Ретроспективный анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является ретроспективный анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ.
Для достижения цели, были определены следующие задачи:
• рассмотреть нормативно правовую базу, устанавливающую налога на прибыль;
• выявить налоговую модель налога на прибыль;
• рассмотреть юридический состав налога на прибыль;
• проанализировать структуру поступления налога на прибыль в федеральный и консолидированный бюджет;
• разработать мероприятия по усовершенствованию регулирующей функции налога на прибыль.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 168.30 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 1.

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

40,3

 

30,6

 

55,2

 

Акцизы

314,7

4,0

327,4

5,2

441,4

5,7

в федеральный бюджет

125,2

 

81,7

 

113,9

 

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

189,4

 

245,7

 

327,5

 

из них:

           

на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию

5,6

 

4,3

 

4,8

 

в федеральный бюджет

2,9

 

2,2

 

2,5

 

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

2,8

 

2,1

 

2,3

 

на табачную продукцию

63,8

 

78,3

 

106,3

 

в федеральный бюджет

63,8

 

78,3

 

106,3

 

акцизы на нефтепродукты

138,5

 

145,6

 

166,4

 

в федеральный бюджет

55,4

 

0,0

 

0,0

 

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

83,1

 

145,6

 

166,4

 

акцизы на пиво

29,0

 

30,3

 

82,0

 

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

29,0

 

30,3

 

82,0

 

акцизы на алкогольную  продукцию (за исключением вин)

69,9

 

63,2

 

70,6

 

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

69,9

 

63,2

 

70,6

 

Имущественные налоги

493,4

6,2

569,7

9,1

628,2

8,2

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

493,4

 

569,7

 

628,2

 

Налоги и сборы, и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 742,6

22,0

1 080,9

17,2

1 440,8

18,7

в федеральный бюджет

1 637,5

 

1 006,3

 

1 408,3

 

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

105,1

 

74,7

 

32,4

 

в том числе:

           

 

Продолжение таблицы 1.

налог на добычу полезных ископаемых

1 708,0

 

1 053,8

 

1 406,3

 

в федеральный бюджет

1 604,7

 

981,5

 

1 376,6

 

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

103,4

 

72,3

 

29,7

 

из него нефть:

1 571,6

 

934,3

 

1 266,8

 

в федеральный бюджет

1 493,0

 

887,6

 

1 266,8

 

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

78,6

 

46,7

 

0,0

 

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного  сырья

90,5

 

75,0

 

85,1

 

в федеральный бюджет

90,5

 

75,0

 

85,1

 

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного  сырья

8,8

 

6,9

 

9,4

 

в федеральный бюджет

8,4

 

6,6

 

9,4

 

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

0,4

 

0,3

 

0,0

 

 

Расчет удельного веса по всей группе налоговых поступлений  в консолидированный бюджет Российской Федерации производиться путем деления поступления налога на прибыль в отчетном году на все фактические налоговые поступления и умножение полученной суммы на 100 %.

В соответствии с данными  таблицы проведен сравнительный  анализ структуры налоговых доходов  за период с 2008-2010 года.

Снижение налоговых поступлений  в 2010 году относительно 2008 года обусловлено  уменьшением ставки налога на прибыль  в федеральный бюджет, более низкой ценой на нефть (средняя цена на нефть  в 2008 год - 94 долл. баррель, в 2010 г. - 77 долл. Баррель, в 2009 г. - 58 долл. баррель). Также  на снижение налоговых поступлений  повлияло изменение порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную  систему РФ, которые с 2009 года полностью  зачисляются в консолидированные  бюджеты субъектов РФ.

Рис. 2. Налоговые поступления  в бюджет РФ за 2008-2010 гг.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2008 году составило 4 377,00,что больше доходов в 2009 году на 591,3,но меньше доходов за 2010 год на 111,6.

В федеральном бюджете  прослеживается иная ситуация, основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей в 2008 году составляет 3 571,90,что больше чем в 2009 году на 1069,87, а в 2010 году доход меньше на 364,7.

Рис. 3. Налоговые поступления  в консолидированный бюджет  
в 2008 году.

В 2008г. в консолидированный  и федеральный бюджет Российской Федерации поступило федеральных  налогов и сборов в общей сумме 7 948,9 млрд. рублей. В федеральный бюджет поступило на 805,1 меньше чем консолидированный бюджет субъектов РФ.

Рис. 4. Поступление администрируемых ФНС России доходов  
в консолидированный бюджет РФ в 2008 году

Налог на прибыль занимает первое место среди налоговых платежей в 2008 году, в консолидированный бюджет Российской Федерации он поступил в размере 2 513,0 млрд. рублей, из них в федеральный бюджет поступило 761,1 млрд. рублей, а в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 751,9 млрд. рублей.

Налог не прибыль по сравнению  с остальными налогами и сборами занимает лидирующую позицию.

Налог на доходы физических лиц был зачислен в консолидированные  бюджеты субъектов РФ в размере 1 665,6 млрд. рублей, что меньше налогов  и сборов за пользование природными р

Ресурсами, которые были зачислены в размере 1 742,6 млрд. рублей, из которых 1 637,5 млрд. рублей – в федеральный бюджет, а 105,1 млрд. рублей в консолидированные бюджеты субъектов РФ.

В общей сумме налог  на добавленную стоимость поступил в консолидированный бюджет в  размере 1 038,7 млрд. рублей, в том числе на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ в размере 998,4 млрд. рублей, на товары, ввозимые на территорию РФ в размере 0,3 млрд. рублей.

Акцизы составляют самую наименьшую часть налоговых доходов бюджета, и составляют 314,7 млрд. рублей, из которых 125,2 млрд. рублей поступают в федеральный бюджет, а 189,4 млрд. рублей в консолидированные бюджеты субъектов РФ.

 Рис. 5. Налоговые поступления  в консолидированный бюджет РФ 
в 2009 году

В 2009году в консолидированный  бюджет РФ поступило федеральных  налогов и сборов в общей сумме 6 288,3 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет поступило 502,6 млрд. рублей, в консолидированные бюджеты субъектов РФ 785,7 млрд. рублей.

Рис. 6. Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный  бюджет РФ в 2009 году

Поступление налога на прибыль  организаций в 2009 году составило 1 264,4 млрд. рублей, что составляет 33,5% по отношению к 2008 году, в том числе в федеральный бюджет 195,4 млрд. рублей, в консолидированные бюджеты РФ 1 069,0 млрд. рублей.

Основным фактором уменьшения доходов в части налога на прибыль  организаций является то, что объем  поступлений данного налога в  бюджет в значительной степени зависит  от мировых цен на нефть. То есть к снижению поступлений по налогу на прибыль в начале 2009 года привело, в первую очередь, резкое падение  цен на энергоносители, в частности  на нефть.

Такое резкое падение цен  закономерно повлекло существенное сокращение прибыли тех организаций, которые получали ее за счет высоких  мировых цен на экспортируемое сырье, т.е. организаций, являющихся крупнейшими  налогоплательщиками нефтегазовой и финансовой сферы. Во втором полугодии 2009 года снижение прибыльности данных предприятий было компенсировано ростом прибыли, связанным со стабилизацией  мировых сырьевых рынков.

В начале 2010 года сохраняются риски  снижения объемов поступлений налога на прибыль за счет:

  • колебания мировых цен на сырье;
  • отрицательных показателей работы предприятий промышленности, которые не смогли вернуться на докризисный уровень, несмотря на меры, принимаемые органами исполнительной власти по поддержке московской промышленности;
  • незначительной роли банков в кредитовании предприятий, ориентированных на внутренний рынок (объем кредитного портфеля уполномоченных московских банков продолжает снижаться при росте в их активах доли просроченных кредитов).

Рис. 7. Налоговые поступления  в консолидированный бюджет РФ 
в 2010 году

В 2010г. всего в консолидированный  бюджет РФ поступило федеральных  налогов и сборов 7 695,8 млрд. рублей, что в процентном соотношении к 2009 году составляет 122,4 %. В том числе в федеральный бюджет поступило 3 207,2 млрд. рублей (в процентном соотношении к 2009 году составляет 128,2 %), в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 4 488,6 млрд. рублей (в процентном соотношении к 2009 году составляет 118,6 %).

Рис. 8. Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный  бюджет РФ в 2010 году

Поступление налога на прибыль  организаций в консолидированный  бюджет РФ в 2010г. составило 1774,4 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с 2009г. на 40,3% и составило наибольшую часть доходов консолидированного бюджета. В том числе в федеральный  бюджет поступило 255,0 млрд. рублей, в  консолидированные бюджеты РФ 1 519,4 млрд. рублей. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируемые уменьшения налогооблагаемой базы налога на прибыль компенсируются увеличением по операциям с ценными бумагами, которые повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.

Последствия влияния кризиса  на поступления налога на прибыль  в бюджет, влекут за собой серьезные  сокращения поступлений во многом обусловлены  падением мировых цен на энергоносители. Таким образом, на фоне финансового  кризиса особенно четко проявилась необходимость переориентирования бюджета с подверженной серьезным  колебаниям «нефтяной иглы» на стабильный и крайне перспективный базис  инновационной экономики.

Таблица 2

Удельный вес поступления налога на прибыль

Год

Удельный вес, %

Фактический показатель, млрд. руб.

Всего налоговых поступлений, млрд.

2008

31,6

2 513,0

7 948,9

2009

20,1

1 264,4

6 288,3

2010

23,0

1 774,4

7 695,8


Расчет удельного веса (таблица 2) показал, что наибольший удельный вес поступления налога на прибыль составил в 2008 году и составило 31,6% от общей суммы поступивших налогов в бюджет.

По сравнению с 2008 годом, в 2009 году налог на прибыль поступил на 1,5 % меньше, а в 2010 году на 8,6 %.

2.2 Пути усовершенствования  налога на прибыль в 2012 году

В период 2011−2013 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных  «Основными направлениями налоговой  политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и «Основными направлениями  налоговой политики на 2010 год и  плановый период 2011 и 2012 годов».

Также ожидается принятие федеральных законов, разработанных  в рамках реализации Основных направлений  налоговой политики, одобренных в  предыдущие годы, проекты которых  уже были внесены Правительством Российской Федерации в Государственную  Думу или концепция которых уже  согласована Правительством Российской Федерации.

Предлагаемые меры в области  налоговой политики, планируемые  к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов, учитывают необходимость  долгосрочной сбалансированности доходов  и расходов бюджетов бюджетной системы [20].

Доходы бюджетной системы  Российской Федерации в значительной степени зависят от объема экспорта сырьевых товаров, налоговая нагрузка на экономику включает в себя значительную конъюнктурную составляющую, обусловленную  динамикой мировых цен на энергоносители и вкладом прочих факторов (в том числе, государственной политики, настроения инвесторов и населения и т.д.).

Информация о работе Ретроспективный анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ