Шпаргалка по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, шпаргалка

Краткое описание

1 Предмет и задачи анатомии и физиологии. Их связь с другими науками. Методы анатомических и физиологических исследований .наблюдение, эксперимент,острый и хронический опыты.
2 Общие закономерности онтогенеза организма человека. Понятия непрерывность, гетерохронность и гармоничность развития детей.
....
50 Строение и функции кожи. Гигиена кожи .Роль кожи в закаливании организма. Особенности теплоотдачи организма ребёнка. Суточное колебание температуры кожи у детей.

Вложенные файлы: 1 файл

АНАТОМИЯ (1).doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

Вторая сигнальная система возникла вместе с появлением речи, присуща только человеку и является главным его отличием от животных. Суть ее заключается в восприятии речи, то есть словесных сигналов, произносимых, слышимых и обозначающих видимые и не видимые здесь и сейчас предметы и явления. Вторая сигнальная система — это основа человеческого общения и познания окружающего мира при условии знания языка. В поведении разных людей в разной степени проявляется и первая и вторая сигнальные системы, а в зависимости от их соотношения существуют три основных типа высшей нервной организации человека: художественный, мыслительный и средний.

14 Развитие  речи .Анализ и синтез речевых  сигналов ,как основа процесса мышления .Развитие сенсорной и моторной стороны речи.

Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Она связана с напряженной работой органов зрения, слуха и периферического речевого аппарата. Сложная координация деятельности этих органов осуществляется нервными клетками различных корковых зон. Среди корковых зон, ответственных за речь, особенно важное значение имеют центр Вернике, расположенный в левой височной доле мозга, и центр Брока, расположенный в нижней части левой лобной доли мозга. Последний представляет собой двигательный центр речи, при его разрушении нарушается речевая артикуляция. Человек понимает все услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова. Сохраняется лишь способность издавать отдельные звуки. Центр Вернике называют также слуховым, его повреждение приводит к нарушению восприятия слов — к словесной глухоте. Больной все слышит, но не понимает речи. Не понимает он и тех слов, которые произносит сам. В результате его собственная речь характеризуется отсутствием смысла. Часто такие больные не могут также читать про себя и вслух, плохо воспринимают музыку. Нарушается письменная речь. Следует отметить, что письменная речь связана со многими отделами коры: регулирующими движение рук, ответственными за зрение, с центрами Брока и Вернике и другими.

В состав речевого аппарата входят многие органы дыхания: нос, глотка, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма. С их помощью осуществляется голосообразование — фонация — и образование звуков речи — артикуляция. Воздушная струя, необходимая для образования голоса, возникает в фазе выдоха. Выдыхаемый воздух, проходя через гортань, приводит в колебание находящиеся там специальные голосовые связки. В результате их колебания воздух, проходящий через гортань, также начинает колебаться. Именно эти колебания воздуха и воспринимаются затем слуховым аппаратом как звук голоса. Сила голоса будет зависеть от амплитуды Колебания голосовых связок, которая определяется силой выдоха. Важное значение как усилителя звука имеют также глотка, полость рта, носовая полость. Пространство или проход от голосовых связок до губ называют речевым трактом.

Высота голоса зависит от частоты колебания голосовых связок, которая определяется их структурой: длиной, толщиной и степенью натяжения. Изменение структуры голосовых связок осуществляется в процессе речи благодаря деятельности мышечного аппарата гортани. Существует также мнение, что важное значение для частоты колебания голосовых связок имеет частота нервных импульсов, поступающих в мышечный аппарат гортани из центральных нервных структур.

Образование элементов языка (звуковые фонемы) связано с деятельностью активных органов произношения: нижняя челюсть, губы, язык и мягкое нёбо. Благодаря их движеиию, которое и называется артикуляцией, осуществляется усиление голоса и образование звуков речи. Эти движения в основном связаны со сближением и разведением стенок речевого тракта. Например, при образовании (фонация) гласных звуков в речевом тракте для воздуха сохраняется свободный проход.

Каждому педагогу, особенно учителям русского языка и  литературы, необходимо знать, что точность восприятия речи зависит также от фонетической, фонематической, слоговой, морфологической и смысловой (семантической) характеристики слов. Например, точность восприятия отдельных слогов и слов обусловлена их фонетическими особенностями, при восприятии предложений — синтаксическими особенностями. Важное значение имеет длина слов и предложений. Точность восприятия односложных слов на фоне шума составляет 12 %, а шестисложных слов при том же уровне шума — 40 %. Слова, начинающиеся с гласных звуков, воспринимаются на 10 % точнее, чем начинающиеся с согласных. Оказалось, что предложения длиной более 11 слов воспринимаются хуже. Чем длиннее фраза, тем меньше точность ее восприятия.

Органы речи у детей и подростков имеют  свои морфофункциональные особенности. Гортань у детей значительно меньше, чем у взрослых. Наиболее высокие темпы ее роста наблюдаются в 5—7 лет и в период полового созревания (у девочек в 13—14 лет, у мальчиков в 14—16 лет). Приблизительно до 10 лет половых различий в строении гортани у девочек и мальчиков почти не существует. У мужчин гортань значительно больше, чем у женщин. Длина голосовых связок у мужчин и женщин также различна; у мужчин колеблется от 20 до 24 мм, у женщин — от 18 до 20 мм. Увеличение длины голосовых связок у мальчиков в сравнении с девочками начинается с 12 лет, поэтому до 12 лет голоса девочек и мальчиков довольно похожи.

В связи с  морфофункциональным созреванием  органов речи и прежде всего гортани  с 11 —12 лет и до 17—18 лет идет перелом  голоса — мутация. У девочек мутация наступает обычно на полгода или один год раньше. В среднем период мутации составляет 1,5—2 года. В северных странах мутация голоса наступает много позже — с 14—15 лет, а в южных раньше — с 10—12 лет. В период мутации следует оберегать голос подростков, не допускать громкого чтения, частых выступлений на концертах с пением или чтением стихов.

 

15 Типы  ВНД, их пластичность. Особенности ВНД в разные возрастные периоды.

Высшая нервная  деятельность человека зависит от индивидуаль¬ных  особенностей нервной системы.

Тип высшей нервной деятельности — это совокупность, определяе¬мая наследственностью данного организма и его жизненным опытом. В OCHOBV определения типа нервной деятельности положены следую¬щие свойства нервной системы: сила процессов возбуждения и торможения, их взаимная уравновешенность (соотношение силы возбуждения и торможения) и их подвижность (скорость, с которой возбуждение может смениться торможением и наоборот).

И. П. Павлов выделил  четыре типа высшей нервной деятельности:

1. Тип сильный,  но неуравновешенный (холерик по Гиппократу). Он характеризуется преобладанием процессов возбуждения над торможением (безудержный тип).

2. Тип сильный,  уравновешенный с большой подвижностью  нервных процессов (сангвиник  по Гиппократу) — «живой», подвижный  тип.

3. Тип сильный,  уравновешенный с малой подвижностью нервных процессов (флегматик по Гиппократу) — «спокойный», инертный тип.

4. Тип слабый, для которого характерно слабое  развитие как возбуждения, так  и тормозных процессов. Для  людей этого типа свойственно  быстрое истощение нервной системы, приводящее к потере трудоспособности (меланхолик по Гиппократу).

Тип нервной  системы определяет степень приспособленности  организма к условиям окружающей среды и стойкости к воздействию  болезнетворных факторов, что наиболее относится к сильному уравновешенному типу. У них менее всего развиваются невротические состояния (неврозы).

Холерики отличаются сильными процессами возбуждения и  не менее сильными процессами торможения: они у него подвижны, и поэтому  холерик может быстро и легко  переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включиться в работу.

Флегматик —  человек с сильными, но малоподвижными нервными процессами. Поэтому он медленно входит в начатое дело, но обстоятельно доводит его до конца.

Меланхолики имеют слабые нервные процессы. Они теряются в сложных ситуациях и не всегда могут найти выход из трудного положения, крайне неохотно принимают ответственные решения, быстро устают от физической и умственной нагрузки, нуждаются в более длительном отдыхе после дневных трудов.

Сангвиники, обладающие сильными, уравновешенными и подвижными процессами, способны активно и длительно  работать, быстро переключаться с  одного эмоционального состояния на другое, легко переходить от отдыха к работе и наоборт. Они умеют  найти выход из труд¬ных положений, способны ставить перед собой и решать сложные задачи.

И. И. Красногорский, изучая высшую нервную деятельность ре¬бенка на основании силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый  тип. 

2. Сильный, уравновешенный  медлительный тип. 

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный  тип. 

4. Слабый тип  с пониженной возбудимостью. 

Еще в меньшей зависимости от свойств типа нервной системы находится формирование характера, особенности которого определяются как свойствами типа нервной системы, так и системой временных связей, выработанных в процессе обучения и воспитания ребенка. На базе любого типа высшей нервной деятельности можно сформировать все общественно ценные качества характера, но их проявление будет своеобразным у представителей различных типов высшей нервной деятельности.

 

 

16 Структура  и функции различ.х анализаторов и их онтоген.созревание . Учение И П  Павлова об анализаторах.Классифик.сенсорных систем.  Роль сенсорного восприят. в раннем детстве .

Под анализаторами  понимают совокупность образований, обеспечивающих восприятие энергии раздражителя, трансформацию  ее в специфические процессы возбуждения, проведение этого возбуждения в структуры ЦНС и к клеткам коры, анализ и синтез специфическими зонами коры этого возбуждения с последующим формированием ощущения.

Понятие об анализаторах введено в физиологию И. П. Павловым в связи с учением о высшей нервной деятельности. Каждый анализатор состоит из трех отделов:

Периферический  или рецепторный отдел, который  осуществляет восприятие энергии раздражителя и трансформацию ее в специфический  процесс возбуждения.

Проводниковый отдел, представленный афферентными нервами и подкорковыми центрами, он осуществляет передачу возникшего возбуждения в кору головного мозга.

Центральный или  корковый отдел анализатора, представленный соответствующими зонами коры головного  мозга, где осуществляется высший анализ и синтез возбуждений и формирование соответствующего ощущения.

Рецепторы играют ведущую роль в получении организмом информации о состоянии внешней  и внутренней среды. Благодаря большому многообразию рецепторов человек способен воспринимать стимулы разных модальностей.

Рецепторы представляют собой конечные специализированные образования, которые предназначены  для восприятия энергии раздражителя и трансформации ее в специфическую  активность нервной клетки.

Классификация рецепторов. В основу классификации  рецепторов положено несколько критериев.

Психофизиологический  характер ощущения: тепловые, холодовые, болевые и др.

Природа адекватного  раздражителя: механо-, термо-, хемо-, фото-, баро-, осмбрецепторы и др.

Среда, в которой  рецептор воспринимает раздражитель: экстеро-, интерорецепторы.

Отношение к  одной или нескольким модальностям: моно- и полимодальные мономодальные  преобразуют в нервный импульс  только один вид раздражителя —  световой, температурный и т. д., полимодальные  могут несколько раздражителей  преобразовать в нервный импульс — механический и температурный, механический и химический и т. д..

Способность воспринимать раздражитель, находящийся на расстоянии от рецептора или при непосредственном контакте с ним:

контактные  и дистантные.

Уровень чувствительности порог раздражения: низкопороговые механорецепторы и высокопороговые ноцицепторы.

Скорость адаптации: быстроадаптирующиеся, тактильные, медленноадаптирующиеся болевые и неадаптирующиеся вестибулярные  рецепторы и проприорецепторы.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве  трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 Готовность  ребенка к школьному обучению  в значительной мере зависит  от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует  пять сенсорных систем, с помощью  которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных  способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

.

17 Зрительная  сенсорная система, строение ,свойства, возрасные особенности. Профилактика нарушений зрения у дошкольников.

Зрительный  анализатор является важнейшим среди  других, потому что дает человеку более 80% всей информации об окружающей среде. Зрительная сенсорная система состоит из трех частей:

Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"