Контроллинг в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: Раскрыть теоретические аспекты контроллинга в антикризисном управлении.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
• Изучить стратегический контроллинг и оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии.
• Раскрыть принципы и функции контроллинга.
• Провести анализ взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.
• Раскрыть понятие «контроллинг». Его применение на практике.
• Выявить значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия
• Проанализировать роль контроллинга в антикризисном управлении
• Рассмотреть концепции системы контроллинга и инструментарий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.……………………………………….….6
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи ....................................................6
1.2 Принципы и функции контроллинга ……………..……………………...…9
1.3 Роль контроллинга в антикризисном управлении …………………….…12
1.4 Концепции системы контроллинга и инструментарий ………………….17
2 ОПЕРАТИВНЫЙ И СТРАТИГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………...………..23
2.1 Стратегический контроллинг ……………………………………………...23
2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии….25
2.3 Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии ………………………………………….…......27
3 КОНТРОЛЛИНГ, КАК КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ….............................................................30
3.1Значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия……………………………………………………………….……..30
3.2Концепция контроллинга в системе менеджмента…...……………………36
3.3 Разработка маркетинговой стратегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом гот.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Выделяют следующие основные принципы контроллинга:

1) принцип регулирования динамики развития организации, т. е. ускорение или торможение различных процессов в организации. Одни процессы требуют ускорения, другие, наоборот, торможения. Сочетание первого и второго – важнейшая задача контроллинга, который и предназначен распознавать и выявлять положительные и отрицательные тенденции, возможности влиять на них соответствующим образом;

2) принцип фиксации фактов, норм, заданий, показателей и т. д. Без фиксации или документального оформления невозможны сравнение и обоснование тенденций, анализ их истоков и причин. В современном управлении такая фиксация осуществляется посредством компьютерной техники. Однако некоторые факты необходимо оформлять в документальном порядке;

3) принцип регулярности контроля, мониторинга процессов. Контроллинг построен не на эпизодическом или выборочном, а на регулярном контроле. Регулярность отражает не только промежутки времени, но и этапы процессов и точки контроля;

4) принцип гибкости контроля, т. е. необходимость варьировать методы и формы контроля в зависимости от обстоятельств развития организации;

5) принцип фактологии, отражающий правило логичного сбора и построения фактов. Основу такой логики должны составлять цель и миссия организации, концепция управления, систематизация фактов;

6) принцип накопления информации, позволяющий вести статистику и производить статистический анализ, видеть тенденции и предвидеть будущее;

              7) принцип анализа тенденций, т. е. сравнительные оценки и сопоставления;

8) принцип стратегичности. Главным в содержании контроллинга является обеспечение развития предприятия по стратегической программе, осуществление его деятельности в соответствии с разработанной стратегией;

9) принцип своевременности обнаружения отклонений – устранение отклонений в работе предприятия на ранней стадии кризиса, особенно если они оказались результатом ошибки;

10) принцип организационного обеспечения, т. е. необходимость выделения специальной службы и предоставления ей статуса, необходимого для реализации всех перечисленных принципов и специализированных функций.             

Любой тип управления характеризуется функциями (система управления), приоритетами (механизм управления) и технологией (процесс разработки и принятия решений).

Специфические функции контроллинга (См. Приложение №2):

1) мониторинг состояния и изменения организации по всем сферам ее функционирования – экономической, социальной, технологической, организационной, информационной;

2) информационное обеспечение управленческих решений: поиск, получение и обработка информации, дифференциация информации по проблемам, организационным единицам, разработка альтернативных вариантов решений;

3) контроль и мотивация исполнения решений и творчества в деятельности. Эта функция «питает» систему ответственности и поощрений, которая может быть различной – административной, экономической, социально-психологической, коллективной и пр. Наблюдение за исполнением является и значительным мотивационным фактором, в том числе и фактором поощрения за творчество;

4) оценка устойчивости развития организации, осуществление антикризисного управления в виде решений по профилактике кризисов, готовности к кризисным ситуациям, определения характера и особенностей возможного или реального кризиса;

5) установление границ отклонений (ограничений) от действующих норм, плановых показателей и тенденций развития;

6) анализ причин отклонений, определение ограничений объективных, естественных в данной ситуации, необходимых для эффективности или для выбранной цели;

7) прогнозирование развития на ближайшую и дальнюю перспективу;

8) контроль затрат и регулирование использования ресурсов: финансовых, материальных, людских, информационных, ресурсов времени и пространства;

9) разработка методологии планирования с учетом возможностей контроля, регулирования и координации, критериев динамики, эффективности, ресурсосбережения;

10) корректирование планов по критическим ситуациям, изменяющимся условиям, возможностям выгоды, необходимости преобразований.

 

1.3   Роль контроллинга в антикризисном управлении.

Для того чтобы предприятие имело возможность добиться крупных успехов и признания на рынке, необходимо внедрять в практику наиболее передовые, прогрессивные методы работы. К числу таких инноваций следует отнести практику внедрения контроллинга.

Контроллинг выступает как система обеспечения выживаемости фирмы в краткосрочном плане, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном – на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой. Появление контроллинга связано с усложнением ситуации на рынке, усилением конкуренции, необходимостью учета социальных и экономических факторов.

Контроллинг – совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система направления на достижение стратегических целей компании.

Рассмотрим роль контроллинга в управленческом процессе (См. Схема №1.) :

      Координация различных планов и разработка консолидированного плана в целом по предприятию

      Разработка методики планирования;

      Разработка графика составления планов;

      Предоставление информации для составления планов;

      Проверка планов, составленных подразделениями предприятия.

 

Схема №1 - Роль контроллинга в процессе управления.

 

Процесс управления

Роль контроллинга в управленческом процессе

 

 

 

 

 

Планирование

 Координация различных планов и разработка консолидированного плана по предприятию.

 Разработка методики планирования.

 Разработка графика составления планов.

 Предоставление информации для составления планов.

 Проверка планов, составленных подразделениями предприятия.

Организационная работа

Учет и контроль  затрат и результатов по подразделениям

Стимулирование

Стимулирование выполнения планов по подразделениям

 

 

 

 

Контроль и регулирование

 Сравнение плановых и фактических величин  для измерения  и оценки степени достижения цели.

 Установление допустимых границ отклонения от плана.

 Анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предположений для уменьшения отклонений.

Анализ решений, информационные потоки

 Участие в разработке архитектуры управленческой информационной системы (постановка задачи для программистов).

 Сбор наиболее значимых для принятия управленческих решений.

 Консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений.

 Разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений.

 

Основная концепция контроллинга включает:

1. Определение целей. В основе контроллинга лежит стратегическое планирование, предвидение реального положения предприятия на рынке на перспективу, согласование оперативного и стратегического менеджмента.

Менеджер обязан: определить философию фирмы, ее имидж, миссию; установить конкретные цели, качественные показатели (доходы на инвестированный капитал, наличные деньги, источники покрытия).

Конкретизация целей контроллинга позволяет уточнить всю деятельность предприятия на перспективу, установить будущие изменения его обстоятельств перед партнером, сотрудником, инвестором и упрочнение ликвидности, добиться выполнения запланированных показателей. Оперативный контроллинг необходим для трансформации стратегического планирования в оперативную программу действия.

Управление целями – это: поиск «узких мест» в работе фирмы; анализ отклонений от намеченной стратегической программы;

Система контроллинга интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему. В ней четко определяются цели фирмы, принципы управления, способы их реализации.

Контроллинг направлен на:

      устранение «узких мест» в работе компании,

      ориентацию на будущее в соответствии с фиксированными в ее миссии целями,

      на достижение конкретных результатов бизнеса с комплексным использованием методов оперативного и стратегического менеджмента,

      своевременная корректировка целей в соответствии с изменениями на рынке.

Это делает контроллер (его служба) на основе анализа плановых и фактических показателей, достигнутых результатов в оперативном и стратегическом плане.

2. Достижение целей обеспечивается эффективным оперативным менеджментом, хорошей мотивацией труда работников, разработкой и внедрением инноваций, планированием, ориентированным на будущее.

Контроллинг подразделяется на стратегический и технический (оперативный). В задачи оперативного контроллинга входит учет, анализ, планирование и управление результатами деятельности фирмы, осуществление контроля, выявление и устранение текущих трудностей, совершенствование мотивации коллектива для повышения результатов деятельности. В его рамках осуществляется один из основных принципов рационального ведения дела – проверка работы каждого подразделения по соотношению «прибыль – затраты».

Стратегический контроллинг включает в себя формулировку целей, управление ими и достижение поставленных целей.

Особое значение в контроллинге имеет использование методов бюджетного контроля. Поскольку в рамках менеджмента соизмерение каждого рыночного действия предприятия, работа любого его подразделения оценивается по полученной норме прибыли, такого рода контроль необходим.

Под бюджетом подразумевают планы будущих периодов в денежном выражении. Скажем, фирма планирует открыть новый филиал. Реализация намеченного требует изложения всех предполагаемых в этой связи действий в денежной форме. Определяется, в частности, величина расходов на помещения, численность и затраты на персонал, предполагаемый доход и т. д. Как известно, каждая компания составляет свой бюджет в целом, с разбивкой его по отдельным подразделениям. Поэтому менеджер получает возможность проверять бюджеты различных звеньев на предмет их соответствия общей стратегии развития. В рамках системы бюджетного контроля сопоставляется реальный уровень издержек и результатов с плановым. Верхний и нижний пределы расходов и других показателей устанавливаются для конкретных их видов – оклад, расходов на обучение кадров, на оборудование офисов и т. д.

Бюджет обычно составляется на год, фактические расходы сравниваются с установленными в бюджете систематически, обычно раз в месяц.

Бюджетный контроль осуществляется по пяти основным ступеням: подготовка бюджета для каждого подразделения и соединение отдельных бюджетов в общий, что выражается в прогнозе прибылей и убытков по балансу; фиксирование фактических расходов и доходов по бюджетным статьям; сравнение бюджетных и реальных расходов; выявление причин отклонения от установленных в бюджете показателей; принятие энергичных мер для приведение текущих результатов в соответствие с бюджетом.

Система бюджетного контроля должна: всецело поддерживаться руководством фирмы; иметь в качестве основного ориентира цели и стратегию; быть своевременно подготовлена; включать в свою орбиту менеджеров всех уровней; быть гибкой и изменяться в соответствии с условиями внешней и внутренней среды фирмы; быть доступной и понятной для всех, кто ее использует.

Бюджетный контроль наиболее эффективен, когда бюджет составляется менеджерами, ответственными за контроль над расходами. При сопоставлении реальных расходов по любой статье с бюджетными, практически всегда имеют место отклонения, поскольку бюджет является прогнозируемой величиной.

Менеджеры призваны периодически пересматривать бюджетные планы и методы работы, выявлять сферы деятельности с высокими издержками. В зависимости от рода деятельности формируются и функциональные бюджеты: бюджеты оказанных услуг, капитальные бюджеты, бюджеты наличных средств и т. п.

Информация о работе Контроллинг в антикризисном управлении