Антикризисное управление в муниципальных образованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление сущности деятельности органов государственной власти и органов власти местного самоуправления в сфере антикризисного управления муниципальными образованиями.
Задачи:
- определить сущность кризисов в муниципальном образовании, привести их типологию и выявить источники кризисных явлений;
- определить сущность антикризисного управления, его основные принципы;
- выявить аспекты антикризисного управления муниципальными образованиями;
- проанализировать особенности антикризисного управления в муниципальных образованиях:
а) особенности антикризисного управления муниципальным хозяйством и муниципальной собственностью.
б) особенности антикризисного управления бюджетом;
- определить экономическое положение муниципальных образований в условиях современного экономического кризиса;
- рассмотреть проводимые органами местного самоуправления мероприятия по преодолению кризисных явлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 3
1.1 Кризисы в муниципальном образовании, типология кризисов и их источники 3
1.2 Сущность антикризисного управления, его основные принципы 7
2. ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 8
2.1 Антикризисное управление муниципальным хозяйством и муниципальной собственностью 8
2.2 Антикризисное управление бюджетом в муниципальных образованиях 11
3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 16
3.1 Экономическое положение муниципальных образований на примере Центрального района 16
3.2. Мероприятия органов местного самоуправления по преодолению кризисных явлений 18
3.3 Статистическая информация о деятельности администрации района…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

муниц. хозяйство курсовая.rtf

— 887.59 Кб (Скачать файл)

 

Термин «антикризисное управление» (crisis-management) появился в российской деловой среде практически одновременно с вводом в действие Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127 ФЗ. «О несостоятельности (банкротстве)».. За прошедшее время в России сформировался  институт банкротства, который реализует функции антикризисного управления в масштабах всего государства.

Многие авторы связывают причины появления этого вида управления с затянувшимся кризисом, последовавшим за мерами по реформированию отечественной экономики. Перед менеджерами предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий».

Антикризисное управление - такая система управления организацией, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для данной организации явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации в организации специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при опоре в основном на собственные ресурсы.

Ряд авторов считают что антикризисное управление включает:

- анализ внешней среды и внутреннего потенциала конкурентных преимуществ организации для выбора стратегии её развития на основе прогнозирования своего экономического состояния;

- предварительную диагностику причин возникновения кризисных ситуаций в экономике организации;

- комплексный анализ финансово-экономического состояния организации для установления методов его финансового оздоровления;

- бизнес-планирование экономического оздоровления организации;

- процедуры антикризисного управления и контроль за их проведением.

Рассмотрим на каких принципах базируется система антикризисного управления.

 

Таблица 1.3 - Принципы антикризисного управления

Принцип

Содержание

Ранняя диагностика кризисных явлений в деятельности организации.

Возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.

 

Срочность реагирования на кризисные явления

Чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать организация

Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного состояния

В борьбе с кризисными явлениями организация должна рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы её равновесному состоянию.

Уровень финансовых затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы.


 

Вышеперечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления, как для коммерческих организаций, так и для органов власти различного уровня.

Основным элементом антикризисного управления является финансовый менеджмент. Ведь финансовый менеджмент представляет сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любой организации, тем более находящейся в стадии кризиса. Огромна роль финансового менеджмента и в диагностике кризисных ситуаций, т.к. одной из задач финансового менеджмента является анализ финансового состояния организации. Анализируя финансовое состояние организации возможно установит зачатки кризиса на самых ранних этапах развития.

Итак, можно сделать следующие выводы, что антикризисное управление - это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. В основе организации антикризисного управления положены ряд принципов, отличающие его от управления организацией в стабильных условиях. Большую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмен

 

2. ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

 

2.1 Антикризисное управление муниципальным хозяйством и муниципальной собственностью

 

Кризис муниципальной власти - особое переломное состояние в развитии и функционировании социально-экономической и политической системы местного общества, характеризующееся снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, ухудшением экономического положения муниципалитетов.

Антикризисное управление в системе муниципального управления предполагает два взаимосвязанных аспекта - экономический (бюджетный дефицит) и социально-политический (кризис власти в глазах общества).

 

 

 

Таблица .2.1 - Аспекты антикризисного управления в системе муниципального управления

аспект

содержание

Направление антикризисных мероприятий

экономический

(бюджетный дефицит).

решение местных проблем путем излишне высоких заимствований, ведущих к большому бюджетному дефициту.

недопущение высокого дефицита местного бюджета для исполнения в полной мере возложенных на органы власти местного самоуправления обязательств законодательством РФ.

социально-политический

(кризис власти в глазах общества).

необоснованная трата  поступивших в бюджет денег (например заимствование бюджетных средств коммерческим организациям).

эффективное использование средства местного бюджета для предотвращения недовольства и критической активности народных масс.


 

Таким образом, органы власти местного самоуправления должны, с одной стороны, не допускать высокого дефицита местного бюджета для исполнения в полной мере возложенных на них обязательств законодательством РФ, а с другой - эффективно использовать средства местного бюджета для предотвращения недовольства и критической активности народных масс. Решение этих задач возможно в условиях открытости информации о деятельности органов муниципальной власти и активизации системы контроля со стороны населения муниципального образования и местных СМИ.

Особенности антикризисного управления в муниципальном образовании связаны со спецификой управления муниципальным хозяйством, а также содержания и использования муниципальной собственности.

Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.

В связи с этим, изучение проблем антикризисного управления в муниципальных образованиях можно вести в трех направлениях:

1 - участие органов муниципального образования в финансовом оздоровлении предприятий-должников, деятельность которых имеет важное экономическое значение для развития данной территории;

2 - участие органов местного самоуправления в процессах антикризисного управления (банкротства) муниципальными предприятиями;

3 - антикризисное управление муниципальным образованием как целым хозяйственно-территориальным комплексом.

Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые, с одной стороны, имеют целевое назначение, так как предназначены для решения вопросов сугубо местного значения: удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения муниципального образования, но с другой - исключительно многофункциональны, поскольку оказываются задействованы в решении широкого круга местных вопросов.

На сегодняшний день мы можем выделить основные условия, успешного антикризисного управления муниципальной собственностью:

1. Соблюдение на территории муниципальных образований динамического равновесия между капиталопоглощающими и капиталообразующими объектами муниципальной собственности.

2. Развитие конкуренции между муниципальным и частным сектором хозяйствования.

3. Рациональное использование кредитов.

4. Использование нетрадиционных подходов к управлению муниципальной собственностью.

1. Соблюдение на территории муниципальных образований динамического равновесия между капиталопоглощающими и капиталообразующими объектами муниципальной собственности.

Для того, чтобы местные органы власти смогли получать существенные доходы с подведомственных им территорий, эти территории первоначально должны быть наделены капиталообразующими (доходообразующими) объектами муниципальной собственности.

Выход видится в создании на территории муниципальных образований объектов муниципальной собственности, которые с одной стороны удовлетворяли общественные потребности, а с другой являлись бы стабильным источником финансовых поступлений в местный бюджет. Например: муниципальные бассейн и муниципальные бани.

2. Развитие конкуренции между муниципальным и частным сектором хозяйствования.

Большинство муниципальных предприятий получают дотации из бюджета. Они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, ибо это приведет к сокращению бюджетных дотаций. Им выгоднее оставаться на иждивении.

Одним из выходов из данной ситуации может являться развитие конкуренции между муниципальным и частным сектором хозяйствования

Как показывает еще небогатый российский опыт, участие частных предпринимателей ведет к снижению затрат и улучшению качества выполнения муниципальных услуг, сокращению бюджетных дотаций, а в отдельных случаях и к снижению тарифов. Происходит острая конкурентная борьба муниципального и частного секторов за деньги потребителя услуг и за получение выгодных муниципальных заказов. С другой стороны, местные органы власти освобождаются от  ряда хозяйственных функций и могут сосредоточить свои усилия на решении стратегических задач.

3. Рациональное использование кредитов.

Характеризуя природу и происхождение муниципального кредита, прежде всего, необходимо отметить, что кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер и, следовательно, должны использоваться лишь на развитие муниципального образования

Источниками муниципального кредита могут выступать:

- население:

- государство:

- частные кредитные учреждения:

- другие органы местного самоуправления.

 

Таблица 2.2 - Особенности кредитования из трех источников

Объекты сравнения

Население

Государство

Частные кредитные

учреждения

Источники

средств

Сбережения населения

Государственные бюджетные ресурсы

Средства частных кредитных учреждений

Возможные ограничения по кредиту

Наличие

средств у на

селения

Наличие бюджетных

ресурсов,

правовые ограничения в отношении

использования ресурсов,

Достаточно высокий

ссудный процент,

возможность коррупции и дополнительных обязательств по

кредиту

Формы кредита

Долгосрочный облигационный заем

Средне- или краткосрочный кредит

Краткосрочный кредит


Таблица показывает, каким образом могут сопрягаться интересы органов местного самоуправления и кредиторов.

Муниципальный кредит стоит использовать только для финансирования инвестиционных проектов и ни в коем случае - для покрытия текущих расходов местных бюджетов. Несоблюдение данного условия может привести лишь к ухудшению финансового положения муниципального образования и невозможностью им самостоятельно исполнять возложенные на него федеральным законодательством задачи.

4. Использование нетрадиционных подходов к управлению муниципальной собственностью.

В условиях кризиса необходимо использовать нетрадиционные подходы к управлению муниципальным образованием, такие как:

1. Использование факторинга. Факторинг - финансовая комиссионная операция по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании (т.е. продажа долга);

2. Формирование залоговых имущественных фондов. То есть во владении местных органов власти должно находиться имущество, под заём которого всегда можно было бы получить кредиты коммерческих организаций.

3. Использование механизма концессии. Концессия - форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что система муниципального хозяйства в наибольшей степени по сравнению с коммерческим сектором испытывает на себе последствия кризисных явлений вследствие низкой рентабельности муниципального сектора (его нацеленности на удовлетворение исключительно общественных потребностей), а также ограниченных возможностей муниципальных предприятий быстро реагировать на изменение внешнеэкономических условий.

 

 

2.2 Антикризисное управление бюджетом в муниципальных образованиях

 

 

Бюджет муниципального образования в РФ - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Управление бюджетом (и особенно бюджетным дефицитом) выступает одним из основных направлений муниципального антикризисного управления.

Установлено, что антикризисное управление бюджетом муниципального образования является основой непрерывного и стабильного развития его доходных ресурсов, а также эффективного их расходования.

В соответствии со ст.52 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г., формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Отсюда, одним из основных источников дефицитов местных бюджетов можно считать неумелое управление бюджетным процессом органами местного самоуправления.

Информация о работе Антикризисное управление в муниципальных образованиях