Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:51, реферат

Краткое описание

Антикри́зисное управле́ние — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности.

Вложенные файлы: 1 файл

Зачет-антикризисное управление.docx

— 40.68 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие антикризисного управления предприятия.

Антикри́зисное управле́ние — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности.

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) - В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в предверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Роль антикризисного управления можно определить как систему  управленческих мер и решений  по диагностике, предупреждению, нейтрализации  и преодолению кризисных явлений  и их причин на всех уровнях экономики. Оно должно охватывать все стадии развития кризисного процесса, его  профилактику, предупреждение и преодоление.

  1. Понятие кризиса

Экономический кризис (др.-греч. κρίσις — поворотный пункт) — серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Основные  виды — кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства.

Кризис – это переломный момент в функционировании предприятия, из которого типично 2 варианта выхода: успешное преодоление кризиса или ликвидация организации

  1. Классификация (виды) кризисов предприятия.

Выделяют  следующие виды кризиса:

 • стратегический  кризис (когда на предприятии  разрушен производственный потенциал  и не хватает долгосрочных  факторов успеха.

 • кризис прибыльности (перманентные убытки «съедают»  собственный капитал, и это  приводит к неудовлетворительной  структуре баланса);

 • кризис ликвидности  (когда предприятие является неплатежеспособным  или существует реальная угроза  потери платежеспособности).

  1. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных  параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных  факторов. Данные факторы можно разделить  на две основные группы:

1.     Внешние (не  зависящие от деятельности предприятия);

2.     Внутренние (зависящие  от деятельности предприятия).

Внешние факторы возникновения  кризиса можно в свою очередь  подразделить на:

1.     Социально-экономические  факторы общего развития страны 

  • Рост инфляции;
  • Нестабильность налоговой системы;
  • Нестабильность регулирующего законодательства;
  • Снижение уровня реальных доходов населения;
  • Рост безработицы.

2.     Рыночные  факторы 

  • Снижение емкости внутреннего рынка;
  • Усиление монополизма на рынке;
  • Нестабильность валютного рынка;
  • Рост предложения товаров-субститутов.

3.     Прочие внешние  факторы 

  • Политическая нестабильность
  • Стихийные бедствия
  • Ухудшение криминогенной ситуации

Внутренние факторы возникновения  кризиса:

1.     Управленческие 

  • высокий уровень коммерческого риска;
  • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
  • неэффективный финансовый менеджмент
  • плохое управление издержками производства;
  • отсутствие гибкости в управлении;
  • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности

2.     Производственные 

  • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
  • Устаревшие и изношенные основные фонды;
  • Низкая производительность труда;
  • Высокие энергозатраты;
  • Перегруженность объектами социальной сферы.

3.     Рыночные 

  • Низкая конкурентоспособность продукции;
  • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Конечно все вышеперечисленные  факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее  влияние на состояние предприятия  оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и  производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что  по данным Межведомственной балансовой комиссии, которой было проведено  исследование финансового состояния  российских предприятий, выявлено, что  создалась специфическая, неведомая  мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в  расчетах. Деньги едва составляют треть  во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.

  1. Стадии развития кризиса

Основные  стадии развития кризиса:

1. Ранняя, характеризующаяся  отдельными проявлениями неэффективности  в производстве, сбыте (рост товарно-материальных  запасов, снижение темпов роста  продаж, проблемы с качеством  продукции и т. д.).

2. Промежуточная – нехватка  оборотных средств. Приостановка  поставок в кредит, задержки в  выдаче заработной платы.

3. Поздняя, при которой  предприятие находится в состоянии  хаоса, нарушаются графики производства, кредиторы требуют изменения  условий кредита, а поставщики  – предоплаты.

        1.      Понятие риска антикризисного управления

Риск - это неопределенность получения дохода и вероятность утраты собственного капитала компании.

Любая управленческая деятельность в  той или иной степени имеет  рисковый характер. В менеджменте  понятие «риск» прежде всего связывается  с характером и сложностью проблем, условиями принятия управленческих решений и прогнозированием результата. Управленческий риск - это характеристика управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации той или иной степени неопределенности, при выборе менеджером альтернативного решения критерий эффективности которого связан с вероятностью проявлений негативных условий реализации.

         2.      Классификация рисков

Финансовые риски подразделяются на два вида:

1)      риски, связанные с покупательной способностью денег;

2)      риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с  покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риск ликвидности.  

Инфляционный  риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.

Дефляционный  риск - это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.

Инвестиционные риски  включают в себя следующие подвиды  рисков:

1)      риск упущенной выгоды;

2)      риск снижения доходности;

3)      риск прямых финансовых потерь.

Риск упущенной  выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, хеджирование, инвестирование т.п.).

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

Риск снижения доходности включает в себя следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски.

К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.  

Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К. кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.  

Риски прямых финансовых потерь включают в себя следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск.  

 

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся: риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.

Селективные риски (от лат. selectio - выбор, отбор) - это риски неправильного выбора способа вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора способа вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам. В результате предприниматель становится банкротом.

         3.        Диагностика  рисков

Источниками информации, предназначенной  для анализа риска являются:

- бухгалтерская отчетность  предприятия. 

- организационная структура  и штатное расписание предприятия. 

-  карты технологических  потоков (технико-производственные  риски);

-  договоры и контракты  (деловые и юридические риски);

- себестоимость производства  продукции. 

- финансово-производственные  планы предприятия. 

 

Выделяются  два этапа оценки риска: качественный и количественный.

 

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск.

Основная  цель данного этапа оценки — выявить основные виды рисков, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже на начальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на этом этапе отказаться от претворения в жизнь определенного решения.

Итоговые  результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа, то есть оцениваются только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения.

На этапе  количественного анализа риска вычисляются числовые значения величин отдельных рисков и риска объекта в целом. Также выявляется возможный ущерб и дается стоимостная оценка от проявления риска и, наконец, завершающей стадией количественной оценки является выработка системы антирисковых мероприятий и расчет их стоимостного эквивалента.

Количественный анализ можно  формализовать, для чего используется инструментарий теории вероятностей, математической статистики, теории исследования операций. Наиболее распространенными  методами количественного анализа  риска являются статистические, аналитические, метод экспертных оценок, метод аналогов.

Статистические методы.

Суть статистических методов  оценки риска заключается в определении  вероятности возникновения потерь на основе статистических данных предшествующего  периода и установлении области (зоны) риска, коэффициента риска и  т.д. Достоинствами статистических методов является возможность анализировать и оценивать различные варианты развития событий и учитывать разные факторы рисков в рамках одного подхода. Основным недостатком этих методов считается необходимость использования в них вероятностных характеристик. Возможно применение следующих статистических методов: оценка вероятности исполнения, анализ вероятного распределения потока платежей, деревья решений, имитационное моделирование рисков, а также технология «Risk Metrics».

Метод оценки вероятности  исполнения позволяет дать упрощенную статистическую оценку вероятности исполнения какого – либо решения путем расчета доли выполненных и невыполненных решений в общей сумме принятых решений.

Информация о работе Антикризисное управление