Инновации в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:26, контрольная работа

Краткое описание

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально- экономичес кой системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления………...5
2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении………………………………………………………………………8
3. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития………………………………………………………………………...12
4. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода
из кризиса………………………………………………………………………15
5. Инновационные проекты, критерии их отбора …………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

к.р антикризис.docx

— 40.88 Кб (Скачать файл)

Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

 

 ● организация специальной  группы, отвечающей за создание  новых идей;

 

 ● поиск этой группой  разнообразных источников информации, как внутри-, так и внефирменных;

 

 ● использование разнообразной  современной практики стимулирования  творческой активности работников;

 

 ● поощрение и поддержка  менеджерами инновационной активности  служащих на всех уровнях с  помощью специальных бюджетных  ассигнований;

 

 ● поощрение принятия  решений по отбору и внедрению  нововведений на коллективной  основе;

 

 ● четкая стратегия  управления нововведениями.

 

 Если первые пять  признаков характеризуют организационную  направленность фирмы на работу  с персоналом, то шестой последний  отражает необходимость существования  четко сформулированной инновационной  стратегии, которая на долгосрочной  основе создает необходимые условия  для генерирования новых идей.

 

Инновационная стратегия теснейшим образом связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности.

 

 Важное условие управления  в сложных системах — способность  определения приоритетов. Ответственность  за инновационную стратегию, определяющую  выживание предприятия, лежит на  плечах управляющих. Задача высшего  руководства в этой связи состоит  в том, чтобы выявлять управленческий  потенциал, необходимый для конкретных  условий функционирования организации, систематически просматривать свои внутренние «запасы» управленческих талантов, определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.

 

 Примером постоянной  и интенсивной инновационной  деятельности, ведущей к завоеванию  рыночных позиций, может служить  южнокорейский конгломерат Samsung, состоящий  из 25 фирм, выпускающих широкий ассортимент  продукции: электронные компоненты, компьютеры, грузовые автомобили, строительное  оборудование, суда и др. Созданный 50 лет назад, Samsung на первых порах  лишь копировал образцы, осваивал  чужую продукцию по лицензиям  и т. п., теперь же имеет собственные  передовые разработки в области  электроники, идущие на экспорт.

 

 Основу его стратегии  составляют интенсивные инвестиции  в исследования и разработки, развитие производства, подготовку  кадров.

 

 Инновационная деятельность  крупных компаний, успешно действующих  на рынке, развивается, как правило, широким фронтом и распространяется  на соответствующие организационные  подразделения.

 

3. Государственная  инновационная стратегия антикризисного  развития.

Инновационный потенциал организации складывается из факторов, дающих оценку состояния ее внутренней среды, характеризующих ее конкурентоспособность и конкурентные преимущества, и из факторов внешней среды, которые как бы определяют привлекательность инновационного рынка для организации.

 

 И здесь инновационные  возможности, предоставляемые организации  ее внешней средой, во многом  зависят от инновационной политики  государства. Огромные затраты на НИОКР, риск при их проведении, необходимость определения приоритетных направлений развития, формирование инфраструктуры для инновационной деятельности, координация деятельности государственного и частного сектора, разработка новых и пересмотр действующих законодательных актов, способствующих активизации инновационного процесса, — все это требует государственных гарантий, финансирования, организационной и информационной помощи.

 

 В настоящее время  отраслевую структуру экономики  России западные специалисты  характеризуют как типичную для  развивающейся (а не экономически  зрелой) страны. Основным признаком  отсталости считается высокий  удельный вес тяжелой промышленности  и низкий удельный вес сферы  услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и др.

 

 Устаревшие производственные  мощности, огромные монополизированные  государственные предприятия —  все это порождает трудности  для структурной перестройки. Она  должна быть направлена на  внедрение передовой технологии  в области использования: новых  материалов, предназначенных для  замены традиционных (синтезированные  металлопластики, керамика и т.д.); передовой биотехнологии, основанной  на широком использовании микроорганизмов; агрономии и биоагрокультуры; оптической  технологии (оптроники); телематики (электронная  почта при сохранении конфиденциальности); микроэлектроники и создания  искусственного интеллекта.

 Успехов в этом направлении  в России можно достичь только  на уровне государственной антикризисной  инновационной политики, поскольку  предприятия не способны добиться  таких изменений самостоятельно.

Инновационная политика западноевропейских стран базируется на стимулировании «национальных чемпионов» — небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фирмами США и Японии. Им достается основная часть государственных средств на промышленные НИОКР. Так, в Великобритании более 80% государственных дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходилось на пять фирм. Однако концентрация финансовых ресурсов на проведение НИОКР и «банка идей» в руках небольшой группы крупнейших корпораций, по мнению С. Вудса, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила распространение передовых технологий и разработок в другие отрасли экономики.

 

 Результатом такой  политики явилось явное отставание  западноевропейских производителей  от передовых корпораций США и Японии.

 

Обобщение мирового опыта дает возможность сформулировать основные задачи антикризисной инновационной политики государства:

 

 • активизация деятельности  государственных предприятий, различных  ведомств, АО и других структур  по использованию имеющегося  научно-технического потенциала  страны в целях эффективного  внедрения в экономику государства  изобретений и других нововведений  и достижений путем разработки  и внедрения законодательной  базы по стимулированию инновационной  деятельности;

 

 • создание общегосударственного  центра, занимающегося проблемами  передачи технологии;

 

 • разработка программ  по использованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующему  ведомству, тесно связанному с  проблемами конверсии;

 

 • формирование инновационной  инфраструктуры, которая может включать  акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения  определенной научной задачи  в эти консорциумы делегируются  ученые и инженеры участников  сторон, представленных в данном  консорциуме;

 

 • выпуск специальных  изданий, регулярно публикующих  информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих  интерес для российской экономики.

4. Формирование  инновационных инфраструктур как  условие выхода из кризиса.

Создание новых инновационных структур — одна из основных задач экономической политики, как экономически развитых, так и развивающихся стран. Эти структуры позволяют стабилизировать экономическую ситуацию. Даже в развитых экономических системах они в ряде случаев создаются в период экономического спада, структурной перестройки, сопровождающихся сокращением рабочих мест, уменьшением объемов бюджетных ассигнований на научное развитие, а также в условиях значительного накопления научно-технического потенциала при отсутствии механизма доведения имеющихся идей до конкретного потребителя и достижения коммерческого успеха.

Эффективное управление инновационным процессом требует специальных организационно-экономических механизмов. Это, в первую очередь, связано с условиями неопределенности, которые характерны для инновационной деятельности. Неопределенность охватывает практически все фазы: от научно-исследовательских работ до продажи научно-технической продукции на рынке. Всегда существует опасность того, что стоимость полученных инновационных решений, может оказаться слишком высока или новая продукция потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятность неэффективности инвестиций зависит от вероятности коммерческого успеха.

 

 Эта проблема может  быть решена путем формирования  специальной инфраструктуры, поддерживающей  инновационный процесс. Инновационная  инфраструктура представляет собой  организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания  условий, способствующих эффективному  распределению средств и оказанию  услуг для развития инновационной  деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической  продукции.

 

 Создание инновационной  инфраструктуры зависит от уровня  технологического и экономического  развития национальной экономики. В странах, имеющих развитую производственную  инфраструктуру, наблюдается процесс  софтизации, характеризующийся повышением  роли невещественных, нематериальных  факторов производства, информатизацией  общества. Софтизация переплетается  с сервизацией — опережающим  развитием сферы услуг. Таким  образом, формируются реальные возможности  создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих  поддержке инновационных процессов.

 

 В условиях трансформирующегося  общества инновационная инфраструктура  должна способствовать вхождению  науки в рыночную среду, развитию  предпринимательства в научно-технической  сфере, поэтому ее формирование  во многом определяется состоянием  рыночной инфраструктуры.

 

 При формировании рыночных  отношений инновационная инфраструктура  является средой, способной снизить  неопределенность инновационных  процессов и благоприятствующей  рисковой деятельности. В этом  качестве она выступает в отношении  как отдельного хозяйствующего  субъекта (предприятия, фирмы), так и  целого региона.

 

Инновационная инфраструктура аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Она объединяет капиталы институциональных инвесторов, при этом не только финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и берется плата за риск, т. е. риск выступает в качестве объекта купли-продажи.

 

В рамках инфраструктуры получают значительное развитие такие инновационные структуры, как научно-технические парки, бизнес-инкубаторы, технополисы, центры высоких технологий и т. п. Все эти структуры, вне зависимости от названия и внутренней организации, имеют общие цели: формирование условий, благоприятных для развития инновационной деятельности; поддержка создания и развития венчурных фирм, представляющих собой рисковое предприятие небольшого размера, занятое разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты; селекция и поддержка перспективных научных проектов; успешная коммерциализация результатов научных исследований и научно-технических разработок. В них формируются качественно новые подходы к организации труда ученых университетов и молодых исследователей, обучению студентов. Технопарки решают важнейшие проблемы региона: дают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии, поэтому участие властей всех уровней в развитии технопарка имеет большое значение.

 

5. Инновационные  проекты, критерии их отбора

 

Инновационные структуры типа технопарка, бизнес-инкубатора, техноцентра, инновационного фонда и др. при формировании стратегии своего развития, как правило, определяют, в какой роли они будут выступать: адаптера, инноватора или реципиента (или выбирают их эффективное сочетание). В зависимости от избранной стратегии формируются критерии отбора инновационных проектов.

 

Инновационные проекты характеризуются:

 

 • высокой степенью  неопределенности получаемых научно-технических  результатов;

 

 • длительностью периода  разработки и доведения продукта  до конечного потребителя;

 

 • высокой степенью  риска достижения коммерческого  успеха;

 

 • значительным объемом  необходимых инвестиций;

 

 • в случае успеха  — высокой доходностью;

 

 • цикличностью развития  инновационных процессов.

 

Отбор проектов может происходить в три этапа.

 

Первый этап заключается в формулировке задач, стоящих перед данной инновационной структурой, здесь определяются приоритетные направления научно-технического развития с учетом экономических задач, стоящих перед регионом.

 

На втором этапе формируется исходное множество проектов.

 

На третьем этапе проводится экспертиза проектов, т. е. отбор наиболее перспективных. Эта задача во многом определяется проведением первых двух этапов, а также квалификацией экспертов.

Информация о работе Инновации в антикризисном управлении