Шпаргалка по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, шпаргалка

Краткое описание

1 Предмет и задачи анатомии и физиологии. Их связь с другими науками. Методы анатомических и физиологических исследований .наблюдение, эксперимент,острый и хронический опыты.
2 Общие закономерности онтогенеза организма человека. Понятия непрерывность, гетерохронность и гармоничность развития детей.
....
50 Строение и функции кожи. Гигиена кожи .Роль кожи в закаливании организма. Особенности теплоотдачи организма ребёнка. Суточное колебание температуры кожи у детей.

Вложенные файлы: 1 файл

АНАТОМИЯ (1).doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

Если в основе классификации положить безусловные  рефлексы, тогда различают пищевые, защитные, ориентировочные и т. д.. Если в основе классификации лежат рецепторы, на которые действуют стимулы, различают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные условные рефлексы.

В зависимости  от структуры применяемого условного  стимула различают простые и  сложные (комплексные) условные рефлексы.

 В реальных  условиях функционирования организма  в качестве условных сигналов  выступают, как правило, не отдельные, одиночные раздражители, а их временные и пространственные комплексы. И тогда условным стимулом выступает комплекс сигналов окружающей среды. Различают условные рефлексы первого, второго, третьего и т. д. порядка. Когда условный стимул подкрепляется безусловным, то образуется условный рефлекс первого порядка. Условный рефлекс второго порядка образуется в том случае, если условный стимул подкрепляется условным раздражителем, на который ранее был выработан условный рефлекс.

Безусловные рефлексы – это врожденные, относительно постоянные видовые реакции организма, осуществляемые через нервную систему в ответ на действие определенных раздражителей. Они обеспечивают согласованную деятельность различных функциональных систем организма, направленную на поддержание его гомеостаза и взаимодействия с окружающей средой. Примерами простых безусловных рефлексов могут быть коленный, мигательный, глотательный и другие.

Различия между  безусловными и условными рефлексами

Безусловные рефлексы: Врожденные Наследуются Видовые Нервные связи постоянные Более сильные Более быстрые Трудно тормозятся.

Условные рефлексы: Приобретенные  Вырабатываются Индивидуальные Нервные  связи временные Более слабые Более медленные Легко тормозятся

Условный рефлекс –  это приобретенная в течение индивидуальной жизни реакция организма, осуществляется благодаря образованию в высших отделах центральной нервной системы временных переменных рефлекторных путей в ответ на действие любого сигнального раздражителя, для восприятия которого существует ответственный рецепторный аппарат.

Условным раздражителем  называется любой нейтральный раздражитель, который после неоднократного сочетания  с безусловным приобретает сигнального  значения. Да, звук звонка, который повторяется, оставляет животное равнодушной к нему. Однако звук колокольчика совместить с кормлением животного (безусловный раздражитель), то после нескольких повторений обоих раздражителей звонок становится условным раздражителем, предупреждает животное о представлении пищи и обусловливает появление у нее слюновыделения.

Условные рефлексы могут  классифицироваться по рецепторным  признакам, по характеру условного  раздражителя, по времени действия условного и безусловного раздражителей  и за эфекторным признаком.

По рецепторному признаку условные рефлексы делят на экстерн – и интероцептивных.

По характеру условного  раздражителя условные рефлексы делят  на натуральные и искусственные. По времени действия условн. и безусл. Раздражит. различают имеющ. и следовые условн. рефлексы.

По эфекторному признаку условные рефлексы делятся на вегетативные и соматодвижные.

Безусловные рефлексы составляют низшую нервную деятельность, обеспечивающую осуществление различных двигательных актов жизнеобеспечения, а также  регуляции функций внутренних органов.

Элементами высшей нервной и психической деятельности животному человека есть инстинкты и условные рефлексы (реакции обучения), которые проявляются в форме поведенческих реакций.

Ориентировочный рефлекс, или рефлекс «Что такое?»  был открыт И.П. Павловым. Он описал его как комплекс двигательных реакций, который возникал на неожиданное появление нового стимула. Собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздражителя. В работах Ю. Конорского [1970] этот комплекс соматических реакций получил название рефлекса прицеливания.

Рассматривая ориентировочный  рефлекс как реакцию, направленную на восприятие нового стимула, И.П. Павлов обратил основное внимание на его  тормозную, прерывающую функцию  в отношении текущей условно-рефлекторной деятельности. Во время ориентировочной реакции условный рефлекс либо полностью подавлялся, либо его выполнение ухудшалось. Это свойство ориентировочной реакции нарушать текущую деятельность, в том числе и процесс обучения (выработку условного рефлекса), привело И.П. Павлова к мысли о необходимости построить исследовательский корпус в виде «Башни молчания». Это позволило бы исключить тормозные эффекты ориентировочного рефлекса (ОР) на формирование и исполнение условных рефлексов.

 

 

12 Торможение  условных рефлексов ,его виды, особенности у детей дошк. возраста.

Безусловное торможение Этот вид торможения условных рефлексов  возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной  формой торможения. Безусловное торможение может быть внешним и запредельным. Внешнее торможение возникает под влиянием нового раздражителя, создающего доминантный очаг возбуждения, формирующего ориентировочный рефлекс. Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что, затормаживая текущую условно-рефлекторную деятельность, оно позволяет переключить организм на определение значимости и степени опасности нового воздействия.

Посторонний раздражитель, оказывающий тормозящее влияние  на течение условных рефлексов, называется внешним тормозом. При многократном повторении постороннего раздражителя вызываемый ориентировочный рефлекс постепенно уменьшается, а затем исчезает и уже не вызывает торможения условных рефлексов. Такой внешний тормозящий раздражитель называется гаснущим тормозом. Если же посторонний раздражитель содержит биологически важную информацию, то он всякий раз вызывает торможение условных рефлексов. Такой постоянный раздражитель называется постоянным тормозом.

Биологическое значение внешнего торможения - обеспечение  условий для более важного в данный момент ориентировочного рефлекса, вызванного экстренным раздражителем, и создание условий для его срочной оценки.

Условное торможение (внутреннее). Оно возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться  безусловным. Его называют внутренним, потому что оно формируется в  структурных компонентах условного  рефлекса. Условное торможение требует  для выработки определенного времени. К этому виду торможения относятся: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз и запаздывающее.

Угасательное  торможение развивается в тех  случаях, когда условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным, при этом условная реакция постепенно исчезает. При первом предъявлении условного раздражителя без последующего подкрепления условная реакция проявляется как обычно. Последующие предъявления условного раздражителя без подкрепления начинают вызывать ориентировочную реакцию, которая затем угасает. Постепенно исчезает и условно-рефлекторная реакция.

Дифференцировочное  торможение вырабатывается на раздражители, близкие по характеристике к условному  раздражителю. Этот вид торможения лежит в основе различения раздражителей. С помощью этого торможения из сходных раздражителей выделяется тот, который будет подкрепляться безусловным раздражителем, т.е. биологически важный для организма. Например, на звук метронома с частотой 120 ударов в 1 мин у собаки выделяется слюна. Если теперь этому животному в качестве раздражителя предъявить звук метронома с частотой 60 ударов, но не подкреплять его, то в первых опытах этот раздражитель тоже вызывает отделение слюны. Но через некоторое время возникает диф-ференцировка этих двух раздражителей и на звук с частотой 60 ударов слюна выделяться перестает.

Условный тормоз - это разновидность дифференцировочно-го торможения. Возникает в том случае, если положительный условный раздражитель подкрепляется безусловным, а комбинация из условного и индифферентного раздражителей не подкрепляется.

Запаздывающее торможение характеризуется тем, что  условная реакция на условный раздражитель возникает до действия безусловного раздражителя. При увеличении интервала  между началом действия условного  раздражителя и моментом подкрепления (до 2-3 мин) условная реакция все более и более запаздывает и начинает возникать непосредственно перед предъявлением подкрепления. Отставание условной реакции от начала действие условного раздражителя свидетельствует о выработке запаздывающего торможения, так как период торможения соответствует периоду запаздывания подкрепления.

Условное торможение дает возможность организму избавиться от большого количества лишних биологически нецелесо образных реакций. Внутреннее торможение (по П.К.Анохину) является результатом борьбы двух потоков возбуждений при их выходе на эффекторы. При угасательном торможении.

Запредельное  торможение Этот вид торможения отличается от внешнего и внутреннего по механизму  возникновения и физиологическому значению. Оно возникает при чрезмерном увеличении силы или продолжительности действия условного раздражителя, вследствие того, что сила раздражителя превышает работоспособность корковых клеток. Это торможение имеет охранительное значение, так как препятствует истощению нервных клеток.  может вызываться действием не только очень сильного раздражителя, но и действием небольшого по силе, но длительного и однообразного по характеру раздражения. Это раздражение, постоянно действуя на одни и те же корковые элементы, приводит их к истощению, а следовательно, сопровождается возникновением охранительного торможения.

13 Динамический  стереотип как основа привычек  и навыков, как физиологическая  основа режима дня .Сигнальные  системы  действительности . Особенности взаимодействия первой и второй сигнальной системы в разные возрасные периоды.

Раздражители  внешней среды, имеющие значение сигнализаторов действительности, как  положительные, вызывающие возбуждение, так и отрицательные, связанные  с торможением, адресуются к определенным анализаторам коры, определенным их участкам и клеточным группам. Поэтому, деятельную кору полушарий следует рассматривать, как громадную сигнализационную доску, на которой причудливо, как в мозаике, расположены возбужденные и заторможенные пункты.

Поскольку возбуждение и торможение 'распространяются по коре, иррадиируют и концентрируются, мозаику коры следует представлять себе подвижной, перемещающейся по коре и изменяющей свои очертания в зависимости от изменений внешней среды.

Ввиду того, что  условия жизни животных и человека представляются упорядоченными, возникают одно за другим в определенной по­следовательности и через более или менее определенные отрезки времени (смена дня и ночи, бодрствования и отдыха, работы и приемов пищи, замена одних действий в работе другими и т. д.) изменения в процессе возбуждения и торможения в коре в окончательном результате также должны протекать в определенной динамической системе, уравновешиваться и иметь слаженное течение. Эту слаженную и уравновешенную систему внутренних процессов И. П. Павлов обозначил как динамический стереотип.

Стереотипное  слаженное течение условных рефлексов  очень облегчает работу коры, а  также образование новых реакций, если эти реакции являются близкими к ранее выработанной системе. Работа головного мозга сильно облегчена, если человек работает в определенной, знакомой ему системе навыков с определенным привычным чередованием отдельных рабочих актов.

С динамическим стереотипом — слаженным течением физиологических процессов в  коре, связаны положительные и отрицательные чувства человека, чувства трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворения и огорчения, радости, торжества и отчаяния.

На вопрос, как  избежать последствий нарушения  динамического стареотипа и связанных  с этим отрицательных последствий отвечает и физиология, а в основном, гигиена, основанная на физиологических данных. Неимоверно важное значение при этом имеет соблюдение режима дня, питания, сна, отдыха, хороший моральный климат в семье и т. д.

И.П. Павлов ввел представление о двух сигнальных системах действительности. Первая сигнальная система связана с физическими свойствами условных раздражений. Она, как полагал И.П. Павлов, присуща животным и человеку. Вторая сигнальная система связана со словесными воздействиями на человека. И.П. Павлов рассматривал слово как «сигнал сигналов».

По преобладанию первой или второй сигнальной системы  И.П. Павлов подразделял людей на мыслительные, художественные и смешанные  типы. У мыслительных типов преобладает  вторая сигнальная система, а у художественных - первая.

Информационные  свойства с его эмоциональным  или смысловым значением. Словесная  характеристика результата присуща  только человеку. Слово представляет абстрагирование, отвлечение от действительности. Человек в процессе эволюционного  развития приобрел способность связывать произносимые им звуки (слова) с предметами окружающего мира. В этом плане слова приобрели значение условных раздражителей.

В результате были классифицированы типы характеров, в  зависимости от организации и  уравновешенности нервной системы - экстраверт — темперамент, формирующ. под воздействием внешних источников; - интроверт — темперамент, формирующ. под влиянием внутренних раздражител.

Так И.П.Павлов в начале 30-х годов установил, что условнорефлекторные связи  человека обусловлены двумя системами, которые он назвал сигнальными.

Первая сигнальная система — это совокупность условных рефлексов, сформировавшихся в процессе эволюции под воздействием как внешних, так и внутренних раздражителей. Это наши органы чувств, которые даны нам от рождения и при помощи анализаторов — зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, температурного, болевого, — обеспечивают нам готовые «рецепты» восприятия и анализа тех или иных раздражителей.

Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"