Антикризисное управление в муниципальных образованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление сущности деятельности органов государственной власти и органов власти местного самоуправления в сфере антикризисного управления муниципальными образованиями.
Задачи:
- определить сущность кризисов в муниципальном образовании, привести их типологию и выявить источники кризисных явлений;
- определить сущность антикризисного управления, его основные принципы;
- выявить аспекты антикризисного управления муниципальными образованиями;
- проанализировать особенности антикризисного управления в муниципальных образованиях:
а) особенности антикризисного управления муниципальным хозяйством и муниципальной собственностью.
б) особенности антикризисного управления бюджетом;
- определить экономическое положение муниципальных образований в условиях современного экономического кризиса;
- рассмотреть проводимые органами местного самоуправления мероприятия по преодолению кризисных явлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 3
1.1 Кризисы в муниципальном образовании, типология кризисов и их источники 3
1.2 Сущность антикризисного управления, его основные принципы 7
2. ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 8
2.1 Антикризисное управление муниципальным хозяйством и муниципальной собственностью 8
2.2 Антикризисное управление бюджетом в муниципальных образованиях 11
3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 16
3.1 Экономическое положение муниципальных образований на примере Центрального района 16
3.2. Мероприятия органов местного самоуправления по преодолению кризисных явлений 18
3.3 Статистическая информация о деятельности администрации района…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

муниц. хозяйство курсовая.rtf

— 887.59 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

а) Промышленность и предпринимательство

Анализ развития экономики района показывает, что в 2012 году ситуация в промышленном производстве стабилизировалась.

По итогам года предприятиями и организациями района отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг  
на сумму 19 млрд. 168 млн. рублей, что превышает показатель 2011 года  
на 10,4%. Удельный вес района в общегородском объеме отгруженных товаров - 17,3% (III место).

За 2012 год объёмы увеличились в промышленном производстве (114,8%), в производстве и распределении электроэнергии,  газа и воды (123,6%),в строительстве, образовании и здравоохранении (110%).

Лидерами по темпу роста в районе являются предприятия: ОАО «Алтайский завод агрегатов» (145%), ОАО ИПП «Алтай» (110%), ЗАО ЗПК «Барнаульская мельница» (109%), ОАО АПЗ «Ротор» (107%).

Индекс промышленного производства за 2012 год составил 110,2 % (2011 год - 88%).

В 2012 году 63 предприятия получили чистую прибыль (сальдированный финансовый результат) в сумме 3 млрд.287 млн. рублей, рост к 2011 году составил - 101,7%. Удельный вес прибыльных организаций  в общем числе организаций - 75 %. 

По данным крайстата, сформированным за 9 месяцев 2012 года, объем инвестиций в основной капитал увеличился на 76% до 3,5 млрд. рублей  
(на 01.10.2011 - 1,9 млрд.руб. рост 171%), в том числе за счет собственных средств предприятий - 788,6 млн. руб., привлеченных (бюджетные средства, кредиты банков) - 2,6 млрд. рублей (в 4,4 раза больше, чем в соответствующем периоде 2011 года). Центральный район по объемам инвестиций в основной капитал занимает лидирующее место среди районов города. Доля района в общегородском объеме 31,3 % (в 2011 году - 22,4%).

В соответствии с планом СЭР на 2012 год 8 наиболее крупных инвестиционных проектов, направленных на расширение и модернизацию производства, реализовано на предприятиях района. Общая сумма вложенных инвестиций составила 495 млн. рублей.

На 01.01.2013 среднесписочная численность работников на предприятиях и в организациях Центрального района составила 45556  человек, что на 2,6 % больше чем в 2011 году (44380 человек). Фонд заработной платы вырос, по сравнению с прошлым годом, на 16,6%  и составил - 12 млрд. 199 млн. рублей (в 2011 году - 10 млрд.458 млн. руб.)

В 2012 году среднемесячная заработная плата на крупных и средних предприятиях района составила 22315 рублей (темп роста к 2011 году - 113,8%).

 

 

 

б) Потребительский рынок и услуги

Оборот розничной торговли на 01.01.2013 год составил 19083,7 млн. рублей. Удельный вес района в общегородском обороте розничной торговли -- 41,6%. 
Оборот общественного питания за данный период составил 39,8 млн. рублей.

По итогам 2012 года оказано платных услуг на сумму 9444,9 млн. рублей, в том числе бытовых услуг оказано на сумму 80,3 млн. рублей, что на 13 % выше, чем годом ранее. 
Ежемесячно формируется реестр предприятий потребительского рынка района. С начала года сеть предприятий приросла за счет открытия 21 предприятия на 75 рабочих мест.  
Кроме того, на территории района ведут деятельность 105 предприятий оптовой торговли, двух рынков, 7 постоянно действующих ярмарок. Во временных сооружениях размещено четыре предприятия общественного питания.  
Разработана и утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, в которую входит 295 торговых точек. 
При содействии администрации района осуществляют деятельность 40 социальных предприятий потребительского рынка: 19 продовольственных магазинов, 11 непродовольственных и 10 предприятий бытового обслуживания, предоставляющие скидки льготной категории населения от 5% до 50%.

в)Строительство и архитектура 
В 2011 году в районе введено жилья общей площадью 46 343 кв.м, в том числе: 167 индивидуальных жилых домов общей площадью 25 587 кв.м; 6 многоквартирных домов общей площадью 20 756 кв.м; 
По состоянию на 01.01.2013 года в районе введено в эксплуатацию 39,58 тыс. кв. м индивидуального жилья, что значительно ниже предыдущего года.

г) Жилищно-коммунальное хозяйство 
На территории района находятся 358 улиц, пять площадей, четыре проспекта, протяженность улиц 544 км. 
По состоянию на текущий год,  на территории района работают две муниципальные управляющие компании и 35 -- частных. На обслуживании у частных управляющих компаний находится 740 домов (67% от всего жилого фонда). В районе зарегистрировано 97 ТСЖ и ЖСК, в управлении которых находится 174 дома. 
Система территориального общественного самоуправления в районе представлена 22 Советами ТОС и 398 Советами дома.

д) Молодежь, культура, спорт 
В Центральном районе функционирует 21 муниципальная общеобразовательная школа (из них три гимназии, три лицея), 35 дошкольных образовательных учреждений.  
В районе работают три детско-юношеских спортивных школы,  
в которых занимаются различными видами спорта более 1800 человек  
(18,5 % от общего количества учащихся в районе). В шести военно-патриотических и военно-спортивных клубах занимаются более 600 учащихся.  
В районе 14 муниципальных учреждений культуры. На территории района расположены стадионы, плавательные бассейны, спортивные залы, лыжные базы, спортивные клубы, плоскостные спортивные сооружения, из них шесть хоккейных коробок, четыре

теннисных корта.  
Центральный район единственный, кто проводит культурно-спортивный фестиваль для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Открытые горизонты». В 2012 году  четвертый раз состоялся  фестиваль, в котором приняли участие более 400 молодых инвалидов в возрасте от 14 до 30 лет. 

Особое внимание  было уделено организации спортивно-массовых  
и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Всего было проведено  
85 мероприятий, в которых участвовало более 10 тысяч граждан в возрасте  
от 3-х до 80 лет. Новыми формами работы администрации стало проведение спартакиад для  трудовой молодежи и ветеранов труда Центрального района.

В целях профилактики правонарушений проводятся ежемесячные Дни здоровья для  подростков,  состоящих на учете в КДН. Организовано СДЮСШОР по боксу, два фитнес клуба.В районе проведено 70 культурно-досуговых мероприятий.

На территории района находятся 17 мостовых сооружений (включая пешеходные), которые являются частью улично-дорожной сети города, и от их состояния зависит пропускная способность транспортных потоков на улицах и дорогах. Большинство из них имеют возраст более 25 лет, поэтому требуют тщательного содержания и проведения соответствующего ремонта. Анализ уровня физического износа мостовых сооружений показывает, что практически все сооружения имеют износ 40%, при котором требуется проведение капитального ремонта.

Динамика показателей в сфере благоустройства Центрального района показывает, что уменьшились объемы высадки цветов: в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 23%, укладка тротуарной плитки в 2,9 раза, посев газонов в 1,6 раз. Увеличились объемы посадки деревьев на 8%, установка цветочных вазонов на 24%, строительство и реконструкция сетей освещения в 3 раза.

На сегодняшний день не вся территория района охвачена вывозом отходов по различным причинам. Так по ул. Штильке не представляется возможным организовать вывоз  и утилизацию ТБО в связи с отсутствием проезжей части, в администрации района средств на обустройства дорожного полотна нет, необходимо привлечение дополнительных средств из городского бюджета.

Анализ объемов финансирования за последние годы показывает, что средств, выделяемых на благоустройство района, недостаточно для поддержания требуемого уровня состояния городской среды.

Помимо острого дефицита финансовых средств, районное хозяйство характеризуется неудовлетворительным состоянием муниципального имущества. Функционирующие в благоустроительном хозяйстве района МУП «Дорожник-1» Центрального района имеет в своем распоряжении технику с уровнем износа - более 70%, что не позволяет качественно организовать санитарную уборку и работы по благоустройству.

В 2013 году на территории района по программе «Новые дороги городов России» за счет бюджетных средств выполнен ремонт 64 дворовых территорий и проездов к дворовым территориям, общей площадью 50656,2 кв.м.

Осуществлен текущий ремонт улиц района на площади 30265,40 кв.м на сумму 15,7 млн. рублей.

В 2012 году  в рамках выделенных средств на ликвидацию последствий произошедшего паводка в микрорайоне Затон, выполнен ремонт 14 улицы на суммы  13507,5тыс. руб.

За счет средств выделенных на ремонт дорог сельских и поселковых территорий, микрорайонов индивидуальной жилой застройки районов города Барнаула выполнен ремонт девяти улиц (площадь 16564,5 кв.м) на сумму 5928,916 тыс. рублей. Всего в 2011 году было выполнено ремонтных работ в Центральном районе на сумму 35136,416 тыс. рублей. За счет средств города выполнен капитальный ремонт улиц Никитина и Партизанской. В 2011 году за счет бюджета города на территории района в 2011 году ликвидировано более 30 несанкционированных свалок по решению суда, представлениям Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры, прокуратуры Центрального района. Тем не менее работы по обеспечению бесперебойного и качественного предоставления коммунальных ресурсов и работы, направленные на улучшение санитарного состояния и благоустройства территории, позволили улучшить облик района и значительно снизить количество обращений граждан. 

Проведено более 30 экологических акций по зачистке земельных участков и прибрежных территорий р. Обь, Барнаулка.

Дополнительно выделенные контейнеры  различной емкости из городского бюджета (47 шт.) были установлены на месте ликвидированных несанкционированных свалок, тем самым предотвращено их возобновление. Ежегодно составляется реестр и план мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок и направляется в отдел по охране окружающей среды администрации города.

За последнее десятилетие парк автомототранспортных средств увеличился более чем в два раза. В то же время протяженность городских улиц, проездов и набережных увеличилась всего на 4,5 %. Средняя скорость движения транспорта снизилась на многих участках улично-дорожной сети почти на 40 % и составляет: в мегаполисах 15--30 км/ч, в крупных городах -- 20--40 км/ч, в часы «пик» падает до 5--10 км/ч, а при неблагоприятных погодных условиях движение на некоторых участках парализуется. Продолжающееся развитие торгово-промышленного и строительного комплексов способствует притоку грузового транспорта. Серьезной проблемой остается движение тяжеловесного и негабаритного транспорта в границах городов, оказывающего значительное влияние на пропускную способность участков улично-дорожной сети

Проблема транспортных заторов с каждым годом становится серьезнее и для нашего города. В Барнауле ежегодно прибавляется 10--12 тысяч автомобилей. Однако существующая сложная ситуация начала формироваться задолго до начала усиленного роста количества транспорта. Не говоря о советской застройке города, можно отметить что много ошибок было заложено в 90-е годы: тогда надо было проектировать транспортные развязки внутри города, а не выделять участки под застройку элитных домов и не втыкать здания вплотную к проезжей части, сыграли свою роль и другие плоды экономического роста -- многочисленные торговые центры, большинство из которых строится вплотную к дороге и без просторных парковок. Однако вопросу совершенствования ОДД до сих пор не уделяется должного внимания. Проводимые мероприятия в сфере ОДД, как правило, локальны, плохо взаимосвязаны и не составляют в целом единую общегородскую систему. Так в Барнауле планируется развитие системы «Зеленая волна», ее принцип в том, что если водитель выезжает на зеленый свет на одном перекрестке и постоянно движется с рекомендуемой скоростью, то на каждом следующем светофоре он будет попадать только на зеленый свет. При идеальном варианте должна осуществляться связь между перекрестками и центральным управляющим пунктом, который находится на базе                   МУП «Барнаулгорсвет» (при возникновении транспортного затора оператор имеет возможность скорректировать дорожную ситуацию с помощью ручного управления сигналами светофоров).К АСУДД подключены: Ленина -- все перекрестки от Ползунова до Северо-Западной подключены к управляющему пункту, Красноармейский -- полностью, Социалистический --только перекресток на Молодежной, Комсомольский -- большинство перекрестков -- 7 из 9. Однако ожидаемой эффективности «Зелена волна» не приносит, т. к не было направлено нужное количество денег на техническое оборудование.

Нужного эффекта пока не приносит и принятый барнаульской городской думой нормативный правовой акт, в котором отражены проблемы и способы решения проблем загруженности улиц г. Барнаула, аварийности на дорогах и др. В нем указывается, что в связи с большой загруженностью магистралей автомобильным транспортом планируется разгрузить центральную часть города с использованием периферийных улиц, совершенствовать маршрутную сеть города (изменение маршрутов, обслуживаемых автобусами особо малой вместимости с переносом их трасс движения с пр-кта Красноармейский на пр-кт Социалистический, с пр-кта Ленина на пр-кт Комсомольский, расширение проезжих частей, осуществить создание удобных комплексных пересадочных узлов между маршрутами пригородного сообщения и городскими), устранить в центральной части города стоянок легкового транспорта, так как припаркованные автомобили занимают часть крайней правой полосы, делая ее непригодной для движения транспорта. Также предлагается вариант отвода грузовых потоков от улиц города с помощью: центральной дуговой магистрали (разгрузка пр-кта Строителей, ул. Челюскинцев); северного обхода (отвод транзитного движения с внутригородского участка Змеиногорского тракта и Обского моста)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хотелось бы отметить, что в нынешних рыночных условиях развития России рациональное управление муниципальным хозяйством и бюджетным процессом в муниципальном образовании, должно строиться на основе законов и принципов современной экономической теории и опыта реформирования систем местного самоуправления в зарубежных странах. Это позволит предотвратить ошибки в управлении, ведущие к кризису в муниципальных образованиях и в результате повысить эффективность проводимых реформ. В случае же возникновения кризисных ситуаций в экономике муниципального образования, именно этим направлениям необходимо уделять первостепенное значение, так как именно они в наибольшей степени ощутят на себе действие кризисных факторов.

Кризисы на сегодняшний день являются неотъемлемой частью рыночной экономики и проявляют себя как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне экономик национальных государств. При этом для преодоления кризисных явлений уже недостаточно использовать лишь традиционные методы в управлении. Именно поэтому возникает необходимость в использовании такой системы мероприятий, посредством применения которой возможно преодолеть кризисные ситуации. Комплексом таких мероприятий и выступает антикризисное управление.

Кризисы в муниципальных образованиях проявляют себя как локальные экономические явления в экономике муниципального образования, вызванные как экзогенными (несовершенство и нестабильность в законодательстве, кризисы национальной экономики), так и эндогенными факторами (низкая эффективность управления, низкая квалификация кадров). При этом, если возможность повлиять на первую группу негативных факторов у местных органов власти весьма ограничена, вследствие отсутствия для этого соответствующих ресурсов и полномочий, то для преодоления последствий, вызванных  второй группой факторов органам власти местного самоуправления необходимо самостоятельно, без внешней помощи, принимать меры по их преодолению.

Информация о работе Антикризисное управление в муниципальных образованиях