Развитие гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государство как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства.

Содержание

1. Введение стр.2
2. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования. стр. 2-4
3. Сущность правового государства, его основные признаки и характерные черты. стр. 4-5
3.1. Основные признаки правового государства. стр. 5
4. Политическое движение КПРФ. стр. 6
4.1. Цели КПРФ. стр. 6
4.2. Стратегия КПРФ. стр. 7
4.3 Роль КПРФ в обществе. стр. 7
5. Заключение стр. 8
6. Литература стр. 9

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 36.20 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

1. Введение стр.2

2. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования. стр. 2-4

3. Сущность правового  государства, его основные признаки  и характерные черты. стр. 4-5

     3.1. Основные  признаки правового государства. стр. 5

4. Политическое движение  КПРФ. стр. 6

       4.1. Цели  КПРФ. стр. 6

       4.2. Стратегия КПРФ. стр. 7

       4.3  Роль  КПРФ в обществе. стр. 7

5. Заключение стр.  8

6. Литература стр. 9

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

    Государство играет  решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государство   как органа управления обществом   человечество перешло от состояния  дикости и варварства к цивилизованности. Государство  согласовывает разнообразные  социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства.

    Однако  государство не является абсолютным благом, с ним связано и немало негативного. Оно может злоупотреблять своим монопольным правом принуждения и совершать насилие над обществом. Государства  втягивают народы в кровопролитные войны, могут совершать геноцид относительно властных народов, вводить жёсткие законы, облагать население непомерными налогами и т.д.

    Однако, государство не является ни абсолютным злом, ни абсолютным благом. С целю минимизации негативных последствий функционирования государства для общества, ограничения возможного зла от неё, человечество отработало ряд теоретических и практических способов. К ним относятся, в первую очередь, теория демократии с её концепциями и принципами и их практической реализацией. Особое место в арсенале теоретических способов влияния общества на государство принадлежит теории правового государства и гражданского  общества.    

 

2.ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВНИЯ.

                                                      

  Понятие «гражданское  общество» очень древнее. В  трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка,  Гоббса, Монтескье, Руссо и многих  других.

   По  настоящему  гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное  движение общества вперёд. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создаётся ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть. По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

   Гражданское   общество  существует и функционирует   в противоречивом единстве с  государством. При  демократичном   режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном – стоит в пассивной  или  активной  оппозиции к  государству.

     В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

-  экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

-  безусловное признание и защита естественных  прав и свобод человека и гражданина;

-  легитимность и демократический характер власти;

-  равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость      личности;    

-  правовое государство, основанное на принципе разделения  и взаимодействия властей;

-  политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

-  свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

 -  невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

-  классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

-  эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.  

       Главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника власти.

       В современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные потребности граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.

       Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

      Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

     Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

 

3.СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА,ЕГО ОСНОВНЫЕ  ПРИЗНАКИ  И ХАРАКТЕРНЫЕ  ЧЕРТЫ.

 

Правовое  государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

      Под правовым государством следует понимать цивилизованную форму государства, основанного на верховенстве права и господства закона. Верховенство права означает, что право не исчерпывается законом. Оно существует и помимо закона. Главное отличие правового государства от неправового состоит в приоритетности защиты прав и свобод граждан, взаимной ответственности и равенстве государства и личности.

Правовое государство  опирается:

   -  на провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства;

   - на приоритетность прав человека над правами человеческих сообществ (групп, классов, наций) и государства;

   - на установление четкого механизма гарантий прав и свобод;

   - на право граждан делать все то, что не запрещено законом;

   - на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;

    - на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей властей;

    - на принцип верховенства конституции по отношению к другим законам;

    - на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;

    - на принцип независимого суда;

    - на социальный контроль политики и власти;

    - на принцип приоритета норм международного права перед нормами национального права;

    - на независимость массовой информации.

    Категория правового государства тесно связана и, как правило, употребляется рядом с такими определениями государства, как демократическое, социальное и светское.

    Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает:

    - право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;

    - обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования (в том числе – не бесплатно);

    - ограничения свободы договоров, включая регулирование цен на определенные товары;

четка социальная налоговая  политика;

    - принудительное социальное страхование отдельных групп населения.

     Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.

    Характеристика государства как светского означает отделение церкви от государства, четкое правовое разграничение их сфер деятельности. Альтернативной светского государства является государство теократическое и клерикальное. В последнем нет слияния светской и религиозной власти, тем не менее, государство закрепляет приоритет одной конфессии, включает в систему образования изучение религиозных догм.

3.1.Основные признаки правового государства:

1.  Верховенство  закона во всех сферах жизни  общества.

2. Деятельность  органов правового государства  базируется на  принципе  разделения  властей на законодательную,  исполнительную и судебную. 

3.  Взаимная  ответственность личности и государства. 

4. Реальность прав  и свобод гражданина,  их правовая  и социальная защищенность. 

5.Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании  различных  партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность  законности и правопорядка в  обществе.

 Правовое государство – это путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,  общечеловеческих начал в праве,  самоценности человека.  Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность,  такая же, как демократия, гуманизм, права человека,  политические и экономические свободы,  либерализм и другие.  Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни,  наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом,  это мера,  масштаб демократизации политической жизни.  Правовое государство открывает юридически  равный  доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.  В чем же  заключается отличие правового государства от государства как такового?  Государство как таковое характеризуется его всевластием,  несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.  В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу,  ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную  и правовую защищенность граждан.  Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает  общими  чертами, которые сводятся к следующему:

1.Ему присуща государственная власть как  средство  проведения внутренней и внешней политики.

2.Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную  на  соответствующем  социально-экономическом базисе общества.

3.Располагает специальным государственным механизмом.

4.Обладает определенной административно-территориальной  организацией на своей территории.

5.Существует благодаря налогам и другим сборам.

6.Обладает  государственным суверенитетом.

     Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,  гарантированные конституцией  и другими нормативно-правовыми актами.  Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является  способом  его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

Информация о работе Развитие гражданского общества