Закономерности развития экономики как подсистемы обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение закономерностей развития экономики как подсистемы общества.
Задачи:
1. Изучить подсистемы общества и их взаимодействие.
2. Рассмотреть цивилизационный подход к развитию общества.
3. Изучить развитие экономики в цивилизациях различного типа.
4. Определить характер экономических кризисов в цивилизациях различного типа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1 ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ………………….5
2 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА …………..13
3 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА….26
4 ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА…………………………………………………………...…32
5 ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

теория АУ курсовая.docx

— 106.93 Кб (Скачать файл)

Хронологически  ближайшийк нам системный кризис — кризис феодализма и возникновения капитализма, кризис "длинного XVI века" (1453-1648 гг.), решающая фаза которого пришлась на 1490-1560 годы. Главная загадка этого кризиса — генезис капитализма. Среди различных концепций генезиса капитализма есть две базовые — Карла Маркса и Макса Вебера. Веберовская концепция возникновения капитализма из духа протестантизма несостоятельна прежде всего эмпирически: она базируется на материале одной из германских земель, хронологически отражающем очень короткий период времени. В марксовом объяснении проблема заключается в следующем. Согласно общей теории Маркса, переход от одной системы к другой — социальная революция — происходит тогда, когда производительные силы старой системы перерастают её производственные отношения, последние ломаются, и возникает новая система таких отношений, которые адекватны производительным силам-переросткам. Если бы Маркс был прав, то каждая новая социальная система ("формация") стартовала бы с уровня производительных сил, более высокого, чем тот, что был характерен для прежней. В исторической реальности всё наоборот. Феодализм достиг уровня производительных сил поздней Античности только в XI-XII вв., т.е. Ранний феодализм по уровню развития производительных сил уступал поздней Античности; капитализм достиг уровня развития производительных сил позднего феодализма только в начале XVIII в., т.е. 300-400 лет он догонял прошлое. По-видимому, истоки кризиса как и корни генезиса капитализма надо искать — кстати, вполне в марксовом духе — в другом, а именно в классовых интересах основных, системообразующих субъектов/агентов системы. Исследования последних десятилетий показали, что именно классовый интерес феодалов (сеньоров) в сохранении власти и привилегий, борьба за это стали основой генезиса капитализма. В середине XIV в. В Европу пришла эпидемия чумы — Чёрная смерть, выкосившая 20 млн. Из 60 млн. Населения, т.е. Треть. Крестьянских рук стало не хватать, сделочная социально-экономическая позиция крестьянина (а также арендатора и батрака) по отношению к сеньору улучшилась. Сеньоры попытались изменить ситуацию, ответом в 1378-1382 гг. Стали сразу три восстания ("чомпи" во Флоренции, "белых колпаков" во Франции, под руководством УотаТайлера в Англии), а по сути — народная антифеодальная революция, надломившая западноевропейскому (собственно, никакого другого в истории и не было) феодализму хребет.  
С этого момента, как считают исследователи, наиболее вероятным вектором стало развитие западноевропейского социума в направлении "кулацкого рая" и "бюргерского рая", т.е. Такого социального устройства, в котором сеньоры превращались просто в богатых землевладельцев или богатых бюргеров, утрачивая значительную часть привилегий и статуса. Сеньоры оказались перед выбором: утратить привилегии по отношению к массе населения или же поступиться ими по отношению к королевской власти. Да, они не любили королей, воевали с ними, но низы припёрли их к стенке, и сеньоры пошли на союз с короной. Эта схема существенно отличается от либерально-марксистской, согласно которой союз и борьба короны и бюргеров (буржуазии) против сеньоров стали тем фундаментом, на котором "вырос" капитализм. Разумеется, и тот расклад социальных сил, о котором говорили либералы и марксисты, имел место. Но не он был главным, главным был путь превращения феодалов в капиталистов, подключения их к возникавшему в XVI в. Мировому рынку. На обширном материале это хорошо показал Р. Лашмэн в работе "Капиталисты против своей воли" .Первым же результатом союза короны и сеньоров стало появление так называемых "новых монархий" (Людовика XI во Франции, Генриха VII в Англии) — структур значительно более институциализированных, чем феодальные и намного более репрессивных, чем эти последние; король стал "непосредственным" сувереном по отношению ко всем подданным, а не только по отношению к своим вассалам; обязанности новой, по сути постфеодальной знати по отношению к короне стали более тяжёлыми, чем таковые вассалов эпохи феодализма . Для "новых монархий" не было термина, и он был изобретён. Это сделал Макиавелли, "запустивший" термин lostato — государство. Государство стало мощнейшим оружием экс-феодалов против низов. Другим оружием стала армия нового типа. В 1492 г. Колумб открыл Америку, и в XVI в. В Западную Европу хлынуло серебро и золото. Эти средства вкладывались прежде всего в военное дело. Результат — военная революция XVI в., возникновение новой формы военной организации, с которой низам было трудно справиться. Кроме того, открытие Америки, возникновение того, что К. Маркс назвал "мировым рынком", а И. Валлерстайн — "европейской мир-системой" и что по сути представляло собой систему нового международного — североатлантического — разделения труда, обеспечило верхам качественно новые возможности. Включившиеся в эту систему экс-феодалы и купцы резко улучшили свою сделочную социально-экономическую позицию по отношению к низам, поскольку теперь оперировали на более высоком уровне экономического пространства — макрорегиональном, чем низы, оставшиеся на локальном уровне, зависимом от макрорегионального. В результате всех этих изменений к 1648 г. В Западной Европе у власти и на разных уровнях находилось 90% семей, правивших "полуостровом" в 1453 г. Таким образом, феодалы в своих классовых интересах демонтировали феодализм, чтобы сохранить власть, привилегии и богатство и в процессе этой борьбы создали новую систему. Капитализм, таким образом, есть побочный продукт борьбы феодалов за трансляцию себя в будущее в новом системном "обличье". Удивительно? Ничуть. Ведь писал же В.В. Крылов о том, что классовая борьба есть развитие производительных сил (прежде всего социальных) за пределами сферы производства.

Следующий кризис, о котором  необходимо сказать — кризис поздней  Античности, антично-рабовладельческой системы (IV-VI вв. н.э.). От позднефеодального этот кризис отличается многим. Во-первых, античное рабовладение было системой экстенсивной (экстенсивно-ориентированной), ей нужны были экспансия и наличие периферии. Интенсивно-ориентированный феодализм в этом не нуждался. Во-вторых, в ходе кризиса поздней Античности верхушка Западной Римской империи была уничтожена, рассеяна или поглощена верхушкой варварских племён. Между позднеантичными и раннефеодальными верхами отсутствует преемственность, а между концом Античности и началом феодализма — Тёмные века (VI-VIII вв. н.э.).

Позднеантичный кризис, в  отличие от позднефеодального, —  пример неудачных действий верхушки и краха системы вместе с этой верхушкой. Показательно также и  то, что кризис феодализма, обернувшийся демонтажём, не уничтожил западную цивилизацию — капитализм стал (хотя и с нюансами) следующей стадией  её развития, тогда как кризис антично-рабовладельческого общества стал крушением античной цивилизации, т.е. Ещё и цивилизационным, в отличие  от позднефеодального, кризисом (кризис "длинного XVI века" был внутрицивилизационным).

Третий кризис, о котором  пойдёт речь (и третий тип кризиса) — верхнепалеолитический (25 тыс. — 10 тыс. лет до н.э.). Это, пожалуй, самый страшный — ресурсно-демографический (социобиосферный) — кризис. Он длился 15 тыс. лет, подвёл черту под несколькими сотнями тысяч лет палеолита и охватил почти всю планету, точнее, её населённую часть. Его результатом стало сокращение населения планеты на 80%, упадок и деградация общества и культуры. Выходом из кризиса верхнего палеолита стала так называемая "неолитическая революция" — возникновение земледелия, скотоводства, городов, классов и т.п., одним словом — Цивилизации. Итак, перед нами три различных кризиса: системный формационный; системный формационно-цивилизационный (в узком, конкретном смысле термина "цивилизация") и системный социобиосферный, сменивший один тип "Игры Общества с Природой" (С. Лем) — Палеолит, на другой — Цивилизацию. Ну а теперь, познакомившись с тремя системными кризисами, посмотрим, что происходит в современном мире, точнее, что происходило с 1970-х годов. По сути, на глазах исчезает, тает тот мир, который возник в 1870-1930 годы и который расцвёл в "славное тридцатилетие" (Ж. Фурастье) 1945-1975 гг. Слабеет и приходитв упадок нация-государство; ухудшается положение средних и рабочих слоёв даже ядра капсистемы, не говоря уже о её низах и о её периферии; скукоживается гражданское общество — и по возможности влиять на власть на национальном и тем более на глобальном уровне и по сути: многие западные социумы из обществ граждан превращаются в общества общин и меньшинств, т.е. Становятся постзападными; политика всё больше превращается в комбинацию административной системы и шоу-бизнеса; рынок сменяется монополией; в упадок приходит рациональное знание, будь то прогрессистские идеологии марксизма и либерализма как элементы геокультуры Просвещения, или наука — появляются книги с символическими названиями "Конец прогресса", "Поминки по Просвещению"; стремительно деградируют наука об обществе (детеоретизация, мелкотемье) и образование; Болонская система подрывает университет как феномен эпохи Модерна; налицо упадок христианской морали и нравственности — по сути мы уже живём в постхристианском обществе; в мире растёт число мусорных/трущобных людей — "новых отверженных", в среде которых зреют гроздья гнева. Почему это происходит? Отчасти процессы, о которых идёт речь, носят стихийный характер, отчасти — проектный, т.е. Представляют собой результат сознательных действий.

В 1975 г. Увидел свет доклад "Кризис демократии", написанный по заказу Трехсторонней  комиссии С. Хантингтоном, М. Крозье и  Дз. Ватануки. В докладе чётко  фиксируются угрозы положения правящему  слою — прежде всего то, что против него начинают работать демократия и welfarestate (государство всеобщего социального  обеспечения), оформившиеся в послевоенный период. Под кризисом демократии имелся в виду не кризис демократии вообще, а такое развитие демократии, которое  невыгодно верхушке. В докладе  утверждалось, что развитие демократии на Западе ведёт к уменьшению власти правительств, что различные группы, пользуясь демократией, начали борьбу за такие права и привилегии, на которые ранее никогда не претендовали, и эти "эксцессы демократии" являются вызовом существующей системе правления. Угроза демократическому правлению  в США носит не внешний характер, писали авторы, её источник — "внутренняя динамика самой демократии в высокообразованном, мобильном обществе, характеризующимся  высокой степенью (политического. —  А.Ф.) участия". Вывод: необходимо способствовать росту невовлечённости (noninvolvement) масс в политику, развитию определённой апатии, умерить демократию, исходя из того, что она лишь способ организации  власти, причём вовсе не универсальный: "Во многих случаях необходимость  в экспертном знании, превосходстве  в положении и ранге (seniority), опыте  и особых способностях могут перевешивать притязания демократии как способа  конституирования власти". Ослабление демократии и среднего слоя предполагало ослабление базовых институтов капиталистического общества, по сути — их демонтаж. Речь идёт о нации-государстве, политике, гражданском обществе, рациональном знании. Иными словами, речь идёт о  капитализме. Здесь необходимо отметить, что вопреки представлению многих, капитализм — это не просто торжество  капитала, капитал существовал до капитализма и будет существовать после него. Капитализм есть сложная  институциональная система, ограничивающая капитал в его долгосрочных интересах и обеспечивающая (прежде всего с помощью государства) его экспансию в пространстве. Последнее имеет жизненно важное значение для капитализма в силу его экстенсивной ориентированности. Иным капитализм быть не может, он решает многие свои противоречия, вынося их за собственные рамки и прирастая пространством. Как только мировая норма прибыли снижается, капитализм выхватывает, вырывает кусок из некапиталистической зоны и превращает его в капиталистическую периферию — источник дешёвой рабочей силы и рынок сбыта. И так до следующего серьёзного снижения прибыли; отсюда — колониализм, колониальная экспансия, которая происходила не постоянно, а рывками. Подчеркнём: для нормального функционирования капитализму необходима некапиталистическая зона, которую он превращает в капиталистическую периферию и без которой он тоже не может существовать — так же, как антично-рабовладельческая система без своей периферии. Помимо прочего, эксплуатация периферии помогает поддерживать социальный мир в центре ("ядре"), поддерживать определённый уровень жизни большей части его населения. Ну а ограничителями капитала в самом ядре являются, как уже говорилось, нация-государство, политика, гражданское общество и ряд других форм и институтов. И, как мы знаем, именно эти институты и связанные с ними социальные группы разрушаются/демонтируются с середины 1970-х годов. Демонтаж этих институтов означает по сути демонтаж капитализма как системы, который предпринимается наднациональной (мировой) верхушкой в интересах сохранения ею власти (мирового контроля), привилегий, богатства с 1970-х годов, который ускорился в 1990-е и, по-видимому, ещё более ускорится в 2010-е годы.

Развитие новой системы, а как и большинство социальных систем она просуществует 600, самое  большее 1000 лет, будет протекать  во всё менее благоприятных природных  условиях, а потому вполне возможны, если не неизбежны дальнейшее нарастание варваризмами и архаизации в разных частях планеты. В любом случае одной  из важнейших задач людей этого  неласкового будущего будет сохранение знаний и подготовка к природным катастрофам, прежде всего — к новому ледниковому периоду. Однако за это неласковое будущее XXIII-XXX  Веков надо ещё будет побороться и в XXI — XXII вв., и сегодня. Не так много, но и не так мало — волю и разум. Волю противопоставить их социал-дарвинистскому прогрессу этику брахманов и кшатриев, т.е. Этике менял с их философией гешефта надо противопоставить этику воинов и жрецов (священников). Разум — это новое рациональное знание о мире. Новая этика и новое знание — вот щит и меч против цивилизации менял. Гарантирует ли это победу? Нет. Победа обретается в борьбе. Но это гарантирует волю к победе и достоинство как состояние ума и души. И надежду на то, что мы пройдём кризис, в который погружаются капитализм и западная цивилизация, что мы останемся на корабле, скользящем по волнам Океана Времени, в который погружается Эпоха Пирамид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся  в обществе на основе действующих  в нем отношений собственности  и организационно-правовых форм. Современный  мир есть результат естественного  исторического развития общества. Понимание  же этого исторического процесса у отдельных ученых-экономистов  современности различно, что объясняется  использованием различных критериев  для характеристики данного процесса.

Система всегда находится  в развитии и обладает определенными  свойствами: целостностью, упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.

Современный мир характеризуется  наличием самых разных экономических  систем, которые, возникая в тот или  иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались.

Заслуживает внимания классификация, предложенная представителями теории постиндустриального общества, которые  выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические  системы. Существуют различные типы экономических систем, но ни в одной  стране они не встречаются в чистом виде. Можно скорее говорить о смешанной  экономике с преобладанием черт какой-либо системы над другими. В смешанной экономике механизм рынка в той или иной степени  дополняется деятельностью государства.

В экономической мысли  имеет место классификация хозяйственных  систем, в которой получило отражение  современное видение мира как  результата исторического развития различных типов цивилизации. В  Республике Беларусь наиболее распространено представление о цивилизации как разумно организованной системе экономических и социально-правовых отношений в развитых странах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Антикризисное управление. Учебное пособие под ред. Короткова Э.М. — М.: "ИНФРА-М", 2002. - 432 с.

2.  Антикризисный менеджмент / Под. ред. проф. А.Г. Грязновой — М.: "Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". — Издательство "ЭКМОС", 2008. – 648 с.

3.  Кирсанов А.И. Антикризисное  управление. — М. — 2000. – 372 с.

4.  Антикризисное управление предприятиями и банками. Учебник. — М.: "Дело", 2001. —840 с.

5.  Попов Р.А. Антикризисное управление. — М.: "Высшая школа", 2003. —429 с.

6.  Александров Г.А.  Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. — М.: "Бек", 2002. — 544 с.

7. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. — М.: "ЮНИТИ", 2002. —223 с.

8.  Справочник кризисного управляющего / Под. ред. Э.А.Уткина — М. — 2008. -489 с.

9.  Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия. — М.: "ЮНИТИ", 2003. —349 с.

10.  Экономическая стратегия фирмы" / Под ред. А.П. Градова. — Спб.: "Специальная литература", 2008. – 437 с.

11.  Яременко Ю.В. Причины и последствия экономического кризиса // Проблемы прогнозирования. - № 4. - 2008. – C. 76

 

 

 


Информация о работе Закономерности развития экономики как подсистемы обществ