Закономерности развития экономики как подсистемы обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития экономики как подсистемы общества.
Задачи:
1. Изучить подсистемы общества и их взаимодействие.
2. Рассмотреть цивилизационный подход к развитию общества.
3. Изучить развитие экономики в цивилизациях различного типа.
4. Определить характер экономических кризисов в цивилизациях различного типа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1 ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ………………….5
2 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА …………..13
3 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА….26
4 ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА…………………………………………………………...…32
5 ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

теория АУ курсовая.docx

— 106.93 Кб (Скачать файл)

Представляется возможным  выделить четыре цивилизационные парадигмы: общеисторическую, философско-антропологическую, социокультурную и технологическую.

1. Общеисторическая парадигма. Цивилизация – это особый вид отдельного, конкретного общества (социума) или их сообщества. В соответствии с этимологией термина признаками цивилизации являются государственность, гражданское состояние (власть закона, государственно-правовое регулирование общественных отношений), поселения городского типа. В истории общественной мысли цивилизация противопоставляется дикости и варварству. Историческая первооснова цивилизации неотделима от производящего (в отличие от собирательства и охоты) хозяйства, распространения земледелия, ремесла, торговли, письменности, отделения умственного труда от физического, зарождения частной собственности и классов, формирования иерархических (вертикальных) и партнерских (горизонтальных) связей и др.

Характеризуя цивилизацию  как ступень общественного развития, К.Маркс и Ф.Энгельс обращали также  внимание и на “варварство цивилизации” или, можно сказать, “цивилизованное  варварство”. Оно находит свое выражение  в захватнических войнах, вооруженном  подавлении народного протеста, терроризме и прочих формах организованного  насилия, вплоть до уничтожения мирного  населения, осуществление политики геноцида.

По своим пространственно-временным  координатам цивилизация (человеческая цивилизация) охватывает собой, во-первых, локальные цивилизации, геополитический  центр которых представлен или  социумом независимо от его формационного  типа (российская цивилизация, китайская  цивилизация и др.), или региональным сообществом таких социумов (европейская  цивилизация, арабская цивилизация  и др.) и, во-вторых, мировую цивилизацию, формирование которой еще находится  в стадии становления. В специальной литературе локальные цивилизации определяются и в зависимости от формационного типа представляющих их социумов (античная, буржуазная и т.п. цивилизации). Имеются и позиции, отождествляющие цивилизацию только с возникновением и развитием капитализма. Общеисторическая парадигма цивилизации принимает установку конкретно-исторического анализа. Некоторые исследователи вообще не видят различия между всеобщей историей (включая первобытное общество) и историей цивилизации.

2. Философско-антропологическая  парадигма. Философско-антропологическая  парадигма составляет ядро цивилизационного  подхода. Она позволяет наиболее  наглядно представить принципиальное  различие формационного и цивилизационного  исследований исторической действительности. Формационный подход исходит  из познавательной модели сведения  индивидуального к социальному,  ибо только так можно понять  исторический тип отдельного  общества. Особенностью формационного  подхода выступает исследование  общественных структур, их субординации  в системе общества. Цивилизационный  подход исходит из противоположной  модели – сведение социального  к индивидуальному, выражением  чего становится социальность  человека. Сама цивилизация обнаруживает  себя здесь как жизнедеятельность  социума в зависимости от состояния  этой социальности. Поэтому требованием  цивилизационного подхода является  ориентация на исследование человека  и мира человека. Так, при переходе стран Западной Европы от феодального строя к капиталистическому формационный подход акцентирует внимание на изменение отношений собственности, развитие мануфактуры и наемного труда. Цивилизационный же подход интерпретирует рассматриваемый переход как возрождение на новой основе идей античного антропологизма и цикличности. Именно такое умонастроение европейского обществознания вызвало в дальнейшем к жизни само понятие цивилизации и сопряженных с ним понятий просвещения, гуманизма, гражданского общества и т.д.

Философско-антропологическая  парадигма выдвигалась К.Марксом  на передний план при формировании цивилизационной триады. Высказанные  им соображения можно представить  в виде развития и смены трех исторических ступеней социальности человека. Первая ступень – личная зависимость. Вторая ступень – личная независимость, основанная на вещной зависимости. Третья ступень – универсальное развитие человека, свободная индивидуальность.В  формационном аспекте первая ступень  цивилизации охватывает собой в  западноевропейской истории античность и феодализм, вторая – капитализм, третья – в марксистском понимании  будущий коммунизм. Однако суть проблемы не сводится лишь к несовпадению исторических рубежей первого этапа формационной и цивилизационной триад. Более  существенно другое. Формационная триада подчеркивает прерывность исторического  процесса, выражаемой прежде всего  в коренном преобразовании системы  общественных отношений, цивилизационная  – непрерывность. Представляемые ею социумы могут проходить ряд  формационных и цивилизационных  ступеней. Отсюда преемственность в  развитии цивилизации, особенно социокультурных  ценностей, предшествующих исторических эпох. Цивилизация, например, имеет в этом отношении более чем тысячелетнюю историю, уходя своими корнями в языческие времени.

3. Социокультурная парадигма.  Понятие цивилизации часто представляется  в виде синонима понятия культуры, общей типологии культуры или  конкретизируется через понятие  городской культуры, ее предметных  форм (разделение труда) и структурных  образований. В подобной интерпретации  связи цивилизации и культуры  есть и свои основания (социокультурная  преемственность), и свои ограничения.  Цивилизация, в частности, соотносится  не с культурой в целом, а  с ее упадком или подъемом. Для О.Шпенглера цивилизация –  самое крайнее и самое искусственное  состояние культуры. Она несет  негативную печать, “как органически-логическое  следствие, как завершение и исход культуры”. Один из основоположников исторической школы “Анналов” Ф.Бродель, напротив, считает, что “культура – это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста”.

Этимологически слово  “культура” означает возделывание, обработку. Поэтому “культура” всегда противопоставляется  “натуре”, отождествляется с искусственной, созданной человеком “второй  природой”. Отсюда деятельностная концепция  культуры, получающая в наше время  все большее признание специалистов. Культура определяется здесь в виде специфически человеческого способа  деятельности, способа овладения  действительностью, соединяющего в  себе актуальный потенциал материального  и духовного творчества. С позиций  деятельностной концепции культуры можно сказать, что цивилизация  соподчинена с культурой, но это  не одно и то же. 
Цивилизация, на что уже обращалось внимание, – особый вид социума или их сообщества, культура же применительно к историческому процессу представляет все виды социума, включая первобытные. В этой связи заслуживает внимание определение цивилизации, предложенное американским социологом С.Хантингтоном. Обобщая его высказывания, можно утверждать следующее: цивилизация с момента своего возникновения есть самая широкая историческая общность культурной идентичности людей. Есть и другие более узкие разграничительные линии цивилизации и культуры. Культура – внутреннее состояние человека, цивилизация – внешнее поведенческое состояние. Поэтому ценности цивилизации отнюдь не всегда соответствуют ценностям культуры, крайним выражением чего выступает “цивилизационное варварство”. Нельзя не видеть и то, что в классово разделенном обществе, даже в условиях обострения его социальных противоречий, цивилизация едина, хотя плоды цивилизации доступны далеко не всем. Культура же в таком обществе всегда является разделенной культурой. По крайней мере, можно говорить о народной культуре и элитарной, о субкультурах и т.п. [6, c. 321].

4. Технологическая парадигма.  Способом формирования и развития  цивилизации выступают общественные (в отличие от естественно возникших)  технологии производства и воспроизводства  непосредственной жизни. Технологию часто понимают в узком, сугубо техническом смысле. Однако есть и иное, более широкое и более глубокое понимание этого явления. В свое время К.Маркс писал: “Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений”. Неизвестно, знал ли эти слова А.Тойнби. Однако сто лет спустя, переводя греческое слово “технология” как “сумка с инструментами”, он обращает внимание на то, что среди них есть не только материальные, но и духовные инструменты, в том числе и мировоззрение.

Итак, наряду с материальными  началами общественные технологии включают в свою структуру и духовные начала – осознание человеком мнимых или действительных связей явлений. Коренные ступени развития духовных начал общественных технологий сопряжены  со ступенями цивилизационной триады. Их обобщенной характеристикой выступает  уровень практически-духовного овладения  миром или, другими словами, движение по пути возвышения человеческой свободы  к действительной свободе, где свободное  развитие каждого – условие свободного развития всех.Общественные технологии включают в свой процесс все средства материального и духовного производства, в том числе: язык и другие знаковые системы, социальные и технические  нормы, закрепленные в традициях, обычаях, государственно-юридических уложениях, технической документации, законотворчество, правопорядок и т.д. Цивилизация  представляется в этой связи как  технико-технологическое отношение  между людьми и их технико-технологическое отношение к природе.

Применительно к историческому  процессу в целом цивилизационная  технологическая парадигма имеет  дело с развитием системы человек-техника. Она непосредственно затрагивает  не только трудовые функции человека (ручная технология, машинная технология, самоуправляемая машинная технология), но и характеристики процесса социализации человека – изменение его кругозора, навыков, опыта, знаний и заблуждений, социальной среды, жизненных ориентиров и установок, социальных позиций и многого другого, превращающего человека в общественного индивида. Поэтому и система человек-техника, строго говоря, является социо-технологической. Вслед за американским социологом Д.Беллом вехи ее развития можно определить как доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Развитие системы человек-техника, соотносимое, как мы видим, с цивилизационной триадой – сложный и противоречивый процесс, не исключающий и фазы попятного движения. Духовный мир доиндустриального работника (ремесленника и крестьянина) несравненно выше и богаче духовного мира частичного рабочего, превращенного фактически в придаток машины. Однако частичный рабочий – не вершина индустриального общества, а лишь его начальное звено.

Технологическое использование  достижений науки и техники создало  в наше время новую ситуацию. Обозначилась тенденция интеллектуализации физического  труда. Более того, современный рабочий  класс представляет собой не только работников физического труда, но и  непосредственно включенных в технологический  цикл работников умственного труда  – программистов, операторов, технологов и др. Формируются новейшие постиндустриальные технологии.Какими бы словами ни обозначать постиндустриальное развитие, ясно одно: идея К.Маркса о переходе из “царства необходимости” в “царство свободы”, завершающего предысторию человечества, сохраняет свою прогностическую  ценность. Остается надеяться, что человеческий разум, труд и ответственность политиков  предотвратит надвигающуюся экологическую  катастрофу биосферы Земли, сделают  все, чтобы создать условия устойчивого (самодостаточного) развития всех регионов планеты, сохранить у человеческой цивилизации будущее.Формационный подход представляет собой логику исторического  процесса, его сущностные черты (общественный способ производства, систему общественных отношений, социальную структуру, в  том числе классы и классовую  борьбу и др.), цивилизационный –  все многообразие форм проявления этих сущностных черт в отдельных, конкретных обществах (социумов) и их сообществах. Но К.Маркс открыл не только формационную, но и цивилизационную триады. Соответственно формационный подход можно определить как субстанциональный. Он связан с нахождением единой основы общественной жизни и выделением стадий (формаций) исторического процесса в зависимости от этой основы и ее видоизменения. Цивилизационный – как комплексный. Речь идет здесь не об одной, а о нескольких основах. Понятие цивилизационного подхода – собирательное понятие. Оно обозначает ряд связанных между собой парадигм, т.е. концептуальных установок исследования. Автор выделяет общеисторическую, философско-антропологическую, социокультурную и технологическую парадигмы цивилизационного подхода.

Формационная триада сформулирована К.Марксом в виде: первичная формация (общая собственность), вторичная  формация (частная собственность) и  третичная формация (общественная собственность) – то, что К.Маркс называл коммунистическим обществом. Обосновывается ответ на вопрос, почему первичная и третичная  формации определяются как общественные формации, а вторичная как экономическая  общественная формация. Выдвинута гипотеза об архаическом синкретизме (нерасчлененности) общественных отношений, составляющих общественную форму способа производства первичной формации, в условиях которой  экономические отношения проявлялись  через кровнородственные связи. Высказано также предположение  о социокультурном синкретизме  третичной общественной формации.Выяснено соотношение формационной триады (трех больших формаций) и прогрессивных  эпох (малых формаций – формаций в узком смысле) экономической  общественной формации. Можно утверждать, что малые общественные формации были определены К.Марксом в основном на западноевропейском историческом материале. Поэтому античную и феодальную стадии развития нельзя просто переносить на историю Востока. Уже сейчас возникли особенности, не соответствующие западноевропейской модели развития. То, что К.Маркс называл азиатским способом производства – это собирательное понятие. Действительно, азиатский способ производства (крито-микенское общество) предшествовал античности. Но в дальнейшем он существовал и параллельно античности и феодализму. Это его развитие нельзя подгонять под западноевропейскую схему. По крайней мере, Древний и Средневековый Восток – не одно и то же. Сближение западной и восточной ветвей исторического процесса обозначилось в результате грабительской экспансии Запада, положившей начало формированию мирового рынка. Оно продолжается и в наше время.Цивилизационная триада представляет собой стадиальное развитие социальности человека. Выяснение ее существенных характеристик связывается с познавательной моделью сведения социального к индивидуальному.

Цивилизационные стадии –  это:

1) личная зависимость; 

2) личная независимость  при наличии вещной зависимости;

3) свободная индивидуальность, универсальное развитие человека.

Цивилизационное развитие выступает  как движение к действительной свободе, где свободное развитие каждого  является условием свободного развития всех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

 

Разложение первобытнообщинного  строя, общественное разделение труда, становление классового общества начиналось не в Европе, а в странах Древнего Востока – Египте, Месопотамии, Средней  Азии, Индии, Китае и др. Это во многом обусловлено природно-климатическими условиями, географическим положением регионов, где складывались древнейшие цивилизации. Мягкий климат, плодородная  почва, богатые естественные удобрения, периодические разливы больших  рек содействовали раннему возникновению  оросительного земледелия и высокому развитию ирригации. В странах, расположенных  на морском побережье, уже в древности  зарождается торговля. Там, где имелись  богатые залежи металлических руд, развиваются ремесла.

В Древнем Шумере основной отраслью хозяйства было земледелие: выращивались ячмень, полба, просо, горох, чечевица, фасоль, лен, овощи, финиковая  пальма, виноград, яблони. Развивались  ремесла, выделялось гончарное, камнерезное, ювелирное дело. Оживился внутренний и внешний обмен. Поселения увеличивались  в размерах, становились прообразами  будущих городов. Их центрами были храмы, иногда возникали целые храмовые комплексы, в которых работали ремесленники.

Экономический подъем III тыс. до н.э. был обусловлен развитием  земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем  раньше, использованием металла. Высокого уровня достигло ремесленное производство, металлургия. Шумеры активно применяли  медь, овладели методами литья, клепки, паяния.

В первой половине II тыс. до н.э. образовалось Вавилонское царство, достигшее наибольшего расцвета при царе Хаммурапи (XVII в. до н.э.). Успехи в сельском хозяйстве были достигнуты за счет расширения и улучшения оросительной системы. В отличие от престижных государств хозяйство было децентрализованным. Поощрялся общинно-частный сектор, царская земля, мастерские, торговые учреждения раздавались чиновникам и воинам в условное держание за службу, остальным – в виде аренды.Одна из первых цивилизаций, возникших на планете, Древний Египет, образовалась в долине Нила.

Информация о работе Закономерности развития экономики как подсистемы обществ