Закономерности развития экономики как подсистемы обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития экономики как подсистемы общества.
Задачи:
1. Изучить подсистемы общества и их взаимодействие.
2. Рассмотреть цивилизационный подход к развитию общества.
3. Изучить развитие экономики в цивилизациях различного типа.
4. Определить характер экономических кризисов в цивилизациях различного типа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1 ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ………………….5
2 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА …………..13
3 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА….26
4 ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА…………………………………………………………...…32
5 ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

теория АУ курсовая.docx

— 106.93 Кб (Скачать файл)

При этом идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом  неразрывно связана с идеей относительной  самостоятельности и постоянной активности надстройки. Относительная  самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним  процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций.

Вокруг указанных функций концентрируются  автономизирующиеся области общественной жизни. Эти сферы отличаются по содержанию, типическим признакам, занимаемому  в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.Однако марксистский подход к  выделению подсистем общества не является единственным. Если в советской  социологической науке этот подход и считался определяющим, то сегодня  он уступил свое место цивилизационному подходу. В рамках данного подхода  общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер.

Слова «область» и «сфера» употребляются  здесь не в естественнонаучном или  математическом смысле. Они позволяют  выделить в целом обществе его  части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества. Экономическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.

Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности  людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Политическая сфера – это  деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию  его состояния. Основанием этой сферы  общества выступают властные отношения. Они же определяют и ее специфику.

Возникновение политической власти обуславливается  четким осознанием политических интересов. Поэтому политическая власть всегда направлена прежде всего на их удовлетворение. В эту сферу общества входят государство, его институты, политические партии, право, а также связь между  ними.

Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.

Можно выделить два подхода к  рассмотрению социальной сферы общества:

1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная на все слои населения;

2) совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения.

Социальная сфера включает в  себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.

Духовная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.

Все четыре сферы взаимосвязаны  друг на друга и оказывают взаимное влияние. Несмотря на то, что в отличие от марксизма в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в зависимости от их собственной роли в общественной жизни. Так, экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества. Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества. Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую. Подводя итог, необходимо сказать, что только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование [2, c. 132].

 

 

 

 

 

 

 

2 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА

 

Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно  противопоставлялось понятию “silvaticus”  – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело  различные значения, возникло множество  теорий цивилизации. В эпоху Просвещения  под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник  теории локальных цивилизаций, называл  цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд  Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического  подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это  высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений  этого понятия такое: цивилизация  – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Цивилизация - это норма, имеющая значимость для субъекта в качестве общественного закона, традиции или норм. Сущность цивилизационного подхода в отрицании единого  пути развити человеческого общества. Он утверждает, что можно говорить только об истории локальных общностей - этносов, причем эта история будет  представлять собой ряд пиков  и впадин. Характерной чертой является антиевропеизм, поскольку Европейская  цивилизация была объявлена дряхлеющей. Центральным вопросом являлся вопрос о сущности импульса, приводящего  к интенсивному развитию. 
Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию  как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу. Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:

Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной  техникой, преобладанием сельского  хозяйства в экономике, сословно-классовой  структурой и властью крупных  земельных собственников. 
Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.

Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют  социально-экономические и политические преобразования.

Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность  городского населения.

Эра “высокого массового  потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров  потребления и превращение их в основной сектор экономики.

Теории локальных (локальный  с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят  из того, что существуют отдельные  цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности  социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации –  это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут  совпадать с границами государства  (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей. Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации. Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно. Цивилизационная теория включает три исходных принципа:

а) объектом исследования являются не социально-экономические формации, классовая борьба, формы собственности, а человеческое общество, т. е. сообщество людей, развивающееся ради удовлетворения потребностей и интересов всех его членов;

б) человек исследуется  «стереоскопически», т. е. во всех своих  свойствах и проявлениях в  жизни, — как человек, имеющий  потребности, как человек, имеющий  социальные и нравственные ориентации, как человек действующий, как  человек, чья деятельность имеет  мотивы, как человек, оценивающий  свое отношение к другим людям, группам людей;

в) все сферы жизни общества — экономика, политика, право, культура, мораль, религия, этнические ценности — являются равнонеобходимыми звеньями исторического прогресса. При этом мораль и право, с одной стороны, и классовая борьба, с другой, являются противоположностями. Они  взаимоисключают друг друга. Поэтому  мораль и право играют особую роль в цивилизационном подходе.

Основоположники специальных  цивилизационных исследований и  их современные последователи (Н.Я.Данилевский, А.Тойнби, С.Хантингтон и др.) трактуют цивилизационное развитие как цикличный  процесс зарождения, зрелости и угасания отдельных цивилизаций. Названные  и другие авторы каждый по-своему выделяют число живых и мертвых цивилизаций (от 6 до 20), выдвигают свои аргументы  их обоснования. Актуализировалась  сейчас на Западе и проблема определения ведущей цивилизации и перспектива ее развития в мировую цивилизацию.

Американский социолог Ф.Фукуяма  формулирует эту проблему как  “конец истории”. Либеральная демократия (экономическая и политическая) и  потребительская культура населения  развитых капиталистических стран (“золотой миллиард”) завершают, по его  мнению, историю. История продолжается лишь в странах, которые еще не достигли уровня жизни “золотого  миллиарда”. В отличие от цивилизационной  цикличности здесь утверждается идея восходящего развития – становления  мировой цивилизации на основе жизненных  стандартов развитых капиталистических  стран.Суть этой “постисторической” цивилизации Ф.Фукуяма описывает  так: “...экономический расчет, бесконечные  технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощренных запросов потребителя”. Но совместимы ли экология с безграничным ростом материальных, особенно престижных, потребностей? Думается, что нет. Даже приближение к “потребительской культуре” “золотого миллиарда” населения развивающихся стран вызовет такое антропогенное давление на природную среду, которое приведет к гибели современной биосферы со всеми вытекающими отсюда негативными для человека последствиями. Речь должна идти не о стихийном росте изощренных запросов потребителей, а о сознательном формировании разумных потребностей, сопряженных с биосферными возможностями Земли. Цивилизационная стадиальность, как она представлена Ф.Фукуяма, – это дорога в гибельный для цивилизации тупик. Цивилизационное развитие нельзя отрывать от формационных преобразований. В отличие от формационной цивилизационная теория применительно к каждой выделяемой ею исторической ступени имеет дело не в одним, а несколькими основаниями. Поэтому цивилизационный подход к историческому процессу является комплексным. Представляя собой собирательное понятие, он обозначает ряд связанных между собой и вместе с тем относительно самостоятельных цивилизационных парадигм. Этим объясняется и смысловая многозначность самого понятия “цивилизация”.

Информация о работе Закономерности развития экономики как подсистемы обществ