Шпаргалка по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, шпаргалка

Краткое описание

1 Предмет и задачи анатомии и физиологии. Их связь с другими науками. Методы анатомических и физиологических исследований .наблюдение, эксперимент,острый и хронический опыты.
2 Общие закономерности онтогенеза организма человека. Понятия непрерывность, гетерохронность и гармоничность развития детей.
....
50 Строение и функции кожи. Гигиена кожи .Роль кожи в закаливании организма. Особенности теплоотдачи организма ребёнка. Суточное колебание температуры кожи у детей.

Вложенные файлы: 1 файл

АНАТОМИЯ (1).doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

1 Предмет  и задачи анатомии и физиологии. Их связь с другими науками.  Методы анатомических и физиологических  исследований .наблюдение, эксперимент,острый  и хронический опыты.

Анатомия- наука, которая изучает строение организма, его органов и систем в связи с их функциями. Включает следующие дисциплины: нормальную анатомию, топографическую анатомию, патологическую анатомию. Анатомия является основой для таких наук  как антропология, физиология, гистология, и др. Физиология, гистология и эмбриология возникли из анатомии. К сравнительной анатомии близка палеонтология – наука о вымерших организмах, остатки которых находятся в земле.

Подходы применяемые  в исследованиях по анатомии: 1 – систематический 2 – функциональный  3 – индивидуальный 4 – анатомический 5 – причинный.

Методы анатомии: макроскопические и микроскопические: наблюдение и осмотр организма; вскрытие; заморозка и распил; наливки; рентгеновский; эндоскопический; экспериментальный.

Физиология — наука о сущности живого и жизни в норме и при патологиях. Физиология представляет собой комплекс естественнонаучных дисциплин, изучающих как жизнедеятельность целостного организма, так и отдельных физиологических систем и процессов, органов, клеток, клеточных структур. Как важнейшая отрасль знаний физиология стремится раскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма, его взаимодействия с окружающей средой. Физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей. В основе представлений о жизнедеятельности находятся знания о процессах обмена веществ, энергии и информации. Жизнедеятельность направлена на достижения полезного результата и приспособления к условиям среды. В общей форме физиология использует три методических приема исследований: наблюдение, острый опыт и хронический эксперимент. Классическими методами исследований являлись методы удаления и методы раздражения отдельных частей или целых органов, в основном применявшиеся в опытах на животных или во время операций в клинике. Они давали приблизительное представление о функциях удаленных или раздражаемых органов и тканей организма. Использование фотосъемки в инфракрасных лучах позволяет выявить наиболее горячие или холодные участки тела, наблюдаемые в состоянии покоя или в результате деятельности. С помощью так называемой компьютерной томографии, не вскрывая мозга, можно увидеть его изменения на различной глубине. Новые данные о работе мозга и отдельных частей тела дает изучение магнитных колебаний.

 

2 Общие  закономерности онтогенеза организма человека. Понятия непрерывность, гетерохронность и гармоничность развития детей.

Индивидуальное развитие организма  человека называют онтогенезом.

В онтогенезе различают 3 периода:

1. Предэмбриональный — развитие половых клеток (гаметогенез);

2. Перинатальный  — от оплодотворения к рождению;

3. Постнатальный  — развитие после рождения  человека и до его смерти.

В предэмбриональном и постнатальном развитии человека, важную роль играет половая система. К мужской половой системе принадлежат мужские половые железы — семенники (яички), придатки яичек, семявыводящие пути и семенной мешочек, простата, внешние половые органы.

Женская половая система образует половые клетки, продуцирует половые гормоны, а также обеспечивает внутриутробное развитие плода и секрецию молока. К женской половой системе принадлежат яичники, яйцеводы (маточные трубы), матка, влагалище и внешние половые органы.

Предэмбрионный период развития организма  происходит в половых железах. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а процесс образования яйцеклеток — овогенез.Развитие нового организма начинается с момента оплодотворения — слияние мужской и женской половых клеток. В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период называют эмбрионным (зародышевым), а организм будущего человека — эмбрион (зародыш). С 9-й недели, когда начинают определяться основные человеческие черты, организм называют плодом, а период — плодотворным.

Перинатальный период длится от оплодотворения до рождения ребенка. В нем выделяют 4 периода.1. Оплодотворение. Происходит в верхней части яйцевода после овуляции.

 В процессе оплодотворения  различают два этапа: проникновение  сперматозоида через оболочки яйцеклетки; слияние ядер половых клеток. В оплодотворенной яйцеклетке происходит слияние ядер и образуется одноклеточный зародыш — зигота с диплоидным набором хромосом.

2. Деление — это многоразовые деления зиготы на дочерние клетки — бластомеры. В результате разделения зиготы образуется многоклеточный зародыш. Стенки этого зародыша образованы клетками — бластомерами двух видов: светлых мелких и темных больших. Светлые мелкие образуют оболочку бластулы — трофобласт, темные большие бластомеры скапливаются на одном из полюсов бластоцисты под трофобластом и образуют зародышевый узелок.

3. Гаструляция — это период развития, когда образуются зародышевые листки, осевые и около зародышевые органы. 4. Гисто и органогенез — образование тканей из зародышевых слоев стенки и образования органов.

Плацента — это комплекс, структур плода и слизистой оболочки матки, который обеспечивает постоянную связь между организмом матери и плода. Кровь в плаценте течет медленно, что способствует лучшему обмену между кровью, которая течет в сосудах ворсинок.

После рождения ребенка начинается постнатальный период развития человека. В своем развитии организм человека проходит три этапа:

 Эволюционный этап, который характеризуется преимуществом размножения клеток над их разрушением. Показатели физического развития (рост, масса, размеры отдельных частей тела) в разные периоды эволюционного этапа изменяются по-разному.

Стабильный этап, который характеризуется уравновешенностью процессов образования и разрушения клеток, сохранением массы и размеров тела и отдельных его частей.

Инволюционный этап, который характеризуется преимуществом разрушительных процессов над образовательными, а потому наблюдается уменьшение массы тела и его размеров. На этом этапе происходит старение организма.

 

3 Понятия  акселерация, ретардация и школьная зрелость . Возрастные изменения показателей физического развития детей . Особенности влияния наследственности и среды на рост и развитие ..Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность).

Гетерохронность проявляется в трех видах: а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками. б) Средний темп развития. в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками. Акселерация— это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Основные причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Гетерохронность касается физического, умственного и полового развития детей и подростков.

Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК. Рост и развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную и неблагоприятную наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности.

Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной отклонений от нормы и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти. Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии. Однако наследственность, в некоторых случаях поддается коррекции и управлению. Рождения детей с неблагоприятной наследственностью можно избежать, проконсультировавшись у врачей-генетиков. Развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.

 

4 Строение  нервной системы и её значение .Вегетативная нервная система.

Нервная система играет интегрирующую роль в жизнедеятельности организма, так как объединяет его в единое целое и "вписывает" его в окружающую среду. Она обеспечивает согласовнную работу отдельных частей организма (координацию), поддержание равновесного состояния в организме и приспособление организма к изменениям внешней и/или внутренней среды.

Нервная система  обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие между организмом и внешней средой.

Основные процессы в нервной системе

1. Превращение  раздражения, внешнего по отношению  к самой нервной системе, в  нервное возбуждение, которым  она может оперировать. 2. Переделка, преобразование входящего потока возбуждения в выходящий поток с отличающимися характеристиками. 3. Распределение возбуждения и направление его по разным путям, по разным адресам. 4. Моделирование. Построение нервной модели раздражения и/или раздражителя, которая заменяет сам раздражитель. С этой моделью нервная система может работать, она может её хранить, видоизменять и использовать вместо реального раздражителя. 5. Модуляция. Нервная система под влиянием раздражения изменяет себя и/или свою деятельность. 6. Активация исполнительного органа для совершения действия. Таким способом нервная система обеспечивает рефлекторную ответную реакцию на раздражение.

Задачи и  деятельность нервной системы

1. Произвести  рецепцию - уловить изменение во  внешней среде или внутренней  среде организма в виде раздражения. 2. Произвести трансдукцию - преобразование этого раздражения в нервное возбуждение, т.е. поток нервных импульсов с особыми характеристиками, соответствующими раздражению. 3. Осуществить проведение - доставить по нервным путям возбуждение в необходимые участки нервной системы и к исполнительным органам 4. Произвести перцепцию - создать нервную модель раздражения 5. Произвести трансформацию - преобразовать сенсорное возбуждение в эффекторное для осуществления ответной реакции на изменение среды.

6. Оценить результаты  своей деятельности с помощью  обратных связей и обратной  афферентации.

Значение нервной  системы :

1. Обеспечивает  взаимосвязь между органами, системами  органов и между отдельными  частями организма.  2. Обеспечивает  взаимодействие организма с окружающей средой. 3Обеспечивает мыслительные процессы 4. Осуществляет контроль за состоянием организма и отдельных его частей. 5. Управляет работой организма и его систем.

6. Обеспечивает  активацию и поддержание тонуса, т.е. рабочего состояния органов и систем.

7. Поддерживает  жизнедеятельности органов и  систем.

  Нервная  система в функциональном и  структурном отношении делится  на периферическую и центральную  нервную систему (ЦНС).

Центральная нервная  система состоит из головного  и спинного мозга.

Функции нервной  системы : 1) формирование возбуждения; 2) передача возбуждения; 3) торможение; 4) интеграция; 5) восприятие раздражения из внешней и внутренней среды организма с помощью специальных нервных клеток - рецепторов; 6) кодирование, т.е. преобразование химического, физического раздражения в нервные импульсы; 7) трофическая, или питательная, функция - образование биологически активных веществ (БАВ).

Нейрон - основная структурная и функциональная единица  нервной системы.

Вегетативная (автономная) нервная система выполняет адаптационно-трофические функции, активно участвуя в поддержании гомеостазиса (т.е. постоянства среды) в организме. Она приспосабливает функции внутренних органов и всего организма человека к конкретным изменениям окружающей среды,​ влияя и на физическую, и на психическую активность человека.

 

 

 

5 Строение  и классификация нейронов .Нейроглия  и её значение.

Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейроцит (нейрон) с отходящими от нее отростками. Один или несколько отростков, по которым к телу нервной клетки приносится нервный импульс, называются дендритами. Единственный длинный отросток, по которому нервный импульс направляется от тела нервной клетки, — аксон, или нейрит. Нервная клетка способна пропускать нервный импульс только в одном направлении, от дендрита к аксону. В зависимости от количества отростков различают униполярные, биполярные и мультиполярпые   нервные клетки.  К биполярным     относятся     и ложноуниполярные нейроны — рецепторные нейроны   спинномозговых   ганглиев,  у   которых  проксимальные отделы отростков сливаются между собой, а затем   вскоре    Т-образно делятся  на аксон и дендрит. Основная особенность нейронов — наличие многочисленных безофильных  глыбок  и нейрофибрилл. Кроме нейронов в нервной системе имеются клетки нейроглии (глиоциты), выполняющие многообразные функции: опорную, трофическую, защитную и секреторную. Среди них различают две руппы: макроглию и микроглию.

Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"