Ретроспективный анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является ретроспективный анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ.
Для достижения цели, были определены следующие задачи:
• рассмотреть нормативно правовую базу, устанавливающую налога на прибыль;
• выявить налоговую модель налога на прибыль;
• рассмотреть юридический состав налога на прибыль;
• проанализировать структуру поступления налога на прибыль в федеральный и консолидированный бюджет;
• разработать мероприятия по усовершенствованию регулирующей функции налога на прибыль.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 168.30 Кб (Скачать файл)
 

ВВЕДЕНИЕ

Налог на прибыль – это  налог, который уплачивается организациями (в том числе бюджетными, банками, страховщиками), филиалами и другими аналогичными подразделениями организаций.

Налог на прибыль является одной из основных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в  налоговых системах, так как напрямую уменьшает прибыль, поэтому этот налог относится к инструменту, влияющему на экономическое развитие, и каждый аспект в налоговом изъятии  прибыли должен быть просчитан и  оправдан.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что регулирующая функция налогов направлена на достижение основных задач налоговой политики, а  налог на прибыль является одним из основных инструментов реализации этой функции.

Целью выпускной квалификационной работы является ретроспективный анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ.

Для достижения цели, были определены следующие задачи:

  • рассмотреть нормативно правовую базу, устанавливающую налога на прибыль;
  • выявить налоговую модель налога на прибыль;
  • рассмотреть юридический состав налога на прибыль;
  • проанализировать структуру поступления налога на прибыль в федеральный и консолидированный бюджет;
  • разработать мероприятия по усовершенствованию регулирующей функции налога на прибыль.

Объектом исследования являются поступление налога на прибыль в бюджет РФ.

Предмет исследования – влияние регулирующей функции налога на прибыль на структуру дохода бюджета РФ.

При написании выпускной  квалификационной работы использовались Федеральные законы, нормативно правовые акты, научная литература затрагивающая данную тему и информация из периодической печати, статьи и журналы. Для выполнения анализа в практической части были использованы данные из интернет ресурсов. Библиографический список представлен в конце работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух частей. В  первой части работы рассматривается  экономическая сущность налога на прибыль, особенности поступления в бюджет Российской Федерации. Во второй части  работы проанализировано поступление налога на прибыль в бюджет РФ.

В теоритическом разделе  дается характеристика нормативных  документов регулирующих поступление  налога на прибыль в бюджет РФ. В пунктах 1.2-1.3 рассмотрены особенности поступления налога на прибыль в бюджет РФ. В практическом разделе проведен анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ, а так же сделаны выводы по выполнению регулирующей финкци налога на прибыль и разработки мероприятий по усовершенстованию налога на прибыль.

Заключение содержит выводы по каждой поставленной задаче, полученных в ходе работы, указаны недостатки и проблемы практического характера, которые выявлены в процессе выполнения работы, а также представлены рекомендации относительно их устранения.

 

1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1. Нормативно-правовая  база по налогу на прибыль

Налог на прибыль предприятий  и организаций был введен с 1 января 1992г. Закон РФ от 27 декабря 1991 г.№2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» [3].

Налог на прибыль поступает  в федеральный бюджет и в бюджеты  субъектов Федерации. Это один из наиболее сложных налогов в налоговой  системе, с часто меняющейся законодательной  базой. Его облагаемая база затрагивает  все многочисленные аспекты финансово-хозяйственной  деятельности организации и бюджетной  системы.

Поскольку этот налог относится  к федеральным налогам, его законодательное  и нормативное регулирование  осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Отдельные вопросы исчисления и уплаты этого налога отнесены к  компетенции законодательных и  исполнительных органов власти субъектов  Федерации.

В 1991 г. в России были приняты 2 закона: Закон о налоге на доход и Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций. Впоследствии предпочтение было отдано Закону о налоге на прибыль. В последние годы идет реформирование налоговой системы России. Реформа коснулись и второго по значению налога-налога на прибыль предприятий и организаций.

Существенные изменения  в налоги внесены Федеральным  законом от 6 августа 2001 г.№110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» [4].

В отличие от большинства  налогов ставка по налогу на прибыль  длительное время была дифференцирована по организациям в зависимости от вида деятельности. При этом ставки налога менялась за непродолжительный  период реформ неоднократно как в  сторону понижения, так и повышения. С принятием Налогового кодекса для всех организаций введена единая предельная ставка, которая снижена начиная с 2002г. С 35до 24%,а с 2009г.-до 20 %.Уплата этого налога сопровождается необходимостью ведения налогоплательщиком дополнительного налогового учета, поскольку установленный Налоговым кодексом порядок группировки и учета отдельных объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка, действующего в бухгалтерском учета.

Законами субъектов Российской Федерации налоговая ставка может  быть понижена для отдельных категорий  налогоплательщиков.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2006 N 75-ФЗ, вступившим в  силу с 8 июля 2006 года, пункт 1 статьи 284 НК РФ дополнен нормой, согласно которой  для организаций-резидентов особой экономической зоны законами субъектов  Российской Федерации может устанавливаться  пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения  раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и  доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ [3].

В 2002, 2003, 2004, 2005 году размер налоговой ставки составлял 24 %. Из которых: 7,5% зачисляется в федеральный бюджет, 14,5% (но не ниже 10,5%) – в бюджеты субъектов Российской Федерации, 2% - в местные бюджеты п. 1 ст. 284 НК РФ, Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ с 1 января 2009 г размер налоговой ставки составил 20% из которых 2 зачисляются в Федеральный бюджет,18% (но не ниже 13,5%)в бюджеты субъектов Российской Федерации п. 1 ст. 284 НК РФ; пп. "а" п. 23 ст. 2; Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ; ст.1 Федерального закона от 30.12.2008 N 305-ФЗ налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 20% не менялся включительно 2011 года.

1.2. Налоговая  модель налога на прибыль

1.2.1. Юридический состав  налога на прибыль

В Российской налоговой системе  налог на прибыль предприятий  и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения  национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также консолидированного бюджета субъектов РФ.

Налогообложение прибыли - важнейший элемент налоговой политики любого государства. Налог на прибыль служит значительным источником формирования доходной части бюджетов разных уровней.

Налог на прибыль был введен в ходе налоговой реформы 1992 г. До этого формирования доходной базы бюджетов осуществлялось в виде платы за фонды, фиксированных (рентных)платежей, свободного остатка прибыли и отчислений прибыли. Это были платежи, характерные для административной экономики, поэтому не представлялось возможным их использование в условиях рынка.

Налог на прибыль представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог.

Плательщиками налога на прибыль  являются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Р.Ф через постоянные представительства и получают доходы от источников РФ.

Филиалы на территориально-обособленные подразделения организации могут  исполнять обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль, что позволяет  исчислять часть налога в те региональные бюджеты, на территории которых налогоплательщик извлек доход.

Уплаты налога на прибыль  в бюджеты субъектов РФ по месту  нахождения обособленных подразделений  производиться исходя из доли прибыли, приходящийся на эти обособленные подразделения. Это доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса с остаточной стоимостью амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику сумму налога, приходящуюся на все подразделения, расположенные в одном субъекте РФ, можно рассчичитать исходя из ходя из их совокупной прибыли. О том, какой филиал будет платить налог, следует уведомить все налоговые инспекции, в которых состоят на учете обособленные подразделения организации.

Не являются плательщиками  налога на прибыль организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный  доход для определенных видов  деятельности, организации, применяющие  упрощенную систему налога обложения, учета и отчетности, организации  игорного бизнеса организации - плательщики  единого сельскохозяйственного  налога.

Объекты налога обложения  являются прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций такой  прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов. Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства, прибыль рассчитывается как полученный этим правительством доход за вычетом производственных расходов.

1.3. Роль налога  на прибыль в формировании  
доходной части бюджета РФ

1.3.1. Формирование дохода  федерального бюджета

Федеральный бюджет – главное  звено бюджетной системы Российской Федерации. Он является основным инструментом перераспределения внутреннего  валового продукта национального дохода в масштабах государства в  целом.

Именно на федеральном  уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной  политики в стране, выбор бюджетных  приоритетов, определение основных принципов построения межбюджетных отношений.

Доходы федерального бюджета  формируются за счет налоговых и  неналоговых поступлений, средств  по взаимным расчетам с бюджетами  субъектов РФ, других безвозмездных  перечислений, а также остатка  средств на конец предыдущего  года.

К основным налоговым доходам  федерального бюджета относятся:

  • НДС;
  • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  • налог на прибыль (доход) организаций;
  • налог на доходы от капитала;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • платежи за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные и регистрационные сборы и др.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • доходов от использования или продажи имущества, находящегося в Федеральной собственности;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (в размерах, устанавливаемых Правительством РФ);
  • прибыли Банка России по нормативам, установленным федеральными законами);
  • доходов от внешнеэкономической деятельности;
  • доходов от реализации государственных запасов и резервов.

Бюджетная статистика свидетельствует, что основные поступления в федеральный  бюджет России состоят из налоговых  платежей, на долю которых приходится более 80 % поступлений.

Налоговые поступления в  федеральный бюджет РФ за январь-июнь 2011 года выросли на 39,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составили 2,17 триллиона рублей.

В июне 2011 года, по предварительным  данным, в федеральный бюджет РФ поступило администрируемых ФНС  доходов в сумме 412,7 миллиарда  рублей, что в 1,7 раза больше, чем  в июне 2010 года.

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составили 44 процента, НДС - 41 процент и налога на прибыль - 7 процентов, Прочие поступления (штрафы, пени, за нарушение сроков уплаты налоговых платежей).

Рис.1. Администрируемые ФНС России доходы  
федерального бюджета

Поступления налога на прибыль  организаций в июне 2011 года составили 27 миллиардов рублей, или в 1,5 раза больше, чем в июне 2010 года. За январь-июнь 2011 года по сравнению с январем-июнем 2010 года поступления выросли на 37,1 процента.

Информация о работе Ретроспективный анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ