежной практики,  позволяет  «отслеживать» движение предприятия к намеченной стратегической цели (миссии) своего развития.

Контроллинг, как отмечает Э. Уткин,  выступает как система обеспечения выживаемости фирмы в краткосрочном плане, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном плане - на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой. Появление контроллинга связано с усложнением ориентации на рынке, усилением конкуренции, необходимостью учета социальных и экономических факторов. Контроллинг - совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом уровне развития рынка, единая система направления на достижения стратегических реализацию продукции.

Как известно, западные фирмы ведут финансовую бухгалтерию, регламентируемую государством и предназначенную для государства, банков, инвесторов и кредиторов. Внутренний учет (управленческий, производственный и т.д.) необходим для более эффективного менеджмента, характер которого определяет само предприятие. В России пока лишь формируются основы контроллинга. Национальные бухгалтерские стандарты еще не разработаны, хотя российские фирмы получили относительную экономическую свободу для организации внутренней бухгалтерии.

Для внедрения и обеспечения надежного функционирования системы контроллинга менеджеру необходима постоянная оперативная информация о реальных затратах на производство и реализацию продукции, услуг, каждого конкретного их вида, точные калькуляции услуг, в которые внесены все непосредственные затраты на их обеспечение. Отметим, что традиционное ценообразование, опирающееся на калькуляцию полной фактической себестоимости продукта, сейчас все более отходит на второй план, а преобладает оценка, сколько клиент может и хочет заплатить за товар или услугу. Менеджер обязательно опирается на нижний предел цены, при котором определяются затраты, минимально необходимые для покрытия собственных затрат на производство и целей компании.

Тем не менее, глубокое изучение и внедрение контроллинга необходимо по следующим соображениям:

1. Анализ возникающих проблем управления на Западе, их тенденций важен, чтобы исключить ошибки при использовании контроллинга в России, вовремя оценить возникающие трудности и найти пути их устранения.

2. Принцип контроллинга - сегодня внедрять то, о чем другие будут думать только завтра - позволяет использовать самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов.

3. Внедрение контроллинга - исключительно эффективный метод рыночного хозяйствования, если его применять с учетом конкретных российских условий.

4. При практической реализации основ контроллинга одинаково важны все его составляющие (учет, анализ, планирование, контроль, маркетинг, информация) и их глубокое знание, чтобы в совокупности, во взаимодействии получить высокий дополнительный эффект.

5. Современному российскому менеджменту как воздух нужны инновации, которым контроллинг всемерно способствует.

6. Контроллинг - это образец мышления менеджера, нацеленный на будущее. Поэтому он выступает одной из основ стратегического менеджмента и позволяет соизмерять любые действия предприятия сегодня с точки зрения того, к чему это приведет завтра. Контроллинг - это одна из основ антикризисного управления.

Контроллинг направлен на устранение узких мест в работе компании, ориентацию на будущее в соответствии с фиксированными в ее миссии целями, на достижение конкретных результатов бизнеса с комплексным использование методов оперативного и стратегического менеджмента.

Особое значение в контроллинге имеет использование методов бюджетного контроля. Поскольку в рамках менеджмента соизмерение каждого рыночного действия предприятия, работа любого его подразделения оценивается по полученной норме прибыли, такого рода контроль необходим.

Скажем, фирма планирует открыть новый филиал. Реализация намеченного требует изложения всех предполагаемых в этой связи действий в денежной форме. Определяется, в  частности, величина расходов на помещения, численность и затраты на персонал, предполагаемый доход и т.д. Как известно, каждая компания составляет свой бюджет в целом с разбивкой его по отдельным подразделениям. Поэтому менеджер получает возможность проверять бюджеты различных звеньев на предмет их соответствия общей стратегии развития. В рамках системы бюджетного контроля сопоставляется реальный уровень издержек и результатов с плановыми. Верхний и нижний пределы расходов и других показателей устанавливаются для конкретных их видов -  оклад, расходов на обучение кадров, на оборудование офисов и т.д.

Бюджетный контроль наиболее эффективен, когда бюджет составляется менеджерами, ответственными за контроль над расходами. При сопоставлении реальных расходов по любой статье с бюджетными  практически всегда имеют место отклонения, поскольку бюджет является прогнозируемой величиной. Незначительные отклонения обычно игнорируются, но когда отклонение превышает установленный уровень, это становится предметом анализа.

Современные аспекты контроллинга служат достижению всех поставленных целей в бизнесе. Изначально контроллинг использовался для решения основных задач в рамках ориентированного на прибыль предприятия. Но практика показала, что оно лишь тогда сможет выжить на рынке, если будет активно действовать на основе четкого плана в таких сферах, как «персонал фирмы» и «экономическая среда фирмы». Поэтому в рамках контроллинга уделяется особое внимание разработке программы совершенствования и развития персонала, постоянному росту их квалификации работников, системы его организации.

Контроллинг помогает руководству фирмы  решать следующие оперативные задачи:

      содействует организации единой системы планирования, основанной на координации всех сфер деятельности;

      определяет соответствие оперативных планов стратегическим;

      обеспечивает оперативное сравнение плановых и фактических показателей;

      принимает энергичные меры, позволяющие своевременно и в полной мере достигнуть важнейших запланированных показателей;

      информирует руководство и сотрудников о ходе выполнения текущих результатов.

Стратегические задачи контроллинга включают:

      заботу о развитии стратегического планирования в фирме;

      анализ слабых и сильных сторон ее деятельности;

      уточнение в связи с изменениями во внешней и внутренней среде стратегических целей фирмы и обеспечение условий их своевременного достижения;

      систематическое сравнение стратегических и фактических плановых показателей;

      корректирующие меры в случае отклонения от цели.

Контроллинг, таким образом, выступает эффективным средством управления, нацеленным на решение стратегических проблем. Сравнение реальных и плановых показателей делается для того, чтобы своевременно определить, где возникли затруднения с реализацией плана и с помощью регулирующих мероприятий обеспечить получение плановой прибыли, достижение других намеченных показателей.

В контроллинге особое значение приобретает информация. Для обеспечения задач менеджмента контроллер должен предоставлять руководителям предприятия и его подразделений информацию, необходимую для принятия решений и контроля.

Важное место в работе контроллера занимает координация работы предприятия, направленная на улучшение взаимодействия всех подразделений как системы различных звеньев, выполняющих общую задачу.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая, что наша экономика находится в глубоком кризисе, программа правительства по стабилизации экономики включает ряд рациональных мер (реформирование экономики, реформа налоговой системы) по выходу страны из кризиса.

Мировой опыт показывает, что выход из кризиса облегчается за счет «новых» технологий управления бизнесом – долгосрочного планирования и системы контроллинга.

Технология действительно новая, несмотря на более чем 70летний опыт в долгосрочном планировании в России. Дело в том, что долгосрочное планирование от социалистического отличается по ряду параметров. Главное – планировать необходимо не в плановой экономике, а в условиях рынка. Поэтому, планирование должно быть построено на основе многоальтернативности.

Основа планирования полностью меняется. Все что мы планируем (показатели, тенденции, мероприятия) должно поддаваться оперативному и стратегическому учету, контролю и управлению.

Долгосрочное планирование должно базироваться на стройной системе учета. Главный девиз: «планировать то, что поддается учету, контролю и управлению».

Долгосрочное планирование должно основываться на системе контроллинга.

Контроллинг имеет стратегическое значение в анализе внешней и внутренней среды. Контроллинг отвечает за выработку и последующую возможную корректировку глобальных и локальных стратегий.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996г. №14-ФЗ
  3. Федеральный закон от 8 января 1998 года №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  4. Ансофф И Стратегическое управление-М.:Экономика,1989.-18с.
  5. Ансофф И. Стратегическое управление/ Под ред. Л.И. Евенко. Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989.
  6. Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла Портера) // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№4.-С.3-8
  7. Беляева С.Г. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И.. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. – 469с.
  8. Богачев В.Ф. и др. «Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. – СПб.: Издательский дом «Коврус», 1996. – 352с.
  9. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента/Пер. с англ.; Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  10. Виханский О.С. Стратегическое управление-М.:Гардарики,2003.-24с.
  11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Высш. Шк., 1994.
  12. Виханскийй О.С. Стратегическое управление: учебник/ О.С. Виханский. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономист, 2004. – 296 с.
  13. Владимирова И.Г., Дубинский А.В. Классификация стратегий развития автомобильных компаний в современном мире и перспективы отечественного автопрома // Менеджмент в России и за рубежом.-2005.-№1.-С.17-27
  14. Гусев В.И. Антикризисное управление: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2006. - 104 с.
  15. И.В. Романенко. Экономика предприятия. Практическое пособие С. Пб. 1999г.
  16. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: «ДеКА», 1996.
  17. Короткова Э.М. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Короткова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005. — 620 с.
  18. Кошкин В.И. Антикризисное управление. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000
  19. Кургин Е.А. Граница ценности и стратегический выбор компании // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№1.-С.3-14
  20. Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией/ А.Н. Лапин// Управление персоналом. – 2005. – №2. – С. 63-71
  21. Ларионов И.К. Антикризисное управление: Учебное пособие/ Рук. авт. колл. проф. И. К. Ларионов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 292 с.
  22. Мирук Т. Стратегическое планирование развития предприятия/ Т. Мирук // Консультант директора. – 2003. – №2. – С. 26-31
  23. Спановский В. А. Антикризисное управление:курс лекций: для студентов экономических специальностей 080105 «Финансы и кредит» всех форм обучения: - М.: МГУПИ, 2008. - с. 72.
  24. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. — М.. 2004.
  25. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. – СПб.: «Специальная литература», 1996. – 511с.
  26. Сухов В.Д. Основы менеджмента: учебное пособие для начального профессионального образования/ В.Д. Сухов, С.В. Сухов. – М.: Академия, 2004. – 192 с.
  27. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.,2004.
  28. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент/ Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2007.
  29. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник/Пер. с англ.; Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И.Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  30. Травин В.В..Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 2005.
  31. Турчинов A.M. Профессионализация и кадровая политика: пробле­мы развития теории и практики. — М.,2006.
  32. Чумак В.Г. Менеджмент персонала. Учебное пособие. - Ростов Н/Д: Феникс, 2003
  33. www.webkursovik.ru
  34. www.lib.rus.ec
  35. www.consultant.ru

Информация о работе Контроллинг в антикризисном управлении